Профессиональная компетенция педагогов в условиях ФГОС ДО
материал на тему

Круглый стол: "Профессиональная компетенция педагогов в условиях ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyystol.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           КРУГЛЫЙ СТОЛ

Тема: «Профессиональная компетенция педагогов в условиях  ФГОС  ДО»

Состав участников: Жилкина Л.В., Лагуткина М.А., Абрамова М.А., Кусакина А.С.

Цель: Раскрыть широкий спектр мнений по  вопросу профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС ДО с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной  проблемой и  достигнуть консенсуса.

Задачи:

1.Мобилизация и активизация участников круглого стола на решение конкретных проблем.

2.Придоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо чётко разграничить разные позиции сторон.

3.Выработка приемлемых для всех участников  решений по вопросу профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС  ДО.

Komnetense- подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий.  Компетентность –наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Ведущий:

Современные условия развития Российского общества диктуют переход  на качественно новый уровень образования. Новые ФГОСы  предъявляют новые требования к профессиональной компетентности педагога. (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544Н « Об утверждении профессионального стандарта « Педагог» ).

В качестве основных требований к педагогу предъявляются не только хорошее знание своего направления, но и мотивация к профессиональному развитию, самосовершенствованию. Как сказал Александр Григорьевич Асмолов  на втором всероссийском съезде дошкольных работников: «Кадры решают всё» и «При подготовке педагогических кадров необходимо учитывать три основных направления: ИГРА, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ. Основная цель  нового стандарта – не только научить педагога учить детей, но и учиться самому. Стандарт обеспечивает объективную оценку – от умения  преподнести учебный материал до личностного отношения к направлению работы.

Ведущий: А теперь давайте предоставим слово участникам круглого стола.

1.Выступающий

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного  образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет  личностное и  профессиональное развитие педагогов.

Ученые А.С.Белкин и В.В.Нестеров считают: «В  педагогическом плане  компетенция-  совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной  деятельности в образовательном  пространстве.

Компетенция применительно к профессиональному образованию- способность применять  знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

-воспитательно-образовательной;

-учебно-методической;

-социально-педагогической.

Ведущий:  Охарактеризуйте пожалуйста эти направления.

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающий среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;  умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых  результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знания образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс,  владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных  программ и пособий, компетентный воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержания каждого направления деятельности.

Социально-педагогическая  деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях  взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями.

Ведущий: Теперь давайте предоставим возможность высказать свою точку зрения следующему участнику нашего круглого стола.

2 Выступающий.

Я поддерживаю мнение предыдущего коллеги. Действительно современное общество предъявляет более высокие требования к современным педагогам. После принятия нового закона об образовании были приняты новые ФГОСы ДО – федеральные государственные стандарты дошкольного образования. У педагогических работников, реализующих ФГОСы, должны быть сформированы основные компетенции. Данные компетенции предполагают:

1)обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством:

- создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том  числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;

- проявления чуткости к интересам и возможностям детей;

-непосредственного общения с каждым ребёнком.

2) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

3) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которые должно обеспечить:

- вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий;

- уважение индивидуальности каждого ребёнка, его права быть непохожим на других;

- недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельность в разных видах деятельности;

- широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство, используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предмето- образовательной среды;

- условия для овладения средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей;

- организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

4)открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников:

- непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- взаимодействие с семьёй по вопросам обучения и воспитания ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказание консультативной помощи.

Ведущий : здесь говорилось много правильных слов, но хотелось бы услышать как конкретно этот вопрос освещается в профессиональном стандарте.

3 Выступающий.

Правильно говорят , что новое- это хорошо забытое старое. Говоря о профессиональной компетенции мы подразумеваем профессионализм педагога, а говоря о компетенциях- знания, умения и навыки педагога. В ФГОСах в разделе «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» выделены три ключевые компетенции: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания.

Трудовые действия: 

- участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

- участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через  обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.

- планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и / или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

- организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.

- участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга  с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и /или дошкольного возраста.

- реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и д.р.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

-развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

- формирование психологической готовности к школьному обучению.

- создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными( в том числе ограниченными) возможностями здоровья.

- организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно- исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной;  конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.

-организация  конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участков совместной деятельности, материалов.

-активное использование недирективной   помощи и поддержка детской инновации и самостоятельности в разных видах деятельности.

-организации образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с  учетом его особых образовательных потребностей.

Необходимые умения:

- организовать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно- исследовательская,  игра (ролевая,  режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей. В том числе обеспечения игрового времени и пространства.

- применять методы физического, познавательного и  личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.

- использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга,  позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у  них качеств. Необходимых для дальнейшего обучения и  развития на следующих уровнях обучения.

-владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).

-выстраивать партнерское взаимодействие с родителями( законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

- владеть ИКТ- компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

- специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

- основные психологические подходы:  культурно-исторический, деятельностный   и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.

- общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

- особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

- основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

- современные тенденции развития дошкольного образования.

 Другие характеристики:

- соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

Ведущий.

Участники круглого стола высказали свое мнение о педагогической компетентности педагогов. В процессе дискуссии удалось определить основные направления содержания образовательной  деятельности педагога  дошкольного образования в современных условиях. Развитие общества не стоит на месте, совершенствуются методы и технологии работы, выдвигаются все новые требования к процессу работы и личности педагога. Именно поэтому одна из основных и первоначальных задач современного педагога – всестороннее и непрерывное развитие. ФГОС – это огромная возможность для творчества! Если раньше для нас девизом было: «УЧИТЬ», то сегодня: «РАЗВИВАТЬ»,

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО

В статье раскрыты пути, методы и приемы работы с педагогами ДОУ, направленные на повышение их профессионального уровня в условиях реализации фГОС ДО...

Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

В первые в российском образовании разработан Профессиональный стандарт "Педагог", который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству обра...

Проект "Развитие профессиональной компетенции педагога ДОУ по ФГОС ДО".

Проект "Развитие профессиональной компетенции педагога  ДОУ по ФГОС ДО"....

Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО»

Семинар-практикум "Развитие профессиональных компетенций педагога как условие  реализации  ФГОС ДО" будет способствовать повышению уровня профессионализма педагогв ДОО....

Доклад «Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС дошкольного образования».

Повысить профессиональную компетенцию участников образовательного процесса.Содействовать развитию  у педагогов стремления к совершенствованию.Активизировать усилия педагогов на развитие своих про...