Служба ранней помощи
презентация

Васькова Лариса Петровна

В данном нормативном документе освещены основные направления службы ранней помощи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slzhba_ranney_pomoshchi.ppt764 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2016 г. № ВК­15/07 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛЕЙ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ И КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ КОРРЕКЦИИ ПЕРВЫХ ПРИЗНАКОВ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Слайд 2

Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап его развития, который предполагает: - максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи; - сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи; - снижение временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребенка); - построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка; - обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи.

Слайд 3

Актуальность создания системы ранней помощи обусловлена: - расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовностью детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к интеграции в дошкольные образовательные организации; - наличием существенных региональных различий в положении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семей и отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи, учитывающей разнообразие региональных возможностей; - потребностями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей; - значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и отсутствием целостной модели их комплексного сопровождения.

Слайд 4

Причинами, актуализирующими необходимость развития вариативных форм психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям, стали следующие факторы: - низкое качество репродуктивного здоровья родителей; - снижение уровня здоровья детской популяции в возрастном диапазоне от рождения до младшего школьного возраста; - дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями; - накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста; - высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.

Слайд 5

Основные типы организации системы ранней помощи: 1. Создание сети типовых служб ранней помощи, как правило, на базе учреждений одного ведомства, обеспечивающих максимальный охват муниципальных образований, определение единого информационно-методического центра. Эффективность межведомственного взаимодействия при этом обеспечивает специально разработанный регламент взаимодействия органов исполнительной власти, учреждений разной ведомственной принадлежности. 2. Система ранней помощи, в которой центральное место занимает одно крупное учреждение (областное, краевое), выполняющее не только координирующую функцию, но и обеспечивающее максимальный объем практической и методической деятельности. При этом другие организации-участники наделены гораздо меньшим функционалом и осуществляют отработку отдельных технологий и организуют работу новых структур . 3. Организация ранней помощи, при которой открытие служб ранней помощи и внедрение новых технологий сосредоточено на базе нескольких профильных учреждений системы здравоохранения, образования и социального обслуживания населения .

Слайд 6

Цели создания системы ранней помощи: - раннее выявление риска развития нарушений здоровья и нарушений здоровья у детей от 0 до 3 лет; - создание единой системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, основанных на внутри- и межведомственном взаимодействии, обеспечивающих возможно более полную компенсацию нарушений здоровья; - обеспечение услугами по развитию таких детей во избежание возникновения нарушения развития здоровья или коррекции для уменьшения уже возникших нарушений; - формирование и развитие способностей таких детей для их оптимальной адаптации и интеграции в общество; - предоставление помощи родителям в создании оптимальных условий для развития и обучения ребенка в условиях семьи, повышения уровня компетентности родителей и других членов семьи для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка, планирования жизни ребенка в будущем; - содействие социальной интеграции семьи и ребенка; - развитие системы мероприятий по профилактике инвалидности и нарушений здоровья у детей; - обеспечение подготовки и перехода ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в дошкольную образовательную организацию.

Слайд 7

Главные условия эффективного функционирования Службы ранней помощи: - максимальное приближение Службы ранней помощи к месту жительства ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, ребенка группы риска; - функционирование на основе междисциплинарного взаимодействия специалистов; - семейно-центрированный характер деятельности.

Слайд 8

Целевые группы населения, в отношении которых осуществляется деятельность Службы ранней помощи: - дети с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе дети-инвалиды раннего возраста; - дети группы риска возникновения отклонений в развитии. Основные критерии отнесения ребенка к категории нуждающихся в ранней помощи: - возраст ребенка в диапазоне значений от рождения до 3 лет; наличие интеллектуальных, сенсорных, эмоциональных, двигательных, речевых недостатков развития, их сочетаний или риска их возникновения; наличие потребности в специальном комплексном сопровождении; - семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми группы риска раннего возраста.

Слайд 9

категории детей с ограниченными возможностями здоровья: - дети с нарушениями функций слухового анализатора, в том числе дети после кохлеарной имплантации; - дети с нарушениями функций зрительного анализатора; - дети с нарушениями двигательного развития; - дети с расстройствами аутистического спектра; - дети с нарушением интеллектуального развития; - дети с нарушениями предречевого и раннего речевого развития; - дети со сложными (множественными) недостатками развития; - дети с хроническими соматическими заболеваниями; - дети, воспитывающиеся в неблагоприятной социальной среде, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Слайд 10

Направления работы службы ранней помощи: 1. Диагностическое направление , в рамках которого осуществляется деятельность по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи. 2. Коррекционно-развивающее направление обеспечивает: помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута на базе межведомственного взаимодействия; разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста. 3 . Консультативное направление предполагает реализацию специальных программ обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс. 4. Информационно-просветительское направление обеспечивает поддержку общественных инициатив, направленных на совершенствование гарантий свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями.

Слайд 11

В системе ранней помощи на этапах функционирования системы ранней помощи оказываются следующие услуги : 1. На этапе выявления ребенка, нуждающегося в ранней помощи, и направления в службу ранней помощи: выявление детей целевых групп; направление в Службу ранней помощи. 2. На этапе вхождения ребенка из семьи в целевую группу получателей ранней помощи : координация получения услуг ранней помощи, информирование о программах ранней помощи в регионе; оценка развития ребенка и среды для разработки комплексной индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи; разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи. 3. На этапе реализации индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи : сопровождение реализации индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи; консультирование и обучение членов семьи; социально-психологические услуги; психологическая помощь ребенку и семье; формирование и развитие социально-бытовых навыков ребенка; формирование и развитие речи, навыков общения; развитие двигательной активности; использование вспомогательных технологий и оборудования, а также поддержка развития детей с нарушениями слуха, с нарушениями зрения. Предполагаются также медицинские, транспортные, патронажные и иные услуги.

Слайд 12

Решение задачи по совершенствованию механизмов выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, предполагает . - внедрение новых методов неонатального и избирательного скрининга, направленного на выявление расширенного спектра наследственных болезней обмена веществ, для которых разработано специфическое лечение; - совершенствование выявления детей с легкими и умеренными нарушениями слуха среди детей второго года жизни; - внедрение методик раннего выявления детей с расстройствами акустического спектра; - внедрение методик раннего выявления детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами, с нарушениями функций зрения, речи, с задержкой развития взаимодействия и общения, подвижности, игры, самообслуживания и других аспектов функционирования; - развитие консультационных услуг семьям в организациях, предоставляющих психолого-педагогические услуги ранней помощи; - распространение среди населения информации о ранних признаках отставания ребенка в развитии, об организациях, в которые можно обратиться для выяснения состояния развития ребенка; - организацию выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, в медицинских организациях, в организациях социального обслуживания, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в бюро медико-социальной экспертизы, в образовательных организациях, предоставляющих услуги присмотра и ухода за детьми до трех лет, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в психолого-медико-педагогических комиссиях

Слайд 13

Многоэтапная модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья 1-й этап Медицинское обследование 2-й этап Комплексное обследование ребенка в ПМПК с целью выявления структуры нарушения, определения соотношения нарушенных и сохранных функций (потенциальных возможностей), подготовка рекомендаций, направление в Службу ранней помощи 3-й этап Диагностическое сопровождение ребенка в Службе ранней помощи 4-й этап Комплексное обследование ребенка в ПМПК с целью оценки динамики в развитии ребенка и определения дальнейшего образовательного маршрута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)

Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"...

Проект адаптированной образовательной программы для детей раннего возраста в службе ранней помощи с задержкой психического развития (риск нарушения)

        Создание службы ранней помощи в Учреждении для сопровождения семей с детьми раннего возраста с задержкой психического развития или с риском нарушения, позволяет оказ...

Служба ранней помощи семье. «Раннее развитие ребенка»

Курс "Раннее развитие ребенка" помогает мамам и папам улучшить способность ребенка к самостоятельному функционированию в повседневной жизни, познакомиться с основами педагогической работы по...