Выступление в рамках районного постоянно-действующего семинара педагогов ДОУ
материал (старшая группа) на тему

Прохорова Евгения Васильевна

Обучение старших дошкольников способам обследования величин предметов на математических занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования                                  «Холмский городской округ» Сахалинской области

Россия, 694620, Сахалинская обл.,                                                                                      тел./факс (42433)2-01-98 

г. Холмск, Восточный пер., дом 18                                                                                E-mail:dou-2skazka@mail.ru

Выступление воспитателя МБДОУ детского сада №2 «Сказка»

Прохоровой Евгении Васильевны

в рамках районного постоянно - действующего семинара педагогов ДОУ

14 ноября 2017 г.

Тема: «Обучение старших дошкольников способам обследования

 величин предметов на математических занятиях»

г. Холмск

2017

Большую роль в развитии детского интеллекта играет математика. В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

        Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений.

 Общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т.д.         Потребность в измерении всякого рода величин, так же как потребность в счете предметов, возникла в практической деятельности человека на заре человеческой цивилизации. Так же как для определения численности множеств, люди сравнивали различные множества, различные однородные величины, определяя, прежде всего, какая из сравниваемых величин больше, какая меньше. Одна какая-нибудь величина принималась за эталон, а другие величины того же рода (длины, площади, объемы, массы и т.п.) сравнивались с эталоном.

С проблемой восприятия величины предметов, в той или иной мере, сталкиваются все педагоги, занимающиеся теорией математического развития дошкольников.

 Этой проблеме уделяли внимание отечественные педагоги З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.М. Леушина  и Л.С. Метлина. Рукописные материалы Леушиной А.М. были использованы при написании  учебных пособий в дальнейшем такими специалистами как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр. Л.В. Глаголева.

Например, Л.В. Глаголева считала, что семилетние дети должны научиться измерять сантиметровой линейкой и дециметром линии, стороны квадрата, прямоугольника; метром длину и ширину класса, длину дорожки в саду или грядки на огороде; они должны уметь нарисовать в тетради линию определенной длины, отмерить доску, полоску бумаги указанного размера и др. В своей практической работе она знакомила детей со следующими мерами: метром, дециметром, сантиметром и рекомендовала учить измерять руками, шагами, чашками, стаканами, ложками и т.д.

Ознакомление с величиной является одной из основных задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное восприятие размера.  Механизм восприятия величины у детей дошкольников складывается постепенно. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать у детей в результате игровых действий с различными игрушками и предметами, с которыми действует малыш.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью.  Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности.

 Обучение детей дошкольного возраста простейшим измерениям требует от ребенка:

- специфических умений;

-знакомства с системой мер;

- применения измерительных приборов.

 Использование условных мер делает доступным измерение маленьким детям. Термин «измерение условными мерами» означает возможность использовать средства измерения.

 Условная мера (мерка) — предмет, используемый в качестве средства измерения, своеобразное орудие измерения. В то же время она выступает как мера (единица измерения) в данном конкретном случае:

- лентой, веревкой, палочкой, шагом может быть измерена длина дорожки в саду;

- ложкой, чашкой, банкой, стаканом определяется объем жидких и Сущность использования условных мерок заключается в сравнении какой-либо величины с определенной величиной того же рода, называемой единицей измерения. Условная мерка подбирается с учетом особенностей измеряемого объекта.

 Потребность в простейших измерениях возникает у детей в практических делах:

- сделать одинаковые по длине и ширине грядки;

- встать друг за другом по росту на занятиях гимнастикой;

- определить, чья постройка оказалась выше;

- кто на занятиях по физкультуре прыгнул дальше и т.д.

В детском саду наиболее часто требуется произвести измерение для выполнения различных заданий конструктивного характера, в строительных играх, на занятиях по изобразительной деятельности и физкультуре, в быту.

Наблюдая практическую и хозяйственную деятельность взрослых, дети часто сталкиваются с различными измерениями. Им в общих чертах известна работа продавца в промтоварном магазине, его действия при продаже тканей, лент, тесьмы и т.д. Дети имеют некоторое представление о том, как выбирается одежда или обувь нужного размера. Измерение объема жидких и сыпучих веществ они наблюдают, когда покупают вместе с родителями разнообразные продукты в магазине.

Так, постепенно складывается общее представление о значении измерительной деятельности. Этому способствуют экскурсии в магазины, которые проводятся целенаправленно, а также самостоятельные наблюдения детей. Отражая труд взрослых в сюжетно-ролевых играх «Ателье», «Магазин тканей», «Гастроном» и др., дети воспроизводят и действия измерения.

Дошкольники прочно закрепляют признак величины за тем конкретным предметом, который им хорошо знаком: «Слон большой, а мышка маленькая». Маленький ребенок довольно часто в своих играх вообще игнорирует признак величины: старается уложить большую куклу в маленькую кровать, посадить большого мишку на маленький стул и т. д.

Дети трехлетнего возраста ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Когда им среди нескольких предметов надо найти самый высокий и самый длинный, они, как правило, останавливают свой выбор на самом большом.

        Четырехлетние дети подходят к выбору предметов по высоте, длине или ширине, если эти признаки ярко выражены. Когда, например, высота значительно превосходит другие измерения, малыши легко замечают это. Чаще всего дети этого возраста характеризуют предметы по какой-либо одной протяженности, наиболее ярко выраженной, чем другие, а поскольку длина, как правило, является преобладающей у большинства предметов, то и выделение длины легче всего удается ребенку.

С этого учебного года я начала работать с детьми старшей группы и заметила, что большое число ошибок они делают при показе ширины. И наиболее успешно справляются с этими заданиями при непосредственном сравнении двух  предметов.

Необходимо заметить, что само слово величина непонятно многим детям, так как они редко слышат его. Когда внимание детей обращается на размер предмета, воспитатели предпочитают пользоваться словами одинаковый, такой же, которые многозначны (например, одинаковый по цвету, форме, величине), поэтому их следует дополнять словом, обозначающим признак, по которому сопоставляются предметы (найди такой же по величине: длине, ширине, высоте и т. д.).

Выделяя то или иное конкретное измерение, ребенок стремится показать его (проводит пальчиком по длине, разведенными руками показывает ширину и т. П.). Эти действия обследования очень важны для более дифференцированного восприятия величины предмета.

Неумение дифференцированно воспринимать величину предметов существенно влияет на обозначение словом предметов различных размеров. Чаще всего дети 3-4-лет по отношению к любым предметам употребляют слова большой маленький. Но это не означает, что в их словаре отсутствуют более конкретные определения. В отдельных случаях дети с разной степенью успешности употребляют их. Так, о шее жирафа говорят длинная, о матрешке — толстая. Довольно часто одни определения заменяются другими: вместо тонкая говорят узкая и т. П. Это связано с тем, что окружающие детей взрослые часто пользуются неточными словами для обозначения размера предметов.

Диагностируя объем математических знаний в начале учебного года, я выяснила, что 5—6 летние дети лет знают, что для определения длины, ширины, высоты предмета его надо измерить, и называют, с помощью каких предметов это можно сделать: линейкой, метром, сантиметром, даже приблизительно описывают процесс измерения своего роста. Они рассказывают о тех способах, которые обычно применяются в семьях: «нужно поставить вместе, спиной друг к другу», «мерить головами»; «можно на стенке, двери подчеркнуть».

 Педагогическая работа по обучению детей измерительным умениям строится в определенной последовательности:

- вначале формируется представление о величине как пространственном признаке предмета.

- в дальнейшей работе, детей учат при сравнении нескольких предметов одним из них пользоваться как образцом.

- практические приемы приложения и наложения применяются для составления упорядоченного (сериационного) ряда.

- задача последующей работы учить на глаз определять размеры различных предметов, а также пользуясь условной меркой.

Детей в детском саду учат выделять данный признак наряду с другими, пользуясь специальными приемами обследования: приложением и наложением. Практически сравнивая (соизмеряя) контрастные и одинаковые по величине предметы, малыши устанавливают отношения «равенства — неравенства».

Результаты сравнения отражаются в речи с помощью прилагательных: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине), шире, уже, одинаковые (равные по ширине), выше, ниже, одинаковые (равные по высоте), больше, меньше, одинаковые (равные по величине) и т. д.

Таким образом, на первоначальном этапе предусматривается лишь попарное сравнение предметов по одному признаку.  

Практические приемы приложения и наложения применяются для составления упорядоченного (сериационного) ряда. Затем дети учатся создавать его по правилу. Располагая предметы (3-5 штук) в возрастающем или убывающем порядке по длине, ширине, высоте и другим признакам, они отражают это в речи: самая широкая, уже, еще уже, самая узкая и др.

Задача последующей работы – закрепить умение строить сериационный ряд предметов по длине, ширине, высоте и другим признакам, правильно отражая это в речи, развивать глазомер детей, учить на глаз определять размеры различных предметов, сопоставляя их с величиной известных предметов, а также пользуясь условной меркой.

Расширяется также и круг сравниваемых предметов. Введение измерительной деятельности требует:

- опыта дифференцированной оценки детьми длины, ширины, высоты, размера предмета в целом, что позволяет сосредоточить внимание ребенка на собственно измерительных действиях;

- умения координировать движение руки и глаза, что является непременным условием точности при выполнении измерений;

-  уровня развития счетных умений и количественных представлений детей, благодаря чему они могут сочетать измерение и счет;

- способности к обобщению, являющимся важным фактором осмысливания сущности измерения.

Уже со среднего дошкольного возраста необходимо осуществлять самую непосредственную подготовку к введению измерения с помощью условной мерки.  Эту работу следует проводить путем: 

- «моделирования» измерения (дети укладывают в ряд несколько равных коротких палочек, воспроизводя длину одной длинной);

- применение мерки-посредника.

Эти средства используются для сравнения, уравнивания и комплектования предметов по признаку величины.

В старшем дошкольном возрасте обучение измерению подчинено задаче формирования более точного восприятия величины сравниваемых предметов с помощью условных мерок. До введения измерения условными мерками детей следует научить:

- выделять в предметах определенные признаки (длину, высоту, ширину, объем);

- соизмерять объекты по этим признакам, определяя их равенство или неравенство.

 Детей следует знакомить:

- с правилами измерения условной меркой;

- научить дифференцировать объекты, средства измерения и результат, осознавать результат через количество мерок как одного из случаев функциональной зависимости;

- развивать умение давать словесные отчеты о выполнении задания и на этой основе углублять представления о связях и отношениях между числами;

- использовать навыки измерения для деления целого на части;

- развивать глазомер.

 В детском саду дети должны овладеть несколькими видами измерения условной меркой, которые выделяются в зависимости от особенностей объекта и мерки:

- «линейное» измерение, когда дети с помощью полосок бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов;

- определение объема сыпучих веществ: кружкой, стаканом, ложкой и другими емкостями вымеряют количество крупы, сахара в пакете, в мешочке, в тарелке и т.д.;

- измерение объема жидкостей, чтобы узнать, сколько стаканов или кружек молока в бидоне, воды в графине, чаю в чайнике и т.д.

Следовательно, этой работе должно: предшествовать формирование представлений о величине как свойстве   предметов.   К   моменту овладения   навыками   измерительной деятельности у детей должны быть прочными навыки счетной деятельности.

Педагогу необходимо заранее продумывать и отбирать предметы, которые будут использоваться в процессе обучения измерению. Для этой цели (измерения) привлекаются самые разнообразные бытовые предметы: веревки, тесьма, детали строительного материала (бруски), подкрашенная вода, песок, пакеты, мешочки, миски, тарелки, стаканы, чашки, ложки, банки.  

Широко применяются в практике работы с дошкольниками естественные мерки: шаг, горсть, расставленные в стороны руки и т.д.

Объекты для измерения ребенок может сам находить в окружающей обстановке: длина, ширина, высота стола, стула, шкафа, аквариума; количество семян, корма для рыбок, воды, необходимой для полива растений и многие другие.

В оборудование педагогического процесса при обучении измерению включаются при необходимости карандаши, ножницы, так называемые фишки-эквиваленты – мелкие однородные предметы (кружки, квадраты, треугольники, палочки, пуговицы и т.д.), служащие для точного подсчета числа мерок.

 Упражнениям, которые предлагаются для выполнения детям, целесообразно   придавать практическую направленность:

 - измерить полоски меркой и выбрать равные по длине и ширине для плетения ковриков;

- измерив ленту разделить ее на равные части, чтобы хватило всем девочкам в группе;

- отмерить нужное количество воды для полива растений, корма для рыбок.

Задания, предлагаемые в такой форме, будят мысль, активизируют знания, способствуют выработке гибкости навыков.

Определяя результат измерения, надо учить детей связывать получаемое число с названием мерки (длина стола равна четырем меркам, в тарелке две чашки крупы, в банке три стакана воды и т.д.).

Используя разные мерки при измерении одного и того же объекта, самостоятельно подбирая или выбирая их из нескольких, они осознают её условность. С этой же целью следует превращать саму мерку в объект для измерения. «Можно ли измерить саму мерку? Как это сделать и чем?»  спрашивает воспитатель детей. Постепенно дети с помощью взрослого приходят к пониманию мерка – это предмет для измерения, мерки могут быть разными. Н-р «Саша и Миша будут измерять полоской бумаги длину подоконника разными мерками». (получается разное количество мерок уложилось в длину подоконника.) Почему?

Первоначальное обучение измерению требует 10-12 занятий. Для этой работы отводится обычно часть занятия, а остальное время посвящается реализации других требований программы по формированию математических представлений. Обучение новому виду измерения может осуществляться в течение всего занятия. Постепенно обучение измерительной деятельности перемешается из первой части занятия в другие, в том числе заключительную, когда дети в достаточной степени освоят его.

С целью закрепления навыков можно давать домашние задания в измерении   объектов, объединившись с родителями. Важно, чтобы это взаимодействие   не было формальным. Воспитателю следует интересоваться выполнением домашнего задания.

Собственная измерительная деятельность детей должна сочетаться с наблюдением измерительной деятельности взрослых в процессе их труда. Такие наблюдения проводятся постепенно, в течение всего процесса обучения измерению. Приобретенные на занятиях по математике знания и навыки измерения закрепляются на занятиях по рисованию, аппликации, конструированию, в процессе труда в природе, в быту и т.д. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» за 2010-2011 уч. год

Одной из главных задач ДОУ является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Для достижения наилучшего результата в данном направлении в 2010 – ...

Диплом победителя во всероссийском постоянно действующем конкурсе для педагогов "Россыпь жизни и добра"

Конкурс методических разработок за работу: "Экспериментальная деятельность. Соль". 2 место...

Приказ об утверждении списка постоянно действующих членов Ассоциации педагогов ДОО МО.

Приказ 4. "Об утверждении списка постоянно действующих членов Ассоциации педагогов ДОО Московской области в 2021г....

Постоянно действующий семинар «Школа молодого педагога»

Постоянно действующий семинар «Школа молодого педагога»...

Программа постоянно действующего семинара для педагогов и сотрудников ДОУ «Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни воспитанников и педагогов ДОО».

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков сложна и многогранна. Ее изучение и развитие базируется на данных многих наук – биологии, экологии, медицины, психологии, педагогики,...