ОД в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Красавица картошка»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОД в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Красавица картошка»

Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Задачи:

- уточнить и расширить знания о картофеле; обогащать и систематизировать знания детей о картофеле.

- развивать познавательный интерес к экспериментальной работе, умение рассуждать;

-воспитывать любознательность, развивать речь, память.

Материал для занятий.

• Прозрачные, стеклянные сосуды.

• Терка, салфетка, ситечко.

• Пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей.

• Прозрачные пакеты (маленькие) для муки и крахмала по количеству детей.

• Вещество (йод) для добавления в крахмал.

• Полоски белого цвета, по количеству детей.

• Пластиковые тарелки с разными овощами для опыта (репа, редис, картофель, огурец) по количеству детей.

• Аудиозапись песни «Улыбка»«Ах, картошка» (музыка В. Шаинского).

• Половинки картофеля, зубочистки, гвоздика - для конструирования.

• Презентация «Откуда к нам пришла картошка».

• Ноутбук, проектор, экран.

Ход занятия:

Дети заходят в группу под музыку: звучит песня «Улыбка.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Анатольевна. Я очень рада вас видеть. Посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Гости улыбаются нам. И вы улыбнитесь им, подарите нашим гостям красивую улыбку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. Присаживайтесь на стулья. (Напоминает об осанке).

Воспитатель: Ребята, сегодня утором на мой телефон пришло смс сообщение с незнакомого номера телефона. Послушайте: «Ольга Анатольевна, добрый день. Мы маленькие зеленые человечки с планеты Марс. Узнали, что на вашей земле растет необычный вкусный и полезный овощ. Нам бы очень хотелось все про него узнать. Помогите, нам пожалуйста» Знаете, я тут подумала, что одна с просьбой не справлюсь и решила прийти к вам. Ребята, поможете мне разобраться, какой это необычный овощ и из чего он состоит?

Дети: Да.

В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне -

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

Из чего он состоит и как болезни победит.

Воспитатель: Вы уже догадались, о каком овоще пойдет речь?

Дети: О картошке.

Воспитатель: Ребята, вы знаете Родину картофеля, кто его привез к нам в Россию?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, что нам расскажет о картофеле моя помощница - виртуальная энциклопедия.

(Показ презентации «Откуда к нам пришла картошка»)

Воспитатель: Ребята, напомните, откуда к нам пришел картофель? Кто его в нашу страну привез? Для чего он нам нужен? Какие блюда из картофеля можно приготовить? Чем полезен картофель?

Дети: ответы детей.

ВоспитательКартофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: проводят опыты.

Воспитатель: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории.

- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;

- быть предельно аккуратным.

Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию.

(Дети садятся за столы)

Нас здесь встречает знаменитый овощ:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь правда, вкусная … картошка.

Воспитатель: Вот она душечка-голубушка.

Воспитатель: Ребята, перед вами терка, салфетка. Мы хотим узнать, какие вещества входят в состав картофеля. Как это сделать?

Опытно - экспериментальная деятельность:

1)Натереть сырой картофельРезультат: жидкая кашица.

2) Положить половинку картофеля на салфеткуРезультат: на салфетке останутся следы от воды (сок картошки)

Вывод: в картофеле есть вода. (Воспитатель вывешивает карточку со знаком вода на мольберт)

3) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

4) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество.

5) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.

Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.

Повторите слово - крахмал.

Вывод: в картофеле есть крахмал.

Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.

Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.

Воспитатель: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.

Физкультминутка.

В огород пойдем

Урожай соберем (дети маршируют на месте)

Мы морковки натаскаем (таскают)

И картошки накопаем (копают)

Срежем мы кочан капусты (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный (показывают)

Щавеля нарвем немножко (рвут)

И вернемся по дорожке (дети маршируют на месте)

Воспитатель: Молодцы!

Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.

6) Сравнение крахмала с мукой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

Дети: Потому, что крахмал похож на муку.

Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.

- Что можно сказать о цвете муки?

Дети: мука желтовата. (Воспитатель в таблице сравнения муки и крахмала отмечает все сходства и различия).

Вывод: мука желтоватого цвета.

Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?

Дети: Крахмал белого цвета.

Вывод: Крахмал белого цвета.

Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?

Дети: Она мягкая.

Вывод: Мука мягкая, не скрипит.

Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?

Вывод: Крахмал хрустит.

Воспитатель: Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)

- Что можно сказать о запахе муки?

Дети: мука без запаха.

Вывод: мука не имеет запаха.

- Что можно сказать о запахе крахмала?

Дети: крахмал без запаха.

Вывод: крахмал не имеет запаха.

Воспитатель просит рассказать о результатах сравнения крахмала и муки по схеме 1-2 человек.

Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт: добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.

Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.

Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.

Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

(Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)

Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?

(Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Теперь, как настоящие исследователи, занесите ваши результаты опыта в карточки. (У детей карточки с изображением тех овощей, которые лежат на тарелках, надо напротив овоща поставить кружок темно-синего цвета или коричневого, в зависимости от наличия крахмала в данном овоще.)

Вывод: крахмал есть только в картофеле.

Воспитатель: Итак, мы сегодня с вами сделали открытия:

Картофель состоит из воды и крахмала,

- Крахмал содержится только в картофеле,

- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.

Воспитатель: Вывалить из мешочка картошку, зубочистки, гвоздику. - Что можно изготовить из этих материалов? (Дети сами изготавливают поделки).

Ручной труд.

Подведение итогов занятия:

Воспитатель: Что вы нового узнали о картофеле сегодня на занятии?

Ответы детей.

Молодцы, вы мне очень помогли. Сегодня из вас получились отличные исследователи! Я отправлю все наши сегодняшние результаты и ваши поделки в подарок нашим маленьким зеленым человечкам.

Мне понравилось у вас в гостях и на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот такие записные книжки. В них вы можете записывать результаты новых опыто


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по опытно - экспериментальной деятельности на тему: "Волшебная вода"

Способствовать развитию у детей познавательной деятельности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышению; познакомить со свойствами воды, о ее значимости....

Конспект занятия в старшей группе по опытно экспериментальной деятельности. «Есть ли воздух или нет».

Конспект занятия в старшей группе по опытно экспериментальной деятельности.«Есть ли воздух или нет».В рамках проекта «Дни науки в детском саду» (эксперимент с воздухом) .Цель: ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его удивительными свойствами» (с использованием метода экспериментирования)

Конспект НОД, способствующий формированию у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы; Занятие объясняет детям через какие материалы воздействует магнит, знакомит их с мет...

Конспект онлайн-занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности: «Секреты воздушного шарика»

Цель: расширение кругозора детей дошкольного возраста о воздушном шаре, его свойствах и возможностях.Задачи:- Развивать речь, внимание, интерес к процессу исследования.- Воспитывать устойчивый ин...

Конспект занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности на тему: "Магнит и его свойства"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что ...