Печатные статьи в периодических изданиях
статья по теме

* Социализация умственно отсталый ребенка в условиях компенсирующего ДОУ

Особенности развития когнитивных процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях компенсирующего ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik_novosyolova_e.l_g.angarsk_mbdou_no_81.docx19.42 КБ
Файл konferentsiya.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА

В УСЛОВИЯХ  КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ДОУ

                                                                Новосёлова Е.Л.,учитель- дефектолог

                                               МБДОУ компенсирующего вида  № 81 г. Ангарск

  В развитии аномального ребёнка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия. Процессы компенсации, т.е. замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – не всегда в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Считается, что социальное воспитание «особого» ребёнка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, единственно верный путь. Это означает включение ребёнка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно-полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.

  Работа с детьми на первой ступени развития должна быть подчинена решению следующих задач:

1. Развитие всех сторон познавательной деятельности в процессе их недостатков.

2. Правильное воспитание, социальная адаптация и включение в социальную среду.

3. Подготовка к социально - бытовой и трудовой деятельности.

  В основе работы с детьми, осуществляемой с учётом их возможностей, лежат как общедидактические, так и специальные принципы обучения и воспитания. При этом такие общедидактические принципы, как наглядность, доступность, индивидуальный подход  имеют особое значение.

  Остановимся более подробно на таких критериях формирования социальной адаптации, как общение детей со сверстниками и со взрослыми, формирование навыков самообслуживания, игровой деятельности.

1. Формирование сотрудничества ребенка со взрослыми, и формирование способов усвоения социокультурного опыта.

  В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном, формирующим у нетипичного ребенка мотивы для деловой формы общения, основанной на совместных действиях взрослого и ребенка. Следует отметить, что, например для интеллектуально неполноценного ребенка характерна асинергия, т.е. отсутствие способности к совместной деятельности. В дальнейшем происходит формирование действий по указательному жесту и параллельное развитие функций внимания. Данный этап подготавливает ребенка к подражанию движениям и действиям с предметами. Затем само подражание становится осмысленным и позволяет начать формирование у ребенка поисковые способы ориентировки, в частности метода проб и ошибок. В свою очередь, данный метод и подражание подготавливают воспитанника к овладению действиями по образцу. Одним из главных требований к занятиям по рассматриваемому этапу работы выступает включение речи.

Таким образом, условия формирования сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками следующие:

*эмоциональный, визуальный и тактильный контакт;

*постановка перед ребенком  образовательных задач в доступной ему форме;

*подбор способов передачи ребенку социокультурного опыта, соответствующих уровню его актуального развития.

Выделяют следующие способы усвоения воспитанниками общественного опыта:

*подражание показанным действиям;

*действия по образцу и речевой инструкции;

*поисковые способы ориентировочной познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).

2. Формирование игровой деятельности умственно отсталых детей

Работа направлена на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно- игровым действиям, умения играть совместно с нормально развивающими детьми.

Игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, который обеспечивает всестороннее развитие ребенка, является одним из действенных средств обучения и воспитания. Поэтому должны использоваться и дидактические игры, и сюжетно-ролевые, и подвижные, и хороводные и т.д. Игра, по словам А.С. Макаренко, имеет для ребенка тоже значение, что для взрослого - работа, служба и т.п. Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет.

Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.

 В игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся онтогенетических недостатков. У ребенка воспитываются активность, самостоятельность, инициативность. Он учится действовать коллективно, закладываются основы продуктивной коммуникации. [1; 3]

3. Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей

Труд оказывает значительное воздействие на формирование личности ребенка, на улучшение его физического здоровья, создает благоприятные условия для корригирования интеллектуальной недостаточности, делает нетипичных детей независимыми в плане самообслуживания. К направлениям трудового воспитания детей в специальном ДОУ относятся:

А) занятия ручным трудом;

Б) воспитание навыков самообслуживания;

В) воспитание уважения к труду взрослых.

  Занятия ручным трудом представлены формированием продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей.

  Основная задача - сформировать интерес к изобразительной деятельности и заинтересованность в ее результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок к изобразительной деятельности, а именно: на развитие интереса к ней, развитие орудийных действий, зрительно-двигательной координации, ручной моторики, а также развитие восприятия предметов.

 В дальнейшем занятия изобразительной деятельностью (ИЗО) ориентированы на формирование у детей умения анализировать предметы, овладение способами обследования их свойств, качеств и передачи их через рисунок, лепку, аппликацию, конструирование, занятия с природным материалом, полуфабрикатами из дерева. Изобразительная деятельность напрямую связана с занятиями по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим, обучением игре. Поэтому занятия ИЗО начинаются с младшей группы.

Воспитание навыков самообслуживания

Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, при этом сами предметные действия становятся для ребенка социально значимыми. Трудовое воспитание проводится в детском саду по следующим разделам: формирование навыков самообслуживания и бытового труда; знакомство с трудом взрослых, привитие навыков по уходу за растениями и животными.

  Введение элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий. Воспитание трудовых навыков осуществляется в повседневной жизни и на специальных занятиях. В процессе занятий по труду дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по вербальной инструкции помогают развитию у детей словесной регуляции деятельности.

Воспитание уважения к труду взрослых

Формирование представлений о труде взрослых проводится в ходе каждодневных совместных наблюдений и в процессе занятий по ознакомлению с окружающим. Детям рассказывают о труде помощника воспитателя, повара, дворника, водителя, врача, то есть людей, которые окружают детей и труд которых доступен пониманию детей с нарушенным интеллектом. Основная задача педагога - показать определенный вид труда, его результаты, их значимость именно для детей, а также воспитывать у них чувство благодарности, обращать внимание на нравственные аспекты. Впоследствии круг профессий расширяется. Добавляются, в-первую очередь, профессии родителей. Организуются экскурсии в библиотеки, проводятся беседы, на прогулках обращается внимание детей на разнообразие трудовой деятельности человека.  [6; 7]

  Таким образом, социальная адаптация- приспособление, приведение индивидуального и группового поведения «особых» детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У «особых» детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания «особых» детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает «особым» детям возможность активного участия в общественной жизни.[1; 5]

Литература:

1. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. /– 1989. – С.92 – 100

2. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методические и социальные аспекты). /– М.: Медгиз, 1976. – 184с.

3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения./- М.: Просвещение, 1988-96с.

. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация./- М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.

6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи./-М.: Педагогика, 1991.-160с.



Предварительный просмотр:

Особенности развития когнитивных процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях компенсирующего ДОУ

                                                                Новосёлова Е.Л.,учитель- дефектолог

                                               МБДОУ компенсирующего вида  № 81 г. Ангарск

Ориентиром для коррекционного обучения  детей с нарушениями интеллекта явились результаты исследований А. В. Запорожца, которые показали, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам. и каждый возрастной период значим для формирования его личности. В каждом таком периоде формируются не только те качества и свойства психики, что определяют общий характер поведения ребенка, его отношение к окружающему миру, но и другие, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, появляющихся к концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию амплификации детского развития, предусматривающую создание определенных условий для обогащения всех сторон личностного развития и их взаимосвязь.

В основу современного дошкольного коррекционного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя особые, качественно отличающиеся специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ведущий тип деятельности; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.

В каждом психологическом возрасте главной является генетическая задача развития. Она появляется в результате противоречий в системе отношений «ребенок — взрослый». Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода к следующему возрастному этапу.

Известно, что элементы учебной деятельности формируются у умственно отсталых детей раньше, чем другие виды детской деятельности. В компенсирующем ДОУ №81 мы на основе уже имеющихся элементов учебной деятельности организуем работу по становлению ведущей (игровой) и типичных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой).

Основными целями нашего учреждения являются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.

 Кроме этого решаются диагностические, коррекционно-развивающие, образовательные и воспитательные задачи, каждая задача имеет свою цель.  

Особенным условием успешной результативности работы является систематизированная организация работы специалистов, а также предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с  ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни , укрепляющим его веру в собственные возможности.

Эту работу мы в учреждении осуществляем в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения. Корекционно-развивающее обучение детей с нарушением интеллекта определяет общие задачи на каждый год обучения и на каждый квартал пребывания ребенка в учреждении компенсирующего вида. В нем рекомендованы отдельные методы и приемы работы с умственно отсталыми детьми во всех четырех возрастных группах детского сада (группы формируются по годам обучения).

Развитие когнитивных процессов, является одной из важней задач в обучении умственно отсталого ребенка. Умение ребенка формировать представление о самом себе и   адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.

Данное направление  реализуется как на специально организованных занятиях, так и в процессе совместной деятельности учителя- дефектолога, воспитателя и музыкального руководителя.

  Формирование мышления включает работу по развитию наглядно- образного, наглядно- действенного мышления и становлению  элементов логического. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности, формирование познавательной активности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Важнейший этап развития мышления связан с речью.  В  процессе действий с предметами мы побуждаем детей к оречевлению своих  действий: рассуждений, умозаключений.

  Педагоги  нашего дошкольного учреждения понимают как важно, что с умственно отсталым дошкольником необходимо работать не теряя с ним визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка. Занятия  по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания,  подражания, формирования целостного образа предметов;  на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие тактильно- двигательного восприятия; на развитие вкусового восприятия.  Работа по этим направлениям значима для развития умственно отсталого ребенка . Формы и методы работы по этим направления строятся относительно начальным знаниям и умениям у.о. ребенка, распределяя по разным видам деятельности:  на занятиях, а также во время чтения худ. литературы,  во время наблюдений на прогулке, во время дидактических и конструктивных игр. Мы  предлагаем игры для родителей на закрепление материала.

  Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей происходит во всех видах детской деятельности, но в компенсирующем ДОУ это происходят поэтапно. На начальных этапах работы большое внимание уделяется развитию у детей невербальных форм общения- фиксации взгляда на лице взрослого. Пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового приветствия и прощения. Следующие этапы становления вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.

   На специальных занятиях по развитию речи  систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь. Кроме того, решаются специфические коррекционные задачи, формируются основные функции речи – фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная; осуществляется работа по коррекции произношения детей.

  Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Формирование игровой деятельность в нашем учреждении направлено на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям, умения играть со сверстниками. Игра является одной из важнейших форм усвоения программного обеспечения компенсирующего ДОУ.  Каждый из видов игровой деятельности несет познавательно- развивающий компонент. Конструктивные игры формируют у умственно отсталого ребенка умение определять форму, цвет, величину, правильно использовать и понимать предлоги, сравнивать приемом наложения. Дидактические игры: позволяют развивать все виды памяти, внимание, мышление, устанавливать причинно-следственные связи. Сюжетно-ролевая игра создает основу для возникновения функции замещения, необходимую для дальнейшего развития мыслительной и речевой деятельности ребенка. И социализации воспитанников.  

   Работа педагогического коллектива компенсирующего ДОУ  показывает  результат успешности учебного процесса и социализации выпускников. Наши выпускники зачисляются в общеобразовательные школы и в школу восьмого вида.  

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

Всего выпускников

28 человек

%

37

%

СОШ

15

53,5

20

54

С(К)ОУ

10

35,7

9

24

С(К) класс для детей-инвалидов

2

7,1

8

22

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                            детский  сад компенсирующего вида №81

                                       Доклад  на  тему:

Особенности развития когнитивных процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях компенсирующего ДОУ.

                                                                           Подготовила учитель- дефектолог

                                                                                                                                                    

                                                                           Новоселова Е.Л.

                                            г. Ангарск , 2015 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников». (статья для периодического педагогического издания)

Данный материал можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаю разные виды вечеров-досугов с активным участием родителей воспитанников. В статье представлен мой опыт сис...

Статьи в периодических изданиях

Консультации для родителей и воспитателей...

Публикации в профессиональных периодических изданиях

Публикации в профессиональных периодических изданиях...

Детские периодические издания на татарском языке

Информация о том, какие журналы для детей издаются на татарском языке...

"Современные периодические издания для детей дошкольного возраста"

Чтение журналов в дошкольном возрасте,  как и чтение книг,  имеет очень большое значение для развития личности ребенка, так как журналы содержат интеллектуальные, логические, творческие зада...

Изучение современных периодических изданий для педагогов ДОУ общеобразовательного и компенсирующего видов (материалы к практической работе)

Методическая разработка представляет собой описание дистанционного задания для студентов педагогического колледжа специальности "Специальное дошкольное образование", дисциплина  МДК 05....