Программа кружка дополнительного образования "Кукла и я!"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Орлова Анастасия Геннадьевна

Примерный план занятий для кружка дополнительного образования, занимающего по направлению - театрализованная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа218 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

города Химки № 53 «Росинка»

1 год обучения .

Возраст обучающихся:4 - 7 лет

             Автор-составитель:

            Орлова Анастасия Геннадьевна, педагог

                дополнительного образования

        

 г. Химки, 2017

                                                   

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукла и Я» является программой творческой  направленности.

Программа включает в себя такие подразделы:

  1. Организация театральной студии «Кукла и я» - знакомство со сказочной страной кукол.
  2. Система работы с детьми театральной студии- театр игрушки (настольный театр), освоение пальчикового театра, освоение варежковых кукол (рыбок), освоение варежковых кукол – говорунчиков, освоение штоковых кукол, освоение перчаточных кукол, знакомство с куклами марионетками, с платковыми, паркетными куклами, куклами - прыгунками, с куклами театра теней
  3. Упражнения, этюды игры - упражнения нна развитие голоса и речи, упражнения и этюды на создание игрового образа, психологические игры, игры – сказки, игры – развлечения.

Актуальность программы.

Использование кукольного театра в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию. Практически в каждой группе любого детского сада есть уголок театрализованной деятельности, где находятся различные виды театров ( пальчиковый, плоскостной, куклы би-ба-бо,). Известно, что дети любят играть театральными куклами, и эти игры побуждают ребенка к общению, творческому самовыражению.

Однако, несмотря на распространенность кукольного театра и. Казалось бы, традиционность его использования в работе с дошкольниками, на мой взгляд, потенциал увлекательных театрализованных игр далеко еще не исчерпан. Особенно это касается такого сложного вопроса, как воспитание личности ребенка, развитие его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей.

Главная идея создания театральной студии «Кукла и я» - это воспитание при помощи маленьких «воспитателей»- кукол, в действиях которых могут увидеть свое отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Важно так и то, что театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем ( трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, в понимании взрослых и др.). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи кукол, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствует себя защищенным. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Система работы с детьми в театральной студии «Кукла и я» направлена на эти важные, сложные цели и задачи, которые достигаются не сразу, а требуют длительного времени и кропотливой работы педагога.

   В современном мире постоянно происходит поиск новых форм исполнения, чтобы мотивировать интерес детей к данному виду , используются современные технические средства, аудио- и видео аппаратура.  

        Программа соответствует потребностям детей и их родителей, так как ориентирована на разный уровень подготовленности учащихся, приходящих в студию «Кукла и я». Гибкость и многоуровневая структура позволяют заниматься детям с различным уровнем психического и физического развития, и в то же время программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым учащимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.

Педагогическая целесообразность:

Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума.

В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.

При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность.

Цели и задачи программы:

Цель данной программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся.

Базовые задачи: развитие речи, освоение новых слов и понятий из театрального словаря, развития воображения и фантазии, а так же внимания, памяти, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, этюдах, сценках, развитие личностных качеств детей, эмоциональной сферы, укрепление психологического статуса ребенка.

Специальные ( дополнительные ) задачи: знакомство с новыми видами кукол и освоение действий с ними, освоение элементарных средств выразительности, развитие способности к импровизации, развитие осознанного отношения к исполнению роли в кукольном представлении, совершенствование навыков кукловождения, развитие выразительности, мимики, речи, пластики, продолжить формировать культуру поведения на сцене, развитие творческих способностей детей, расширение словаря и понятий.

Уровни сложности программы

Программа «Кукла и я» является разноуровневой. Это предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.

Сроки реализации программы

 I год обучения.

2017 – 2018 учебный год -  66 занятий.

                  Дети 4-7 лет- 2 раза в неделю по 20 минут группа 10-12 человек (33 часа)

Формы и режим занятий.

В занятии применяется : игровая деятельность, пальчиковая гимнастика, авторский песенный материал, упражнения для развития и совершенствования вокальной техники, музыкально- дидактические игры, пальчиковая и дыхательные гимнастики, народный  песенный материал.

Формы подведения итогов реализации

дополнительной общеобразовательной программы

Открытое занятие в середине года, этюды и сценки с театральными куклами , упражнения (промежуточная аттестация),     спектакль в конце года, участие в конкурсах и фестивалях.( итоговая аттестация)

Система отслеживания и оценивания результатов

В систему отслеживания и оценивания результатов входят: мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе, промежуточная и итоговая аттестация.

Мониторинг результатов обучения учащегося по дополнительной общеразвивающей программе проводится два раза в год (декабрь, май) с целью отслеживания результативности обучения учащихся по программам.

Программой предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения. Итоговая аттестация проводится в конце всего курса обучения по общеразвивающей программе.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

I год обучения для детей 4-7 лет.

Содержание программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в дополнительную общеобразовательную программу

0.20

0.20

_

2.

Упражнение для создания дружественной обстановки, знакомство.

0.30

0.10

0.20

3.

Знакомство с видами театральных кукол

2.30

2

0.30

4.

Тренинги на развитие воображения, игрового образа.

3

0.30

2.30

5.

Демонастрация- манипуляция

0.50

     0.50

-

6.

Формирование навыков кукловождения.

5.20

0.30

4.50

7.

Дыхательная гимнастика, работа со звуком

1.30

0.30

1

8.

Игры - импровизации

3

0.30

2.30

9.

Выступления детей. Сценки. Этюды. Драматизация диалогов, работа над сценическими движениями, речью, с элементами костюмов и декораций

8

1

7

10.

Пальчиковая гимнастика.

1

0.10

0.50

11.

Знакомство с разновидностями театров

2

2

-

12.

Изготовление кукол своими руками

1.30

0.30

1

13.

Игровая деятельность

1

-

1

14.

Праздники, конкурсы, фестивали.

1.30

1.30

15.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы.

1

-

1

 

ИТОГО:

33

9

24

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

I год обучения

п\п

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во минут

1

Октябрь

Введение в дополнительную общеобразовательную программу

Беседа

20

Упражнение для создания дружественной обстановки, знакомство.

Упражнение

4

Знакомство с видами театральных кукол

Рассказ, практическое занятие

16

Тренинги на развитие воображения, игрового образа.

Упражнения

19

Демонастрация- манипуляция

Демонстрация  

6

Формирование навыков кукловождения.

Упражнение

35

Дыхательная гимнастика, работа со звуком

Упражнение

10

Игры - импровизации

Практическое занятие

21

Выступления детей. Сценки. Этюды. Драматизация диалогов, работа над сценическими движениями, речью, с элементами костюмов и декораций

Практическое занятие

55

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение

8

Знакомство с разновидностями театров

Рассказ

14

Игровая деятельность

Игра

8

2

Ноябрь

Упражнение для создания дружественной обстановки, знакомство.

Упражнение

4

Знакомство с видами театральных кукол

Рассказ, практическое занятие

15

Тренинги на развитие воображения, игрового образа.

Упражнения

19

Демонастрация- манипуляция

Демонстрация  

6

Формирование навыков кукловождения.

Упражнение

35

Дыхательная гимнастика, работа со звуком

Упражнение

8

Игры - импровизации

Практическое занятие

19

Выступления детей. Сценки. Этюды. Драматизация диалогов, работа над сценическими движениями, речью, с элементами костюмов и декораций

Практическое занятие

55

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение

8

Знакомство с разновидностями театров

Рассказ

15

Игровая деятельность

Игра

8

Изготовление кукол своими руками

Практическое занятие

30

3

Декабрь

Упражнение для создания дружественной обстановки, знакомство.

Упражнение

4

Знакомство с видами театральных кукол

Рассказ, практическое занятие

18

Тренинги на развитие воображения, игрового образа.

Упражнения

21

Демонастрация- манипуляция

Демонстрация  

6

Формирование навыков кукловождения.

Упражнение

38

Дыхательная гимнастика, работа со звуком

Упражнение

10

Игры - импровизации

Практическое занятие

21

Выступления детей. Сценки. Этюды. Драматизация диалогов, работа над сценическими движениями, речью, с элементами костюмов и декораций

Практическое занятие

58

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение

8

Знакомство с разновидностями театров

Рассказ

15

Игровая деятельность

Игра

8

Итоговое занятие

Открытое занятие

30

4

Январь

Упражнение для создания дружественной обстановки, знакомство.

Упражнение

4

Знакомство с видами театральных кукол

Рассказ, практическое занятие

15

Тренинги на развитие воображения, игрового образа.

Упражнения

18

Демонастрация- манипуляция

Демонстрация  

6

Формирование навыков кукловождения.

Упражнение

30

Дыхательная гимнастика, работа со звуком

Упражнение

10

Игры - импровизации

Практическое занятие

17

Выступления детей. Сценки. Этюды. Драматизация диалогов, работа над сценическими движениями, речью, с элементами костюмов и декораций

Практическое занятие

45

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение

8

Знакомство с разновидностями театров

Рассказ

13

Игровая деятельность

Игра

8

5

Февраль

Упражнение для создания дружественной обстановки, знакомство.

Упражнение

4

Знакомство с видами театральных кукол

Рассказ, практическое занятие

18

Тренинги на развитие воображения, игрового образа.

Упражнения

21

Демонастрация- манипуляция

Демонстрация  

6

Формирование навыков кукловождения.

Упражнение

38

Дыхательная гимнастика, работа со звуком

Упражнение

10

Игры - импровизации

Практическое занятие

21

Выступления детей. Сценки. Этюды. Драматизация диалогов, работа над сценическими движениями, речью, с элементами костюмов и декораций

Практическое занятие

58

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение

8

Знакомство с разновидностями театров

Рассказ

15

Игровая деятельность

Игра

8

Изготовление кукол своими руками

Практическое занятие

30

6

Март

Упражнение для создания дружественной обстановки, знакомство.

Упражнение

4

Знакомство с видами театральных кукол

Рассказ, практическое занятие

18

Тренинги на развитие воображения, игрового образа.

Упражнения

21

Демонастрация- манипуляция

Демонстрация  

6

Формирование навыков кукловождения.

Упражнение

38

Дыхательная гимнастика, работа со звуком

Упражнение

10

Игры - импровизации

Практическое занятие

21

Выступления детей. Сценки. Этюды. Драматизация диалогов, работа над сценическими движениями, речью, с элементами костюмов и декораций

Практическое занятие

58

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение

8

Знакомство с разновидностями театров

Рассказ

15

Игровая деятельность

Игра

8

Изготовление кукол своими руками

Практическое занятие

30

7

Апрель

Упражнение для создания дружественной обстановки, знакомство.

Упражнение

4

Знакомство с видами театральных кукол

Рассказ, практическое занятие

18

Тренинги на развитие воображения, игрового образа.

Упражнения

21

Демонастрация- манипуляция

Демонстрация  

6

Формирование навыков кукловождения.

Упражнение

38

Дыхательная гимнастика, работа со звуком

Упражнение

10

Игры - импровизации

Практическое занятие

21

Выступления детей. Сценки. Этюды. Драматизация диалогов, работа над сценическими движениями, речью, с элементами костюмов и декораций

Практическое занятие

58

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение

8

Знакомство с разновидностями театров

Рассказ

15

Игровая деятельность

Игра

8

8

Май

Упражнение для создания дружественной обстановки, знакомство.

Упражнение

4

Знакомство с видами театральных кукол

Рассказ, практическое занятие

18

Тренинги на развитие воображения, игрового образа.

Упражнения

21

Демонастрация- манипуляция

Демонстрация  

6

Формирование навыков кукловождения.

Упражнение

38

Дыхательная гимнастика, работа со звуком

Упражнение

10

Игры - импровизации

Практическое занятие

21

Выступления детей. Сценки. Этюды. Драматизация диалогов, работа над сценическими движениями, речью, с элементами костюмов и декораций

Практическое занятие

58

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение

8

Знакомство с разновидностями театров

Рассказ

15

Игровая деятельность

Игра

8

Итоговое занятие

Концерт

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.

Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....

Как разработать программу кружка дополнительного образования

Предлагаемая презентация раскрывает этапы разработки авторской программы кружка по художественному творчеству "Ярмарка чудес".Подготовлена мною для представления перед педагогами в ДОУ и на ...

Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"

Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие  навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

Программа кружка дополнительного образования "Живые буквы"

Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению.5...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....