Статья "Педагогическая поддержка нравственного самоопределения несовершеннолетнего - одно из условий его духовно-нравственного развития"
статья на тему

Съедина Татьяна Николаевна

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nr._vospitanie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая поддержка нравственного самоопределения несовершеннолетнего - одно из условий его духовно-нравственного развития

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание подростков должно обеспечить:

- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

 - формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

-  развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;

- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

-  бережное отношение к жизни человека, заботу о продолжении рода;

       Во все века высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества вопросы воспитания нравственности и духовности, были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, которые стали на тернистый путь преступления. Причинами отклонений в поведении подростков являются: дефекты семейного воспитания. Контингент неблагополучных подростков расширился демонстрируя, прежде всего социальную запущенность, которая часто становится основой педагогической запущенности. Одним из институтов в системе работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей и молодежи являются учреждения социальной защиты населения. Задача специалиста социально-реабилитационного центра сегодня- не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества. Прежде всего, духовная личность-результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек — это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. В основе духовно-нравственного развития и воспитания подростков лежат следующие принципы.

 1. Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.

2. Пример ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать подростку реальную возможность следования идеалу в жизни

3. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации

4. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями (законными представителями), воспитателем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

 Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада жизни. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу социальный педагог. Подросток испытывает большое доверие к нему. Для него слова социального педагога, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно социальный педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления подростка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между социальным педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания подростков. Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни воспитанника множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении подростка с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку. Наполнение уклада жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на сознание подростков компьютерные игры, телевидение и другие источники информации. Уклад жизни подростка моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Социальный педагог через уклад жизни вводит подростка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность подросток должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения несовершеннолетнего есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, т. е. его нравственное самосознание. Духовно-нравственное развитие и воспитание несовершеннолетних, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение подростком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми. Духовно-нравственное воспитание подростков, проходящих реабилитацию в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, обусловлено пониманием связи между духовно-нравственным состоянием общества и положением дел в экономике, задачами и возможностями развития учреждения в решении проблем успешной социализации несовершеннолетних в обществе. Духовно-нравственное воспитание личности рассматривается как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.  


Список литературы:

 1. Борисов Г. Б. В мире подростка. –М.: Медицина, 1982.

 2. Вертинская Н. Н. Индивидуальная работа с учащимися. –Мн.: Народная асвета,1983

 3. Волкова Е. С. Трудные дети или трудные родители. –М.: Профиздат, 1992.

 4. Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: Традиции и современность.- Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.

 5. Программы психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних. В помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Под ред. Г. М. Иващенко.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -192с.

 6. Личко А. Е. Эти трудные подростки.-М,: Просвещение, 1986.

 7. Марьенко И. С. Процесс нравственного воспитания школьников. –М.: Народная асвета, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В материале описываются условия и факторы необходимые для формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста....

«Условия для духовно-нравственного развития дошкольников через построение целостного педагогического процесса»

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, ...

Статья "Создание условий для духовно-нравственного развития дошкольников посредством программы дополнительного образования по детскому фольклору".

В статье рассказывается о программе дополнительного образования по детскому фольклору, ориентированной на воспитание ребенка в традициях русской народной культуры, формирование бережного отношения и л...