Мастер-класс: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Александрова Людмила Анатольевна

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики » Выполнил: Александрова Людмила Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории

Слайд 2

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.» В.А. Сухомлинскй .

Слайд 15

Рецепты теста: 1. Мука - 300 гр (2 чашки) Соль - 300 гр (1 чашка) Вода - 200 гр (200 мл ) 2. 1 стакан соли 1 стакан муки 0,5 стакана воды 1 столовую ложку растительного масла 3. 1 чашка муки 1 чашка воды 1/4 чашка соли 2 ч.л . пищевой лимонной кислоты 1 ст.л . растительного масла Пищевой краситель

Слайд 16

Как соединять детали из теста: - поскрести поверхности соединения ножом или вилкой и проведете по ним смоченным в воде пальцем. - кусочки соломинки для коктейля или зубочистку. Сушка готового изделия: 1. Самый простой - естественный способ. Просто оставьте свое изделие при комнатной температуре на несколько дней, а то и недель. Ни в коем случае нельзя сушить изделия на горячей батарее. 2. Второй способ - сушка в духовке (от 50 до 125 градусов). 3. Наиболее оптимальный способ - смешанный. Это сочетание первого и второго способов .

Слайд 17

Как разрисовывать тесто: вылепленную фигурку можно раскрасить порошковыми, акварельными красками или гуашью после высыхания (запекания). Последние штрихи можно нанести фломастером .

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Оргпроект мастер-класса

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики»

                                                          Проведение мастер-класса организовано

                                                          на содержании мастер класса «Развитие  

                                              мелкой моторики у детей раннего

                                                      возраста посредствам тестопластики»

                                           Александрова Л.А., воспитатель

                                                      первой квалификационной категории

                                                       

Дата, время, место проведения: 30.01.2016 года МАОУ «СОШ № 9» г.   Назарово в 11.00

Участники: родители

Предназначение:

  1.  Познакомить участников мастер-класса с технологическими возможностями соленого теста и его использованием в процессе художественного творчества (лепка).
  2. Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми.
  3. Показать родителям как при помощи техники «тестопластика» в домашних условиях развивать мелкую моторику рук.

Содержание мастер-класса

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- Исходя из обозначенной темы мастер-класса, пожалуйста, сформулируйте для себя (свою) цель, чего вы ожидаете от данной встречи? По завершению нашего мастер-класса, я хотела бы узнать оправдалась ли ваша цель.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.  Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы.

На русском севере в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. По праздникам фигурки, картины и обереги из соленого теста вручали друг другу и говорили: «Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль». Поделки из соленого теста традиционно были символом благополучия и удачи.

В настоящее время древний художественный промысел возрождается как полноценное декоративное искусство-тестопластика.

Что такое тестопластика? Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Почему именно соленое тесто?

Это очень интересно, недорого. Соль, мука и вода всегда под рукой у каждой хозяйки на кухне. Поделки получаются красивые и неповторимые, и хранятся дольше, чем из пластилина. 

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Во время работы с тестом, у малыша развивается:
- мелкая моторика;
- речь;
- координация движений;
- концентрация, сосредоточенность, целеустремленность, усидчивость;
- фантазия и воображение.
Благодаря деятельности, малыш познает формы и объемы, постигает фигуры. В конце концов, посредством этого нехитрого занятия, кроха, сам того не понимая, переносит свои чувства и эмоции на объект его творения, что тоже немаловажно.

У теста множество преимуществ:

- Тесто – экологически чистый материал, а значит совершенно безвредный.

- Его можно приготовить в любой момент.

- Тесто прекрасно лепится и не липнет к рукам.

- Возможности для росписи теста огромны.

- На тесте остаются отпечатки от любых предметов, рельеф которых вам интересен (пуговицы, ладошки, расчески, ткани).

- В процессе работы с тестом идет естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребенка.

- Работая с тестом, ребенок использует различные приёмы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание и т. д.

Заниматься тестопластикой с ребенком можно начиная с полутора лет – ребенок знакомиться с материалом, осваивает основные приёмы лепки. А вот вылепить нечто осмысленное дети могут в возрасте 2, 5-3 лет. И чем старше ребенок, тем большие возможности для творчества у него есть.

Занимаясь лепкой со своим ребёнком, вы налаживаете близкий контакт, у вас появляются общие интересы.  Кто знает, может став взрослым, ваш ребёнок вспомнит именно это время, проведённое с вами. Может это окажется самым ярким его детским воспоминанием.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Прежде чем начать творить с малышом проведите с ним пальчиковую гимнастику. Конечно и мы подготовим свои пальчики перед лепкой.

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку

Под листочками лежат

Двое маленьких ежат.

Показ образца.

Индивидуальная работа.

  1. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ.

Высказывание участников. Вопросы.

Оргпроект мастер-класса

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики»

Дата, время, место проведения: 30.01.2016 года МАОУ «СОШ № 8» г.  Назарово в 11.00

Участники: родители

Предназначение:

  1. Познакомить участников мастер-класса с технологическими возможностями соленого теста и его использованием в процессе художественного творчества (лепка).
  2. Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми.
  3. Показать родителям как при помощи техники «тестопластика» в домашних условиях развивать мелкую моторику рук.

Время

Содержание работы

Характеристика деятельности

Предполагаемый результат

2 мин

Установка на работу

Общее обсуждение программы творческой мастерской

Участники получат представление о порядке работы на мастерской

8 мин

Лекция «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики»

Слушать, записывать основной теоретический материал, формулировать вопросы

Получат представление о истории возникновения тестопластики, о технологических возможностях соленого теста, о видах теста для лепки.

15 мин

Изготовление ежика из теста

Индивидуальная работа

Потренируются в изготовлении поделок из теста с использованием бросового материала.



Предварительный просмотр:

«Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли»
В.А. Сухомлинский.

АВТОР: Александрова Л.А.

Воспитатель первой категории

МБДОУ «Детский сад № 23 «Катюша»

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики»

Рецепт массы для лепки:

1 чашка муки, 1 чашка воды, 1/4 чашка соли, 2 ч.л. пищевой лимонной кислоты (в порошке), 1 ст.л. растительного масла, пищевой краситель.

Соединяем все ингредиенты в сотейнике, ставим его на средний огонь и принимаемся мешать. Тесто в конечном итоге образует шар, а сотейник загрязнится! Надавите аккуратно на тесто (оно горячее), оно не прилипает и стало сухим.
Выкладываем его на стол или на пергамент и слегка разминаем в руках. Все, прикрываем пакетиком, ждем несколько минут, чтобы остыло и можно играть.

Рецепт соленого теста:

1:1 мука и соль, 1 ст.ложка растительного масла, вода. Качество теста улучшается при хранении. Лучше использовать его на другой день.

Хранение теста:

соленое тесто может долго храниться в целлофановом пакете в холодильнике. Если оно станет размягчаться, перед лепкой добавить немного муки.

Подкраска теста:

подкрасить тесто можно в процессе готовки, подкрашивая воду.

Как разрисовывать тесто:

вылепленную фигурку можно раскрасить порошковыми или акварельными красками после высыхания (запекания). Последние штрихи можно нанести фломастером.

          Как соединять детали из теста

- поскрести поверхности соединения ножом или вилкой и проведете по ним смоченным в воде пальцем.

- кусочки соломинки для коктейля или зубочистку

Инструменты:

  1. Скалка: можно использовать любую круглую деревянную палку.
  2. Ножи: для безопасности не используйте кухонные ножи. Пластиковые ножи и безопасные, и легкие.
  3. Ножницы: безопаснее взять детские ножницы с закругленными концами. Ими можно обозначить иголки ежика или сделать фигурке рот.
  4. Вилка, ложка: удобно обозначать рот фигурки, использовать для нанесения рисунка на поверхности теста или для того, чтобы поскрести поверхности теста перед соединением.
  5. Трафаретки: используются для лепешек или печенья, пластиковые крышки от аэрозолей.
  6. Другие инструменты: соломинки для коктейля, ключи, бусинки, пуговицы, ракушки, камушки. Все, что может оставить четкий отпечаток в тесте, используется для нанесения рисунка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством тестопластики

Тестопластика является одним из видов народно – прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста? По данным исследованиям учёных доказано, что развитие...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством развивающих игр.

Актуальность.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка, ч...

Программа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста посредством развивающих игр.

   Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в настоящее время уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня мелкой моторики. В наш «кнопочный век&ra...

Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»

Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в первой группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности,  обобщить  умение  детей различать и называть свойства предметов – цвет, форма,...