Конспект занятия: "Земли любимый уголок"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Грачева Наталья Владимировна

Цель: воспитание патриатических чувств, любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemli_lyubimyy_ugolok_konspekt_podgotovka.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т.Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области

структурное подразделение «детский сад «Колосок»

« Земли любимый уголок»

        Воспитатель:  Грачева Наталья

                                                 

                                                                                                     Владимировна

Безенчук, 2013г

Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине.

Задачи:

- Дать детям представление, что такое Родина, родной край,

- Познакомить с картой и символикой России,

- Рассказать о природных богатствах родного края,

- Воспитать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ,

- Закрепить знание детей о Самаре, П.Безенчук.

- Воспитать уважение к символам страны.

-Познакомить с национальным парком « Самарская Лука»

Интеграция образовательных областей:

            Образовательная область «Коммуникация»:

• закреплять умение использовать в активной речи русский фольклор;

• продолжать работу над диалогической речью;

• стимулировать собственные высказывания детей;

• закреплять умение читать скороговорки, четко проговаривая все слова;

• учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

                   Образовательная область «Социализация»:

• воспитывать доброе отношение к себе и окружающим.

                          Образовательная область «Познание»:

• Формировать у детей устойчивый интерес к истории и традициям русского народа;

• систематизировать знания детей о устном народном творчестве: пословицы, загадки, потешки, скороговорки;

                         Образовательная область «Музыка»:

• продолжать приобщать детей к русскому фольклору;

• закреплять умение играть на народных инструментах, принимать активное участие в проведении народных праздников.

Методы и приемы: игровой метод, упражнения, игровая воображаемая ситуация, беседа, художественное слово, мультимедийная презентация.  

Логика  образовательной деятельности детей:

1. Дети в русских костюмах под музыку И. Талькова «Россия» входят в зал и встают полукругом.

 Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское приволье,

Это русская земля.

 Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря –

Это русские картины,

Это Родина моя.

 Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

Воспитатель: -У каждого человека есть родная земля, то место, где он живёт. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть самое дорогое – это Родина, родная страна. Ребята, мы с вами поговорим о родном крае, о его городах, о людях, живущих рядом с нами, о том, чем они занимаются, чем примечательны наши города и села. Ребята,  вспомним красивую и ласковую песню о родном крае, о родине.

Песня : «Трехцветный мой флажок».

Воспитатель:  Сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам книги

«Наша Родина – Россия» .

1 страница - На планете  много разных стран, но самая большая наша страна.

- Как она называется? (Дети выкладывают слово из букв.)(Россия).

Влад  читает стихотворение о Родине:

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И березки у дороги, по которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом и душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом!

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

– Правильно, Россия.

-  А какая она,  наша Россия?

Дид.игра «Передай сердечко и скажи ласковое слово»  

(Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, могучая, многонациональная, многолюдная и т.д.)

– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

 Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.

(Жить – Родине служить.

Родина поучает – Родина выручает.

Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.

 Береги землю родную, как мать любимую.

Рыбам — море, птицам - воздух, а человеку - Отчизна.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Человек без Родины - соловей без песни.

Тот герой - кто за Родину горой.

Нет Ничего на свете краше, чем Родина наша.

Жить - Родине служить.

– Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь подойдем к карте. 

Посмотрю на карту я:

Где тут Родина моя?

Вот она - моя страна,

Хорошо видна она!

Воспитатель: Как вы думаете, почему карта такая разноцветная?

Дети: Так обозначена территория проживающих в России народов…

Воспитатель: Огромна наша страна, есть в ней и моря, и высокие горы, и бескрайние степи .

– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России.

- Назовите столицу России. (Москва.)

– Стихотворение о Москве прочитает Денис.

Город – герой.

Все мы гордимся нашей Москвой.

Наша столица – город – герой,

Красные звезды горят над тобой,

Город родной, город герой.

Смело с врагами в битву вела

И победила наша Москва.

Все мы сегодня гордимся тобой,

Город родной, город – герой.

Воспитатель:  Открываем 2 страницу нашей книги.: Государственные символы России.

   Президентом нашей страны является…? (В.В.Путин)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

-: флаг России – символ  доблести  и  

чести  нашего  народа.  Символ  государственной  и

национальной  независимости.  

– Молодцы! Данил  расскажет нам  стихотворение о флаге?

Стихотворение:

Три полоски флага – это неспроста:

Белая полоска – мир и чистота,

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес,

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак –

Доблестный трехцветный наш российский флаг!

Найдите герб нашей страны среди других. (Раскладываются изображения гербов, дети выбирают из предложенных герб  России.)

-Юля, расскажет стихотворение про герб.

           Герб.

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

 Воспитатель:  гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный. 
- А кто знает, какие знаки внимания оказывают присутствующие во время исполнения гимна?

Дети: Когда звучит гимн, все присутствующие  встают, нельзя разговаривать, военные отдают честь или салютуют оружием.


Воспитатель:  правильно!

- Ребята скажите, как  граждане  России проявляют уважение к гимну, к своей стране.
Давайте послушаем главную песню нашей Родины.  

(Дети и воспитатель стоя слушают гимн  России.)

3 страница – символика страны.

-Россия - страна очень большая и красивая. Через всю страну протекает много рек, очень много лесов, в которых много разных зверей, растет много ягод и грибов. В России самые боьшие леса на Земле. Символ  России – белая береза. Ребята, а кто знает и назовет дерево, которое у славян издревле считалось священным.

Дети:  береза.

-Какой русский человек не любит березку - красавицу!

 Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года!

Прямая, стройная, белоствольная.

                  Ребенок:   В белых платьицах подружки

                                          Из русской выросли земли.

                                          На лесной стоят опушке,

                                          Листья в косы заплели.

                                          В мае россыпью сережек

                                          Их украсится наряд

                                          Много исходив дорожек,

                                          Я всегда березе рад.

 Хоровод «Весенняя березка».

4 страница – Малая родина.

-Родина (или большая Родина) - это страна, в которой мы живем, а малая Родина - это место, где человек родился и вырос.

- Назовите вашу малую Родину? (ответы детей)

                                     Малая родина.

Малая родина-

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая малая

Родина моя!

-- А какой он ещё? (ответы детей)

воспитатель вводит новые слова: многолюдный, шумный, современный, чистый, зеленый …..

- Он быстро строится, где еще недавно были старые дома, там уже возвышаются новые здания.

- Посмотрите, вы узнаете эти места?

 Видео «Наш поселок Безенчук»

 Дид. игра «Улицы родного поселка»

- В нашем поселке много интересных мест. Здесь живут трудолюбивые, замечательные люди . Какие достопримечательности нашего поселка мы можем назвать?

А самые значимые для нашего поселка это: «Могила Неизвестного солдата», «Железнодорожный вокзал», «НИИСХ им.Тулайкова», «Волга».

                 Могила Неизвестного солдата.

Имя твое неизвестно, солдат!

Был ты отец или сын, или брат,

Звали тебя Иван и Василий,

Жизнь ты отдал за спасенье России!

Нами твой подвиг, солдат, не эабыт-

Вечный огонь на могиле горит.

Звезды салюта в небо летят,

Помним тебя, Неизвестный солдат!

Рассказ о НИИСХ имени Тулайкова.

   НИИСХ назван в честь Н.М.Тулайкова. Ведется селекционная работа с озимой рожью, пшеницей, ячменем, горохом, соей и картофелем. Организовано производство элитных семян полевых культур.

Рассказ о Железнодорожном вокзале.

Железная дорога имеет большое значение для Безенчука. Раньше поселок назывался поселок путейцев. В связи со строительством железной дороги он стал называться поселок Безенчук. Оттуда во все концы нашей страны России отправляются поезда, развозят людей, грузы, разные товары.

 Рассказ о реке Волге.

  Волга – самая большая река нашей страны. Название «Волга» означает светлая, священная. Берега Волги очень красивы. Путешествуя по реке, мы можем наслаждаться красотой лесов, полей, садов и степей. Наш поселок находится недалеко от Волги. Летом мы любим, отдыхать на ее  берегах.

Дид.игра «Собери рыб»

    Мы с вами жители нашего поселка. Именно от нас зависит, каким будет наш поселок в будущем. Если мы будем очень сильно любить свой поселок, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днем все лучше и лучше, то сможем сказать:

Ты по- прежнему светел и молод,

Я улицы твои узнаю.

Ты прекрасен, мой солнечный поселок!

Эту песню тебе я пою!

Над тобою пылают рассветы,

День лазурный встает над тобой,

Весь ты соткан из солнца и света.

Стал навеки моею судьбой!

4 страница -Беседа о заповедных местах нашего края.

- Ребята, а скажите куда занесены редкие животные и растения?

-В Красную книгу России.

 -Красная книга — официальный документ. Занесенные в нее объекты растительного мира подлежат особой охране. Их добывание, продажа, равно как и нарушение среды обитания, запрещаются и регламентируются федеральными законами и законодательством Самарской области. Но нетолько в Красной книге мы можем найти редких животных и растений.

         Чудесных уголков на территории Самарской области так много, что государство здесь взяло под охрану целые территории. Среди них – национальный парк “Самарская лука”, Жигулевский заповедник, Бузулукский бор, ландшафтные заказники – Васильевские острова и Сергиевские минеральные воды.

А сейчас мы с вами по путешествуем по красивым местам национального парка

« Самарская Лука».

Презентация «Самарская Лука».

У нас столько удивительного и неизвестного на территории Жигулей, где таяться загадки и сохраняются легенды о незапамятных временах. И всё это наша Самарская Лука. (Слайд № 1,2)

3 -4 слайд :

Самарская Лука – один из интереснейших памятников природы и истории. Волга, встретив на пути Жигулевские горы, изменила свое течение, потекла на восток. Пройдя вдоль горного кряжа, река миновала Жигулевские ворота и снова устремилась на юг, образовав излучину длиной 220 километров. Ее и назвали Самарской Лукой. Река Усаделит луку на две части: восточную и западную. Нас интересует прежде всеговосточная часть, почти остров, омываемый водами Волги и Усы: возле села Переволоки реки отделяет друг от друга только небольшой перешеек,менее трех километров.

 Красива и уникальна Самарская Лука. В далекие времена её называли Утрюбе – “Остров гор”. Купцам стран Востока была известна под именем “Джигули”, в русской транскрипции “Жигули”. Наши места, особенно горы, овеяны очень интересными историческими событиями. В 17-18 веках хозяевами Волги были беглые люди. Глухие места надежно укрывали их от барских и царских рук.

Нац. парк – созданы для охраны природы и для посещения туристов. Заповедники – образцы нетронутой природы по праву называются природными лабораториями.  В целях сохранения уникального природного памятника и природного комплекса Самарская Лука, которая имеет особую экологическую и эстетическую ценность, было принято решение о создании национального парка.

Сайд 5.

Посмотрите на карту Самарской Луки – это территория, ограниченная излученной реки Волги в её среднем течении. В северной части к парку примыкает Жигулевский государственный заповедник и город Жигулевск. В остальном внешние границы парка представляют собой естественные рубежи излучины Волги. Общая площадь парка 127,2 тыс.га. По западной части парка проходит железная дорога Сызрань-Жигулевск-Тольятти, а также автомобильная трасса Москва-Тольятти.

Внимательно посмотрите на карту, что ещё вы видите на ней? Правильно – река Волга. Знаменитое водное кольцо вокруг Луки – всем известная Жигулевская кругосветка. Почти замкнутая водная система общей протяженностью около 230 км образована реками Усой и Волгой.

Слайд 6.

Коза – является символом Самарской луки. Это животное можно увидеть также на гербе нашей Самарской области.  Ранее, когда ещё не так был заселен наш край козы обитали в диком виде, теперь этого не встретишь

Сайд 7.

Жигулевский заповедник. Жигулевский заповедник расположен на Самарской Луке - полуострове, образованном глубоким изгибом Волги в ее среднем течении, на отрезке от с. Усолье до г. Сызрани. Восточная часть Самарской Луки резко отделена от западной меридиональным приустьевым участком Усы - правого притока

Слайд 8.

Жигулевские горы, расположенные на Средней Волге у южной границы лесостепи, являются единственными горами тектонического происхождения на необъятной Русской равнине. Хотя высота гор не достигает 400 метров над уровнем моря (высшая точка - 381,2 метра), формы вершин, склонов, долин имеют выраженный горный характер. Многие вершины Жигулей венчают скалы и утесы, склоны гор круто обрываются к реке Волге. Вдоль правого берега Волги они протянулись на 70 километров. Жигули сложены осадочными породами - известняками и доломитами, образовавшимися в далеком геологическом прошлом на дне теплых морей.

Слайд9.

Каменистые степи: Общий серый тон каменистой степи, низкорослость, подушкообразная форма многих растений выделяют каменистую степь среди других сообществ Жигулей. Лишь весной на короткий срок степь оживает, поражая палитрой красок.

Сайд 10.

Живописные склоны Жигулевских гор.

Слайд 11.

Деревня Ширяева – самые красивые места Самарской Луки. Именно сюда приезжают большинство туристов.

Слайд 12.

Прогуочные тропинки на горах.

Слайд 13- 15.

В большинство скал Жигулевских гор можно увидеть входы в заброшенные штольни. В некоторых штольнях велась промышленная добыча известняка. В некоторых местах происходит обрушение известняковых колонн.

Сайд 16 –20.

Лишь на Самарской Луке сохранились многие виды растений и животных, которые можно встретить и сейчас. Здесь встречаются растения, сохранившиеся с ледникового периода: толокнянка обыкновенная, динлазий сибирский, ветреница алтайская, дуб черешчатый, лещина и др. На территории Самарской Луки проходят границы ареалов ряда видов растений. Особый научный интерес представляют растения эндемики Самарской Луки и Жигулевской возвышенности: гвоздика волжская, качим жигулевский, молочай жигулевский, тимьян жигулевский, a 18 видов растений занесены в Красную книгу Российской Федерации

Слайд 20-29.

Животные Самарской Луки. На территории национального парка отмечены 304 вида наземных позвоночных животных: 71 вид млекопитающих, 212 — птиц и — пресмыкающихся, 10 видов земноводных. В настоящее время в районе национального парка встречаются 10 видов позвоночных и 28 видов беспозвоночных животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации: скопа, орлан-белохвост, восковик-отшельник, альпийский усач, дыбка степная и др.  

Сайд 30.

Рядом с национальным парком расположился и заповедник им. Ивана Спрыгина.

Целью создания национального парка и заповедника было и есть сохранение в естественном состоянии природный комплекс Среднего Поволжья в Самарской Луке, т.е. Жигулях.

Невозможно перечислить всех красот Самарской Луки, пересказать все мифы и легенды нашего края.

Слайд 31-35.

Гористая местность, покрытая лесами, изрезанная глубокими оврагами и окруженная почти со всех сторон водой, издавна привлекала внимание людей. Археологи обнаружили здесь следы нескольких городищ, основанных более трех тысяч лет назад, у сел Моркваши, Ширяево, Винновка, Лбище. Люди занимались охотой, бортничеством, рыбной ловлей, земледелием.

(Слайд № 16-22)

Но над всей этой неповторимой красотой нависла беда. В степях и долинах Луки возделываются земли, пасутся стада, в прибрежной зоне от с.Подгоры до Молодецкого кургана – турбазы и дачи, огромные свалки с бытовыми отходами. По оживленным трассам за 1 час проходят более 200 автомашин, ведутся работы Жигулевского комбината строительных материалов, разрушается гора Могутовая. Ученые заповедника бьют тревогу. Созданы программы по спасению Самарской Луки. Но сберечь природу только силами ученых и сотрудников национального парка и заповедника невозможно без нашего участия. Как быть если все это исчезнет с лица нашей планеты? Что мы можем с вами предпринять?

Молодцы! Хочется верить, что проблемы Самарской Луки найдут свое решение и человеческий разум восторжествует, ведь нельзя жить по принципу “после меня хоть потоп”.

Дид. игра «Если я был волшебник»

Лес, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.

Лес, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.

Лес, я дарю тебе траву, чтобы смогли жить насекомые.

Лес, я дарю тебе деревья, чтобы было много птиц.

Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.

Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.

Лес, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.

Лес, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.

Лес, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.

Лес, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные.

Лес, я дарю тебе ручей, чтобы он украшал тебя.

Лес, я дарю тебе кустарник, чтобы чистым воздух.

   Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Дети говорят хором "НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Земля "

Знакомство  детей с понятием "глобус", "карта"....

Конспект занятия "Земля - наш общий дом"

Рассказ ханта об истории возникновения планеты....

Конспект занятия "Земля - наш общий дом"

Конспект занятия  по формированию целостной картины мира и расширение кругозора через использование ИКТ в образовательном процесс в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»...

Конспект занятия "Земля - наш дом родной"

Даное занятие подводить детей к пониманию "Земля - наш общий дом"; что земля нуждается в постоянной защите и бережном отношении к ней; знакомит с правилами поведения на природе и объясняет - как может...

Конспект занятия " земля в иллюминаторе..."

                             Конспект НОД в старшей группе « Земля в иллюминаторе….»Цель :  дать детям представле...

Конспект занятия: «Земля – наш общий дом»

Конспект занятияТема: «Земля – наш общий дом»Цели занятия:Расширить представления детей о республике, в которой они живут;Познакомить детей с государственной символикой Развивать и обогащать речь дете...

Конспект занятия «Земля — наш общий дом»

Задачи:- расширять представление детей о том, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;- закрепить понятие, что мы – люди – явля...