Исследовательская работа «Фликер дарит свет жизни»
проект (подготовительная группа) по теме

Сенина Яна Валерьевна

Данная работа посвящена изучению истории возникновения фликеров, приобщения детей и взрослых к использованию светоотражателей и их эффективности для обеспечения безопасности людей. В работе собран и обобщен определенный круг источников, в том числе теоретический, представлены фотографии по теме, демонстрационный и понятийно-терминологический материал и обобщены результаты опытов. Проведён анализ статистики дорожно-транспортных происшествийвгороде и ХМАО  с участием детей за последние 3 года.

Положительным фактором этой работы можно считать то, что ребёнок увидел проблему не только города, а и страны в целом и определил пути её решения. Провел целый ряд опытов, опрос населения разных возрастных категорий, провел акцию «Обозначь себя сам», совместно с родителями и педагогом – руководителем проекта разработал и распространил памятку «Как пешеходу обезопасить себя».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fliker.docx28.99 КБ
Файл презентация к защите проекта 1.33 МБ

Предварительный просмотр:

«Фликер дарит свет жизни»

Кабанов  КириллАндреевич

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им Г. Ф. Атякшева»(дошкольные группы)

Подготовительная к школе группа №6

Аннотация

Данная работа посвящена изучению истории возникновения фликеров, приобщения детей и взрослых к использованию светоотражателей и их эффективности для обеспечения безопасности людей. В работе собран и обобщен определенный круг источников, в том числе теоретический, представлены фотографии по теме, демонстрационный и понятийно-терминологический материал и обобщены результаты опытов. Проведён анализ статистики дорожно-транспортных происшествийвгороде и ХМАО  с участием детей за последние 3 года.

Положительным фактором этой работы можно считать то, что ребёнок увидел проблему не только города, а и страны в целом и определил пути её решения. Провел целый ряд опытов, опрос населения разных возрастных категорий, провел акцию «Обозначь себя сам», совместно с родителями и педагогом – руководителем проекта разработал и распространил памятку «Как пешеходу обезопасить себя».

Оглавление.

План исследований

3

Описание работы

4

Список используемой литературы

11

Приложение

«Фликер дарит свет жизни»

Кабанов  КириллАндреевич

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им Г. Ф. Атякшева»(дошкольные группы)

Подготовительная к школе группа №6

План исследований.

Проблема исследования. Как сохранить жизнь пешехода на дорогах?

Целью исследования является знакомство с фликерами, их применением.

Выдвинута гипотеза: насколько эффективно можно с помощью фликеров спасти жизнь и здоровье пешеходов на дороге.

Направления: техника и физика.

При работе над проектом были использованы такие методы исследования:

Теоретические:

• Анализ литературы.

• Получение информации в сети Интернет.

• Сравнения и противопоставление, обобщение.

Социологические:

• Опрос.

Эмпирические:

• Наблюдение.

• Беседа.

• Фотоматериал.

Практические:

• Эксперименты.

• Изготовление памятки «Как пешеходу обезопасить себя».

• Проведения акции «Обозначь себя на дороге».

В работе дана детская оценка ситуации по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) в городе, предложены пути решения этой проблемы.

«Фликер дарит свет жизни»

Кабанов  КириллАндреевич

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им Г. Ф. Атякшева»(дошкольные группы)

Подготовительная к школе группа №6

Описание работы.

Каждый день, выходя из дома, мы даже не догадываемся, насколько в России опасно не только ездить, но даже ходить пешком. Почти половина пострадавших на дорогах в ДТП – это именно пешеходы. И не всегда трагедия происходит по их вине. Больше половины дорожно-транспортных происшествий приходится на тёмное время суток или происходит в условиях плохой видимости, когда водитель замечает пешехода (или, наоборот, пешеход замечает транспорт)в самый последний момент и не успевает что-либо предпринять.

Для сравнения: в США на 100 пострадавших в ДТП только 2 пешехода, в Европе – эта цифра равна 4. Россия же обгоняет и США, и европейские страны как по числу дорожно-транспортных происшествий, так и по серьезности их последствий.

Статистика ДТП в Российской Федерации из года в год неутешительно фиксирует рост. По ХМАО  ДТП с участием детей за3 года выросло в 16 раз по сравнению с 2013 годом, число раненых в них детей увеличилось на 32%. За 9 месяцев 2017 года только в нашем городе произошло 33 дорожно-транспортных происшествий,из них 5 случая с участием детей, которые закончились тяжелыми увечьями, из них 2 ДТП произошло по вине детей, которые переходили дорогу вне установленного для перехода месте.

Папа мне рассказал, что количество ДДП с участием детей возрастает в период каникул и в темное время суток. А ещё из-за холодного климата нам приходится одеваться в тёплую и большей частью тёмную одежду, тем самым ещё больше маскируя себя, делая незаметным в сумерках. Кому-то такая маскировкаможет, стоит жизни.

Ещё мне папа сказал, что фликер для детей на сегодняшний день реальный способ обозначит себя на неосвещенной дороге и уберечь себя от травм.

И я решил узнать, действительно ли фликеры помогают пешеходу обозначить себя на дороге и даже могут помочь избежать дорожно-транспортных происшествий? Почему такое возможно? И вообще, мне стало интересно: кто и где их изобрел, как они работают, какими свойствами обладают и где их применяют?

Целью моей работы является:

доказать методом эксперимента, что светоотражающая способность фликерных элементов помогает пешеходам обозначить себя на дороге в тёмное время суток.

Объектом исследования стали транспортные дороги г. Югорска.

Предметом исследования стали фликер и светоотражающие элементы.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

• изучить историю появления фликерных элементов;

• выяснить отличительные свойства и принцип действия фликера;

• изучить и сравнить статистику ДТП с участием детей в нашем городе, в округе, в Российской Федерации и других странах мира;

• провести эксперимент, доказывающий светоотражающий эффект фликерных элементов;

• узнать, в каких ещё областях и для чего применяется светоотражающая способность фликеров.

Описание работы

О том, что такое фликер, у нас знают далеко не все. И в этом я убедился, проводя опрос детей дошкольного возраста, а также их родителей. В каждой категории было опрошено по 10 человек.

Из 10 опрошенных ребят младшего возраста ни один не дал ответ на вопрос: Что такое фликер? При показе фликера некоторые назвали его игрушкой, другие смайликом.

Среди моих сверстников  правильно ответило 3 человека.

Опрос родителей также подтвердил предположения, что про фликер в нашей стране знают не все.

Зато жителям Белоруссии, Франции, Великобритании, Норвегии, Финляндии, Латвии, Эстонии известно давно. Ношения фликеров в этих странах закреплено законодательством. Наше законодательство пока только рекомендуетпешеходам (но не обязывает, как это делается во многих странах!) их использование.

На первый взгляд фликер (такое название придумали российские производителисветовозвращателей – компания «Современные системы и сети – XXI век») выглядит как небольшая игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, может снижать детский травматизм на дороге в шесть с половиной раз! В Норвегии доказали, что фликеры снижают дорожный травматизм на 80 процентов.

И я решил узнать, действительно ли фликер помогает пешеходу обозначить себя на дороге и за счет чего он это делает.

Фликер и принцип его действия.

Фликеры – это маленькие значки, нашивки, наклейки или подвески, которые можно разместить на любой части тела человека или его одежде, на рюкзаке, сумке, куртке, руке или джинсах, а также на обуви. Поверхность фликера ребристая, она выполнена из специального пластика, который «ловит» свет и отражает его. Вот почему их еще называют «световозвращателями». Они отражают свет в темноте и помогают увидеть пешехода в ночное время быстрее. При езде с ближним светом расстояние, при котором можно заметить пешехода, равно 25-30 метров, а если у человека есть фликер, то оно увеличивается до 130-140, а иногда и 200 метров. А водитель, едущий в машине с включённым дальним светом, может увидеть фликер с расстояния 400 метров. Известно, что при скорости 110 километров в час тормозной путь автомобиля составляет 100 метров. Так что даже на такой большой скорости водитель, заметивший свет от фликера, не собьет пешехода, он успеет затормозить вовремя.

Маленькие блестящие брелочки – фликеры – придумал британский дорожный рабочий еще 70 лет назад. Как это часто бывает, это открытие ему подсказала природа.

Проезжая ночью по неосвещенной дороге, он заметил, что глаза кота на обочине отражают свет фар. Все потому, что глаза домашнего любимца имеют отражающий слой, который отражает свет таким образом, что часть лучей возвращается по тому же пути, по которому они попали в глаза. И тогда рабочий подумал, что надо это использовать для безопасности людей на дорогах. Так появились первые фликеры.

В основе работы фликеров лежит один из самых древних законов физики – закон отражения света. Об этом я узнал из рассказов А. Кузнецова «Разговоры по утрам или физика для малышей», которые мне читала  Яна Валерьевна из интернета и книг (см. Приложения 1, фото 1и 2). Закон гласит: всякое тело частично отражает, пропускает или поглощает падающий на него свет.

Принцип действия фликера также основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка, который хорошо заметен для водителей автомашин в сумерках или темноте. Вот как я схематично изобразил принцип действия фликера (см. Приложения 2, фото 1 и 2).

Принцип действия кошачьих глаз, который лег в основу изобретения фликеров, я проверил на своем коте Кузе. В тёмной комнате кота не было видно совсем. Но когда мы посветили в мордочку Кузе фонариком, то его глаза сверкнули зелёным светом – это в них отразился свет фонарика. Вот какую фотографию удалось сделать с помощью вспышки (см. Приложения 3, фото 1,2).

Принцип действия фликеров и светоотражающих элементов я проверил на дорогах нашего города Югорск(см. Приложения 3, фото 3,4).

Исследования качества действия фликеров.

Хорошо известно, что наиболее уязвимы пешеходы при движении вдоль проезжей части дороги в темное время суток, когда они практически не видны, и водители в силу различных обстоятельств, слишком поздно обнаруживают идущего по дороге человека.

Актуальна данная проблема на дорогах города, где практически отсутствует искусственное освещение, и в зимнюю пору, пешие участники дорожного движения, ввиду отсутствия тротуаров, вынуждены передвигаться по проезжей части дороги.

Я узнал, что водители автомобилей обнаруживают пешехода, имеющего светоотражатели, с очень большого расстояния.

Я решил это проверить с помощью эксперимента. Для проведения эксперимента взял фликеры трех цветов, а мама нашила на мою курточку светоотражающую тесьму. Я попросил помощи у моего папы. Он надел одежду с фликерными элементами, которую выдают всем работникам ГИБДД.

Мы выехали на безопасную дорогу и измерили, на каком расстоянии видно пешехода в темной и светлой одежде. Проверили: на какое расстояние я с фликерами могу отойти от машины и останусь заметным для водителя при ближнем и дальнем свете фар (см. Приложения 4).

При ближнем свете меня заметили на расстоянии 150 метра, а при дальнем – 350 метров!

Итак, с помощью эксперимента мы с папой доказали, что фликеры действительно помогают пешеходам стать заметнее на тёмной дороге, а значит, они обеспечивают безопасность пешеходу.

Еще мы выяснили такую интересную и полезную вещь. Оказывается, что на спецодежде фликерные элементы обладают большим светоотражающим эффектом, чем те которые были приобретены в магазине. Обдумав это, мы пришли к выводу, что фликерные элементы, изготовленные фабричным способом, гораздо качественнее и эффективнее, они ярче выделяются при свете фар. Следовательно, необходимо покупать одежду, обувь и рюкзаки, снабженные фликерами, изготовленными на заводе или фабрике. Магазинная светоотражающая тесьма хуже, но всё-таки выполняет свою роль. Значит, её тоже можно использовать.

Меня заинтересовал вопрос:

- Почему же у разныхфликеровтакая разная светоотражающая способность?

Оказывается, что существует два способа «вернуть» свет: 1) с помощью призмы и 2) с помощью стеклянного шарика. «Шарики» возвращают свет только на 35%, а микропризмы – почти на 80%. Вот и разгадка! В производстве светоотражающей тесьмы используется «шариковая» технология. Поэтому и светоотражающая способность у неё низкая. От стирки и от трения они портятся – осыпаются и при этом значительно теряют свою световозвращательную способность.

А для обозначения спецодежды обязательно используют микропризматические материалы. Они не осыпаются и отлично работают даже в непогоду.

Ещё мы узнали, что лучше всего работают фликеры белого и лимонного цвета. Но мы доказали на собственном примере, что и оранжевые и красные прекрасно отражают свет фар.

Область применения фликеров.

Ещё я узнал, что светоотражающие вставки используют при изготовлении спецодежды работникам ГИБДД, скорой помощи, МЧС, железнодорожным рабочим, рабочим по ремонту дорог и других служб повышенной опасности. Это делается потому, что им очень часто приходится работать на проезжей части и на слабоосвещенных улицах.

Еще светоотражающей плёнкой покрывают дорожные знаки и дорожные заграждения, чтобы они были хорошо видны издалека и в темноте (Приложения 5).

В нашем городе есть слабоосвещенных улиц, то носить светоотражающие элементы (фликеры) должны и простые участники дорожного движения (пешеходы). К сожалению, взрослые часто не озабочены не только своей безопасностью, но и безопасностью своих детей.

Я совместно с воспитателем провёл опрос родителей по следующим вопросам:

1. Согласны ли вы, чтобы ваши дети использовали фликеры для безопасности на дорогах?

2. Готовы ли вы принять финансовое участие в приобретении фликеров?

3. Считаете ли вы, что использование фликеров в темное время суток должно быть обязательным для детей.

Вот что показал опрос родителей. Из 10 опрошенных человек про то, что существуют светоотражательные нашивки и подвески, знают почти все, однако никто из опрошенных не имел при себе элементов личной дорожной безопасности и покупать их не собирается.

Принимать финансовое участие в приобретении фликеров для детей согласились только три человека и то при условии, если они недорого стоять. А зря. Ведь фликер действительно может спасти жизнь. Я в этом убедился, проводя исследования.

В европейских странах светоотражающие элементы в детской одежде стали одним из обязательных элементов национальных программ в области дорожной безопасности. Эта мера уже доказала свою эффективность.

Светоотражающие элементы на одежде пешеходов в России еще не слишком распространены, но в последнее время безопасность пешехода становится заботой производителей, которые оснащают светоотражающими элементами свою продукцию, будь то обувь, одежда или аксессуары (особенно детскую).

Фликеры изготовляют в виде смайликов, игрушек, пластин, значков, плоских подвесок, брелоков и наклеек. Поэтому они понравятся не только маленьким детям, но и подросткам. Дизайн большинства из них – молодёжный, яркий, привлекающий внимание.

Вывод

Мы поняли, что фликер – это, в первую очередь, - наша безопасность на дороге.Однако полагаться только лишь на фликеры тоже не стоит. Это всего один из способов пассивной защиты пешехода, обеспечения его безопасности на дороге.

Самое главное, по моему мнению, это воспитание грамотного пешехода.

Я узнал, что большую работу в этом направлении проводят сотрудники ГИБДД ОМВД по г. Югорску. Беседуя с папой,я узнал, что за истекший период 2017 года в образовательных организациях нашего города было проведено 382 беседы, с воспитанниками детских садов – 120, подготовлено и показано 130 видеоматериалов о деятельности ГИБДД, в том числе касающиеся профилактики детского травматизма, постоянно проводятся разнообразные акции, конкурсы.

Однако, не смотря на проделанную работу, количество ДТП с участием детей в нашем городе за истекший период 2017 года не изменилось. Вот почему я решил рассказать ребятам и их родителям о результатах своих экспериментов с фликерами.

Для этого мы с Яной Валерьевной разработали памятку «Как пешеходу обезопасить себя», а вместе с ребятами моей группы провели акцию для детей нашего детского сада «Обозначь себя сам».

Ведь фликер действительно может подарить свет жизни в прямом смысле этого выражения.Фликер спасает жизнь.

Берегите себя!

Список используемой литературы

1. Иллюстрированная энциклопедия. Вопросы и ответы. Издательство АОЗТ «Скорпион» М. 2003 г.

2. Литвинова Д. Моя первая энциклопедия. Что? Где? Когда? М. Росмен 2010 г.

3. «Все обо всем»/Популярная энциклопедия для детей: Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» – Москва, 1997.

4. «Разговоры по утрам или физика для малышей» Кузнецов А. – Интернет-страница www.physics03.narod.ru

5. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8448/

6. http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=139


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им. Г.Ф. Атякшева » (дошкольные группы) Учебно-исследовательская работа Чудо-свет , спасающий жизнь Автор: Кабанов Кирилл Руководитель : Сенина Яна Валерьевна воспитатель

Слайд 2

Целью моей работы является: доказать методом эксперимента, что светоотражающая способность фликерных элементов помогает пешеходам обозначить себя на дороге в тёмное время суток. Задачами моего исследования были: 1.Изучить историю появления фликеров . 2.Выяснить принцип действия фликера . 3.Провести эксперимент, доказывающий светоотражающий эффект фликерных элементов.

Слайд 4

Опрос детей

Слайд 5

Закон отражения света

Слайд 6

Эксперимент действия фликеров

Слайд 7

Пешеход без фликера Пешеход с фликером

Слайд 11

Спасибо! Берегите себя и ваших близких !!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)

Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...

Исследовательская работа Карпенко Дарьи "Сладкие Кристаллы"

Цель работы: освоить технику изготовления сладких кристаллов....

Проектно - исследовательская деятельность на тему: "Свет и тень".

фотрмирование познавательных действий ребёнка через его включение в проектно - исследовательскую деятельность...

ФЛИКЕР ДАРИТ СВЕТ ЖИЗНИ!

ВАЖНОПравильные (сертифицированные) фликеры:Видимость - 400 метровПри скорости 90 км/ч фликер светиться 8 секундПри скорости 60 км/ч - 24 секунды Неправильный фликер:Заметен на расстоянии 80 метр...

НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Свет»

НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Свет»...

Праздник "Звезда Рождества дарит свет любви, добра!"

Сценарий рождественского развлечения с участием детей пятого, шестого и седьмого годов жизниОписание: Развлечение проводится в музыкальном зале. Материал будет полезен музыкальным руководителям, воспи...

Плакат по энергосбережению "Берегите, люди, свет Нам без света жизни нет!!!"

Плакат по энергосбережению "Берегите, люди, свет Нам без света жизни нет!!!"...