Консультация для родителей «Обучение связанной монологической речи старших дошкольников»
консультация (подготовительная группа) на тему

мутьева марина владимировна
Консультация для родителей «Обучение связанной монологической речи старших дошкольников» Каждый родитель будущего первоклассника задается вопросом: готов ли мой ребенок к школе? Легко ли ему будет учиться или тяжело? И если тяжело, то, как я смогу ему помочь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Обучение связанной монологической речи старших дошкольников»

Каждый родитель будущего первоклассника задается вопросом: готов ли мой ребенок к школе? Легко ли ему будет учиться или тяжело? И если тяжело, то, как я смогу ему помочь?

Конечно, ребенок будет испытывать трудности. А вот на сколько легко он сможет их преодолеть, зависит прежде всего от овладения связной устной речи- важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.  Связанная речь – это форма мыслительной деятельности, которая определяет не только уровень речевого развития, но и умственного развития ребенка. Умение вести разговор с собеседником, связанно, последовательно и образно излагать свои мысли, пересказывать полученную информацию- все это помогает ребенку быть общительным,  раскрепощенным, уверенным в себе и своих силах.

Не секрет, что дети  дошкольного возраста не умеют грамотно выражать свои мысли. Поэтому, именно в этом возрасте необходимо прививать маленькому человеку любовь к слову, научить грамотно, выражать свои мысли, рассуждать. Процесс этот долгий и трудный. И стоит вопрос: чем родители могут помочь своему ребенку в этом нелегком деле?

Прежде всего, родители должны учить детей пересказу, и делать это так, чтобы им было интересно. Это могут быть как  произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на занятиях по обучению монологической речи; так и рассказы бытового характера, которые взрослые используют в процессе своего ежедневного общения с ребенком.  Темы таких рассказов могут быть разные: случаи, которые с ним произошли в детском саду, на прогулке, в парке, описание животных, цветов, деревьев - словом, все то, что окружает ребенка.

Первоначально цель работы - это привлечь внимание детей к какому-то явлению и одновременно способствовать развитию речи, включая,  прежде всего знакомые детям лексику и грамматические формы, пока он не овладеет трудной для них формой речи - монолог.

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина и многие другие исследователи отмечают, что владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников.

А.А. Леонтьев отмечал: «Монологическая речь – это развернутый, организованный, произвольный вид речи. Развернутость требует от говорящего не только назвать предмет, но и описать его. Произвольность выражается в том, что говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать соответствующую языковую форму. Организованность предполагает умение говорящего планировать и программировать всю свою речь, весь "монолог" как  целое». 

Итак, как сделать рассказы бытового характера более ярким, запоминающимся? Предлагаем несколько приемов,  которые облегчат работу родителей и пробудить интерес ребенка к такому общению.

Во-первых, неожиданное начало. Главное – эффект неожиданности. На первый взгляд ребенок не ждет ничего интригующего, но вдруг он слышит начало необычного рассказа: знаешь, со мной сегодня произошел такой смешной случай! Или, Вчера я видела говорящего попугая. И т.д.

Во-вторых,  ждал одно, а получил другое. Ребенок не слушается, шалит. Надо привлечь его внимание, успокоить. Традиционный способ родителя - это строгое внушение, окрик. Именно это ребенок и ждет. И вдруг, его усаживают на колено, обнимают, и начинает свой рассказ, например, о маленьком белом котенке, который потерялся, а его хозяйка-маленькая девочка очень переживала и искала своего питомца. Тема может быть любой, главное заинтересовать ребенка.

В- третьих, не только делай, но и слушай. Ребенок всегда старается быть рядом с родителем, помогать ему, подражать во всем: ухаживать за цветами, за рыбками в аквариуме, сгребать опавшую листву или чистить снег с дорожки. Вот тут и начните свой рассказ о том, как выращивать фиалки в горшках или о самой красивой рыбки аквариума и т.д.

         Тема рассказа должна соответствовать тому делу, которым заняты дети. Тогда рассказ станет не только интересным сообщением, но и очень нужной информацией. При этом говорить с ребенком лучше всего таким тоном, каким говорят с друзьями, или весело с юмором. Именно такие рассказы производят на детей такое сильное впечатление, что они охотно пересказывают их другим, развивая тем самым свою речь.

Не игнорируйте своего ребенка,  выслушивайте его по дороге из детского сада или дома, проявляйте интерес к содержанию рассказа, задавайте вопросы, помогайте правильно формулировать его мысли, и попросите  еще раз рассказать эту историю всей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников

Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...

Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на занятиях по обучению рассказыванию.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку - развитие связной речи. Это необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.Только обладая хорошо развитой связной речью ученик, ...

Консультация для педагогов "Развитие связной монологической речи у дошкольников. Обучение пересказу.

Монолог понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее с...

Консультация для родителей. Игры для развития речи старших дошкольников

Игры для развития речи старших дошкольников. Консультация для родителей....