“Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личности”.
статья (младшая группа) на тему

Ивоняк Ирина  Владимировна

 «Заставить полюбить природу нельзя,

но помочь полюбить можно».

Н.И. Сладков.

 

Экологическое образование – это основа национальной безопасности нашей Родины. Это  работа по обучению, воспитанию и развитию личности, направленная  на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние окружающей среды.

 

Экологическое образование дошкольников  - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к  состоянию окружающей среды  и своему здоровью, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Для этого в ДОУ формируется цель, которая  направлена  на  развитие экологической культуры у всех участников образовательного процесса.

Проводится информационно-методическая работа по экологическому воспитанию.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ.                                                                                                                                                                                                                                    Организация работы с родителями, направленной на формирование экологической культуры.

Согласно целевым ориентирам конкретной  возрастной группы, установленным ФГОС ДО к социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений ребенка в числе прочего является любознательность, ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, участвует в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы,  ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей  дошкольников необходимо  использовать  различные формы  экологического воспитания:

а) массовые - к массовым формам относиться работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, ролевые игры, работа на участке;

б) групповые - к групповым формам относятся  целевые экскурсии, наблюдения. Для каждого наблюдения отбирается небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе использования систематических наблюдений за одним и тем же объектом. В  каждом последующем наблюдении, закрепляются  и конкретизируются полученные  представления;

в) индивидуальные – к  индивидуальным формам относятся наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка.

Необходимо подобрать  разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие – домашние животные»;   «Где, чей домик?».  «Ядовитое и безопасное растение»;   «Опасно - не опасно». Использовать предметные игры с  использованием природного материала (шишек, камешков), что  способствует развитию мышления ребенка. В уголке природы иметь различные растения, привлекать ребят к активному участию по уходу за комнатными растениями:  поливать, рыхлить, протирать  листья и т.д. Каждый ребенок постепенно познакомится  с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им.

Положительные эмоции вызывают у детей чтение художественной литературы,  занятия по  рисованию, аппликации, лепке на природоведческую тематику. Это способствует  формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.

Труд в природе - этот  вид  деятельности, как никакой другой способствует формированию у дошкольников осознания бережного отношения к природе, чувство ответственности за живым организмом.

Экологическое  образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация значимой для них. Привлекать родителей к организации экологического пространства ДОУ вести  работу по благоустройству и озеленению территории.  Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.                                                                                                                                                          Экологическую информацию взрослые  должны получать:

- из консультаций для родителей;

- из тематических выставок:

- в процессе посещения территории детского сада;

- на родительских собраниях.

И в результате совместной  работы ДОУ и семьи у детей:

  • сформируется  начало экологической культуры;
  • сформируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  • дети  научатся практическим действиям по охране природы;
  • разовьются умственные способности, которые проявятся в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появится  желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

На основе выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Список литературы:

1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.

2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.

3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья21.21 КБ

Предварительный просмотр:

 «Заставить полюбить природу нельзя,

но помочь полюбить можно».

Н.И. Сладков.

Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личности”.

Экологическое образование – это основа национальной безопасности нашей Родины. Это  работа по обучению, воспитанию и развитию личности, направленная  на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние окружающей среды.

Экологическое образование дошкольников  - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к  состоянию окружающей среды  и своему здоровью, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Для этого в ДОУ формируется цель, которая  направлена  на  развитие экологической культуры у всех участников образовательного процесса. Проводится информационно-методическая работа по экологическому воспитанию. Организация предметно-пространственной среды в ДОУ.                                                      Организация работы с родителями, направленной на формирование экологической культуры.

Согласно целевым ориентирам конкретной  возрастной группы, установленным ФГОС ДО к социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений ребенка в числе прочего является любознательность, ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, участвует в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы,  ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей  дошкольников необходимо  использовать  различные формы  экологического воспитания:

а) массовые - к массовым формам относиться работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, ролевые игры, работа на участке;

б) групповые - к групповым формам относятся  целевые экскурсии, наблюдения. Для каждого наблюдения отбирается небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе использования систематических наблюдений за одним и тем же объектом. В  каждом последующем наблюдении, закрепляются  и конкретизируются полученные  представления;

в) индивидуальные – к  индивидуальным формам относятся наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка.

Необходимо подобрать  разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие – домашние животные»;   «Где, чей домик?».  «Ядовитое и безопасное растение»;   «Опасно - не опасно». Использовать предметные игры с  использованием природного материала (шишек, камешков), что  способствует развитию мышления ребенка. В уголке природы иметь различные растения, привлекать ребят к активному участию по уходу за комнатными растениями:  поливать, рыхлить, протирать  листья и т.д. Каждый ребенок постепенно познакомится  с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им.

Положительные эмоции вызывают у детей чтение художественной литературы,  занятия по  рисованию, аппликации, лепке на природоведческую тематику. Это способствует  формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.

Труд в природе - этот  вид  деятельности, как никакой другой способствует формированию у дошкольников осознания бережного отношения к природе, чувство ответственности за живым организмом.

Экологическое  образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация значимой для них. Привлекать родителей к организации экологического пространства ДОУ вести  работу по благоустройству и озеленению территории.  Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Экологическую информацию взрослые  должны получать:

- из консультаций для родителей;

- из тематических выставок:

- в процессе посещения территории детского сада;

- на родительских собраниях.

И в результате совместной  работы ДОУ и семьи у детей:

  • сформируется  начало экологической культуры;
  • сформируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  • дети  научатся практическим действиям по охране природы;
  • разовьются умственные способности, которые проявятся в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появится  желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

На основе выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Список литературы:

1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.

2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.

3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологическому образованию дошкольников на основе метода проекта.

«Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения воспитания и развития ребенка, направленное на формирование его экологической культуры. В статье представлен опыт работы с дошкольниками п...

Знакомство с правилами этикета как средство формирования нравственно-этической воспитанности старших дошкольников

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета...

Педагогический проект "Роль экологического воспитания в формировании нравственно-этических качеств дошкольника"

Посредством  реализации данного проекта предполагается воспитание потребности ребенка в общении с природой, сострадания, заботы, умения наблюдать, анализировать происходящее, давать правильную оц...

ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Перспективный план  по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета....

Знакомство с правилами этикета как средство формирования нравственно-этической воспитанности старших дошкольников (2015 / 2016 учебный год)

В настоящее время роль этикета в обществе, как части поведенческой культуры, неизмерно возрастает, поскольку этикет создает условия благоприятные для делового и личностного общения людей. Поэтому важн...

« Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, поведения и культуры»

Презентация сценария «Табигатьне саклагыз!» для детей старшей группы в городском семинаре- практикуме « Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, поведе...

Программа формирования нравственно- этических качеств у старших дошкольников (на основе традиционной культуры бурят) «Минии Тонто Нютаг»

Программа формирования нравственно- этических качеств у старших дошкольников (на основе традиционной культуры бурят)  «Минии Тонто Нютаг»...