ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
проект на тему

Кривошеева Анна Николаевна

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-igra.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Плотинновский детский сад, филиал муниципального  бюджетного  дошкольного образовательного  учреждение   «Детский сад №189 «Солнышко»

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

                             Подготовила воспитатель

Кривошеева А.Н.

2018 год

«Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет
ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях
или заимствованных
у другого народа»
К. Д. Ушинский

Актуальность:

    В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми.

    Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить  на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

     Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомлением дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.

      Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек?  Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние  на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются  неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

       Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.

       Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других.  

Проблема:

    В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование   западных мультфильмов, различных  телевизионных программ.

    Необходимость   приобщения   молодого   поколения   к   национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?

И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах,   играх,   песнях,   воспоминаниях,  сохранится   для   потомков.   И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть.

Цель проекта: формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русскую народную подвижную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры.

Задачи проекта:

  • Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок)   может   развить   свои   способности   в   процессе   совместной деятельности; творчески организовать общение и игру.
  • Познакомить  с русским народным фольклором и обучить разнообразным правилам подвижных народных игр.
  • Развить   физические   качества   –   быстроту,  ловкость,   выносливость   в народных играх.
  • Воспитать культуру общения со сверстниками, интерес и любовь к русской национальной   культуре,   народному   творчеству,   обычаям,   традициям, обрядам, к народным играм.
  • Способствовать  развитию педагогической компетентности  родителе

Тип проекта:

 Информационно-творческий.

Вид проекта: 

 Краткосрочный.

Сроки реализации:

 1 месяц  (01.03.2018-30.03.2018)

Участники проекта:

1. Дети старшей разновозрастной группы.

2. Воспитатель

3. Родители.

 Прогнозируемый результат:

  • У детей формируются знания о традициях народа; дети учатся использовать русские народные подвижные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.
  • Повышается профессиональный уровень воспитателей и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа.
  • Повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр.

Этапы:

Организационный.

  • Подборка народных игр в соответствии с возрастом детей.
  • Создание условий для проведения игр в  группах (эстетическое оформление физкультурных уголков, рациональность расположения спортивного инвентаря и игрового материала).
  • Создание развивающей среды в группе(изготовление масок для игр);
  • Создание в группе мини – музея «Русская изба», привлечение родителей к предстоящей творческой работе.
  • Консультация родителей по теме: «Народные детские подвижные игры».
  • Консультация для воспитателей «Использование народных игр в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»

Практический.

  • Формирование у детей элементарных знаний и представлений об играх   (беседы «В какие игры играли наши бабушки и дедушки» ,«Истории об игрушках»)
  • Создание картотеки народных подвижных игр
  • Изготовление атрибутов для игр.
  • Обучение детей организации народных подвижных игр в свободной деятельности.
  • Организация и проведение календарных, фольклорных праздников. «Праздник русского платка», «Праздник русской печки»
  • Спортивный праздник ко Дню защитника Отечества.
  • Работа над мини – музеем в группе «Русская изба».

Заключительный.

  • Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.
  • Обобщение опыта работы по теме «Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
  • Презентация проекта для коллег;
  •  Выставка атрибутов к народным играм.
  • Физкультурный досуг «Старинная народная игра в жизни детей»

Оценка результатов проекта

        По окончании работы над проектом педагоги группы повысили профессиональную компетентность в проектной деятельности; углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.

   Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду

Использованная литература:

1. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».

2. Н.Г. Зеленова Л.Е.Осипова «Мы живём в России».

3.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. — М.:

Наука, 2012.

4.Калинченко   А.В.   Развитие   игровой   деятельности   дошкольников:

Методическое пособие. — М.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/13/narodnye-igry-dlya-starshey-gruppy 

ПОДВИЖНЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

 (по возрастным группам) .

Средняя группа 

Игры с бегом:

"Гуси - лебеди","У медведя во бору",  "Стадо", "Перебежки", "Зайцы и лиса", "Ловишка", "Прятки".

Игры с прыжками:

"Воробушки и кот",  "Бабка -Ежка", "Зайцы и лиса".

Игры с мячом:

"Подкиды"

Игры малой подвижности:

"Грачи летят" (или  "Летает - не летает"),"Зайка серый...", "Карусель", "Каравай", "У бабушки Маланьи", "Огородник", "Ворон" .

 

Старшая группа

Игры с бегом:

"Лошадки", "Жмурки", "Гори, гори ясно", "Кошка и мышка", "Медведи с цепью",   "Мороз - Красный нос","Капуста", "Селезень",  "Дедушка Рожок", "Курочки", "Платок".

Игры с прыжками:

"Болото"("Классы"), "Попрыгунчики",  "Родничок" .

Игры с мячом:

 "Мяч вверху",

Игры  малой подвижности:

"Краски","Молчанка", "Море волнуется", "У дядюшки  Трифона", "Краски", "Золото", "Чуприяки" ("Бубенчики"), "Шатер", "Жаворонок".

Подготовительная группа

Игры с бегом:

"Змейка","Уголки","Прятки с домом", "День-ночь","Казаки - разбойники", "Салки","Пирожок","золотые ворота","Пчелы", "Щука и караси", "Лиса и куры".

Игры с мячом:

 "Гонка мячей", "Зевака", "Выбей мяч из круга", "Перебежки", "Зайчик".

Игры с прыжками:

"Петушиный бой","Картошка",  "Пустое место", "Лягушки в болоте","Льдинка".

Игры малой подвижности:

"Фанты" ,"Камешек", "Море волнуется".

 

ВИДЫ НАРОДНЫХ ИГР.

1.Подвижные  (спортивные) игры соревновательного характера ("Ловишки", "Горелки","Прятки", "Звонари", "Бубен" и др.);

2.Обрядовые (календарные) игры имели связь с народным сельскохозяйственным календарем. ("Кукушечка", "Ручеек", "Гори, гори ясно", "Солнышко" и др.);

3.По отношению к природе (природные), дети знакомятся с окружающей природой ( "Сорока", "У медведя во бору", "Ворон", "Паучок", "Солнышко");

4.Трудовые (бытовые), знакомим с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков   ("Горшок", "Каравай", "Клубочек", "Баба сеяла горох" и др.);

5.С ведущим (водящим) - игры, где игрок выполняет какое - то действие, ведет игру  ("Звонари", "Отгадай, чей голосок", "Море волнуется", "Сижу на камешке");

6.Драматические (с элементами театрализованных действий) игры, которые требуют искусство артиста, умение превращаться в какого - то героя игры и выполнять его действия ("Заинька", походи", "Бабка Ежка", "Волчок, волчок", "Шла коза по лесу").

7.Игры - забавы - игры, которые веселят, забавляют ребенка и в тоже время несут в себе какой - то познавательный и воспитательный элемент ("Сорока-сорока", "Ладушки", ""Идет коза рогатая", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЗАЗЫВАЛКИ.

перед началом игры:

-Таю, таю, налетаю

Вас  в игру всех приглашаю

А в какую, не скажу!

Зазывалку расскажу.

 

- Кто опоздает, в небо улетает.

Тай, тай, налетай

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем.

 

-  Поиграть пришла пора

Развеселая  детвора,

Пусть наш смех звучит вокруг

Становитесь дружно в круг!

 

- Приглашаю детвору.

На веселую игру,

А кого не примем

За уши поднимем.

Уши будут красные

До того прекрасные.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ № 3

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СЧИТАЛКИ.

 

1. Белки зайцев угощали

И морковку подавали.                          

Все орешки сами съели                        

А тебе водить велели!                          

2. Аист - аист, аист - птица,               

Что тебе ночами снится?                      

Мне -  болотные опушки,                        

- А еще?                                                    

- Еще лягушки!                                    

 Их ловить, не изловить.

Вот и все, тебе водить!

3. Мы собрались поиграть.                

Ну кому же начинать?                             

Раз, два, три -                                             

Начинаешь водить ты!                             

4. Гномик золото искал                      

И колпак свой потерял!                          

Сел, заплакал: "Как же быть?"               

Выходи, тебе водить!                                

5. Катится яблочко

С крутой горы.                                           

Кто поднимет - тот уйди!

6.Плыл по морю чемодан,               

В чемодане был диван,                             

А в диване сидел слон,                              

Кто не верит - выйди вон!                        

7. Раз, два, три, четыре,                           

Пять, шесть,  семь,                              

Восемь, девять, десять                              

Выплывает                                                   

Белый месяц!                                                 

Кто до месяца дойдет                                 

Тот и прятаться пойдет.                              

8. Катилось яблочко                           

Мимо сада,                                                   

Мимо огорода,                                            

Мимо частокола;                                          

Кто его поднимет,                                                                        

Тот вон пойдет!                                          

9.Катился горох по блюду.                       

Ты води, а я не буду.                                   

10.Таря - Маря

В лес ходила,                                                 

Шишки  ела - нам велела.                           

А мы шишки                                                   

Не едим                                                         

Таре - Маре отдадим!                                  

11. Шла кукушка                                           

Мимо сети,

А за нею

Малы дети

И кричали:

"Кук! Мак!

Убирай один кулак!

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

БЕСЕДА

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Консультация родителей по теме: «Народные детские подвижные игры».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Консультация для воспитателей «Использование народных игр в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/20/konsultatsiya-dlya-vospitateley

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 7

Спортивный праздник ко Дню защитника Отечества.

http://ds-rucheek-kno.edu22.info/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2018/03/01/sportivnoe-razvlechenie-vmeste-s-papoy-my-druzhny-vmeste

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 8

«Праздник русской печки»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/03/razvlechenie-dlya-detey-prazdnik-russkoy-pechki

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 9

Физкультурный досуг «Старинная народная игра в жизни детей»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/26/fizkulturnyy-dosug-starinnaya-narodnaya-igra-v-zhizni-detey

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/26/fotootchet-fizkulturnogo-dosuga-starinnaya-narodnaya-igra-v-zhizni

                                                                                                                                                                   

                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

Мастер-классы с детьми, родителями, педагогами.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/26/prezentatsiya-na-temu-russkie-narodnye-igry

Изготовление кокошника с педагогами.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/19/master-klass-po-izgotovleniyu-kokoshnika-0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»     Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской культуры посредством народной игры.

Цель: формирование интереса у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм, -привлечение родителей в воспитательно-образовательный про...

Приобщение детей к истокам русского творчества через народную игру

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изуч...

Проект "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

quot;Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"...

Доклад на тему: "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры".

ДОКЛАД на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры». Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской кул...