Новые подходы к решению проблем формирования стойких коммуникативных умений у дошкольников
материал по теме

Майорова Ольга Владимировна

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет общение как необходимое условие жизнедеятельности.

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: педагог-психолог Майорова О.В. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 – компенсирующего вида» г. Ефремов Новые подходы к решению проблем формирования стойких коммуникативных умений у дошкольников

Слайд 2

« Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения » Антуана де Сент - Экзюпери:

Слайд 3

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными .

Слайд 4

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребёнка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым , В. В. Давыдовым, Д . Б. Элькониным . Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А.Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность . В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника ( М.И.Лисина , А.В.Запорожец ), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин , З.Н.Богусловская ). Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребёнка к обучению в школе ( М.И.Лисина , А.Г.Рузская ), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является необходимым условием успешной учебной деятельности, важным направлением социально-личностного развития.

Слайд 5

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделено социально-коммуникативному развитию. Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с общим недоразвитием речи, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений. Применительно к детям с речевыми нарушениями этот вопрос является наиболее острым, так как тесно связан с проблемой их социальной адаптации как внутри детского объединения, так и вне его.

Слайд 6

Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения. Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения : - сотрудничать ; - слушать и слышать; - воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию ; - говорить самому.

Слайд 7

О сновная задача педагогов в процессе развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – выстроить процесс развития коммуникации по основным точкам развития умений, чтобы впоследствии, работая по принципу Л.С. Выготского от зоны актуального к зоне ближайшего развития, и превращая умения в навыки, не потерять связь между этими основными точками, а, следовательно, целостности всего процесса. На какие бы индивидуально-личностные и возрастные характеристики дошкольников не была рассчитана педагогическая работа, её выстраивание должно соответствовать ряду общих принципов: • принцип интеграции (взаимосвязь с другими видами деятельности), •принцип разнообразия тематики и методов работы, •принцип максимальной активности детей, •принцип сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого), •принцип возрастания компетентности педагога в вопросах развития коммуникации, •принцип индивидуального подхода к детям, •принцип игровой подачи материала. В практике существуют разные методы, применяемые для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Их можно распределить на три группы: наглядные, словесные и практические. •Наглядные методы: метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии), опосредованное наблюдение (с использованием изобразительной наглядности: игрушки, картины). • Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, заучивание стихотворений наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. •Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Все методы должны применяться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.

Слайд 8

Большая роль в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста отводится игре. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником: « Улыбка» - подари всем самую дорогую улыбку, какая есть. «Комплимент» - похвали соседа, глядя ему в глаза, скажи самые добрые слова. Ситуации: «Ребята играют в интересную игру. Попроси принять тебя в игру». Игры для совершенствования у детей умения общаться без слов: «Угадай, что делаем? », «Кто, как ходит? », «Расскажем сказку молча». Игры для выразительности речи: «Изобрази, как бушует море», «Каким голосом говорят Золушка, баба Яга». Игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации: Анализируем с детьми разнообразные ситуации-общения. «Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения» «Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь», «Два мальчика поссорились, как их помирить».

Слайд 9

Психологическая игра представляет собой смоделированную ситуацию, в которой человек может приобрести определенные навыки, научиться общаться, расширить свои представления как о себе, так и об окружающем мире. Психологическая игра полезна тем, что в ней человек может избавиться от психологических проблем(например, чрезмерной застенчивости, агрессивности, замкнутости и др.), «проработав» их в игровой ситуации. Помимо навыков общения, с помощью психологических игр можно формировать и развивать нравственные и волевые качества личности ребенка, внимание, память, логическое мышление, внутренний мир. Игры для развития эмпатийного поведения: «Волшебный магазин» выбери подарок своему лучшему другу. «Царевна Несмеяна » попробуем ее рассмешить. Привлекаем детей и взрослых к участию в драматизации сказок. Ситуации-общения: «Ты нашел на улице голодного котенка, пожалей его», «Малыш плачет, как его успокоить». Приглашаем в гости малышей для совместной игры и общения Психологические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников: Игры, помогающие детям в общении друг с другом: «Кто у нас хороший», «Ручеек» Игры, помогающие в общении со взрослыми: « Интервью», «Салки»

Слайд 10

“ Если у ребенка не сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно” детский психолог М.И. Лисина. Итак, понимание коммуникации, как смыслового стержня общения, подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков – элементарных единиц довольно сложного процесса. Данная потребность усиливается осознанием того, что старший дошкольный возраст – это не только сенситивный для развития детской коммуникации период, но и своеобразный «мостик» между детским садом и школой, когда перед ребёнком встают новые требования к организации собственного общения.

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии формирования иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников на занятиях по английскому языку

В современном мире существует потребность в интеграции обучения иностранному языку в образовательную деятельность дошкольных организаций, т.к. расширение межгосударственных связей, возможностей общени...

Ранняя профилактика дисграфии как средство решения проблем формирования фонематических представлений у дошкольников

Дисграфия  - стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение техникой письма считается завершенным....

"Инновационные подходы к решению проблем современных родителей детей дошкольного возраста".

Дошкольное учреждение располагает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, потому педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям в воспита...

Консультация для педагогов ДОУ "Формирование социально-коммуникативных умений у дошкольников посредством игры"

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому перед воспитателем стоит зада...

Создание единого образовательного пространства при условии общего подхода к решению проблем воспитания.

Согласованность действий семьи и дошкольных учереждений-обязательное условие для создания единого образовательного пространства....