Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительная вода"
опыты и эксперименты (младшая группа) по теме

Салтыкова Олеся Борисовна

Конспект познавательно-исследовательской деятельности во  второй младшей группе "Удивительная вода" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Сказка» г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности воспитанников второй младшей группы

 «Почемучки»

                                                                                                                               

разработала:

воспитатель

Салтыкова Олеся Борисовна

 Холмск

2018

Тема: «Удивительная вода»

Цель: вовлечение детей в исследовательскую деятельность по изучению качеств воды.

Задачи: 

-формировать элементарные представления об основных свойствах воды (вкус, цвет, запах, текучесть);

- развивать умение делать простейшие выводы об отдельных качествах воды;

- стимулировать развитие интереса к совместному экспериментированию;

- формировать умение общаться по теме исследования;

- развивать мышление, словарный запас, кругозор и любознательность детей;

 - воспитывать бережное отношение к воде.

Словарь: берлога, талая вода, дождевая вода, бесцветная, течёт, льётся перетекает, жидкость, безвкусная, легкий, тяжелый, сладко спать, ворчать, времена года,

Оборудование и материал для детей: одноразовые стаканчики прозрачные, одноразовые чайные ложки, влажные салфетки, сахар.

Оборудование и материал для педагога: кукла ростовая – медведь, вода питьевая, молоко, снег в ёмкости, зелёнка, марганец, пипетка.

Предварительная работа:  наблюдение на прогулках за талым снегом, разным состоянием воды, игра-забава «Круги на воде» заучивание потешки «Водичка- водичка», «Иди, весна, иди, красна», «Дождик, дождик, пуще…», «Радуга-дуга», чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», чтение украинской народной сказки» Коза-дереза», заучивание стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», Л. Толстой «Пришла весна…»просмотр иллюстраций, видео презентаций по теме "Весна"; прослушивание аудио записей: «Весна» А .Вивальди, «Весенние голоса» Штрауса (отрывки), разучивание стихотворений и песен о весне; игры с водой: «Мыльные пузыри»,  «Пускание кораблика на воду», экспериментирование: «водичка разная бывает», «тонет в воде- не тонет в воде».

Ход деятельности:

 Воспитатель                                          

Здравствуйте ладошки                  (вытягивают руки, поворачивают ладонями 

Хлоп –хлоп- хлоп!                         (вверх- вниз,3 хлопка в ладоши)      

Здравствуйте ножки!                     («Пружинка»)   

Топ, топ, топ!                                  (топают ногами)  

Здравствуйте, щёчки!                    (гладят ладонями щёки)     

Плюх-плюх-плюх!                          (3 раза слегка похлопывают по щекам)      

Пухленькие щёчки                          (гладят ладонями щёки)  

Плюх-плюх-плюх!                          (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Воспитатель: ребята, вы, когда - ни будь видели, что бывает в лесу весной?

А хотите посмотреть?

(под музыкальное сопровождение произносятся слова)

Покружись, покружись в лесу весеннем окажись.

 (заставка на экране: весеннего леса, берлоги медведя)

Без нужды и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны,

И, навеpно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит: каплет! -

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил -

Кругом вода!

Заспешил медведь наружу:

Заливает - не до сна!

Вылез он и видит:

Лужи, тает снег...  Пришла весна.

Мишутка: - ой, ой ой, откуда взялась вода? Я так сладко спал, а она меня разбудила.

Воспитатель: Мишутка, не ворчи тебя вода разбудила, потому что уже пора просыпаться от зимнего сна.

Воспитатель: ребята, в какое время года просыпается медведь? (ответы детей)

Мишутка: как же так вокруг ещё снег, откуда тогда взялась вода? Как она попала ко мне в берлогу?

Воспитатель: не переживай Мишутка сейчас мы с детьми выясним откуда появилась вода у тебя в берлоге.

Опыт 1 «Разное состояние воды»

Воспитатель: ребята у вас ладошки тёплые или холодные? (ответы детей, далее воспитатель показывает детям и Мишутке ёмкость со снегом)

Я предлагаю вам взять немного снега на ладонь и посмотреть, что с ним будет происходить? (через некоторое время педагог продолжает беседу) Воспитатель: а куда делся снежок? (предполагаемые ответы детей: растаял, превратился в воду)

Воспитатель: как вы думаете от чего он растаял, превратился в воду?

(предполагаемые ответы детей: от теплых ладошек)

Воспитатель: да, ребята, вы правильно сделали вывод, что снег тает от тепла. Ну что Мишутка ты теперь понял откуда вода в твоей берлоге?

Мишутка: странно ваших ладошек не было в моей берлоге….

Воспитатель: смешной ты Мишутка, весна пришла солнышко своими тёплыми лучиками растопило снег.

Мишутка: ой ребята, у вас на ладошках водичка, и у меня в берлоге вода…

Воспитатель: вода которая растаяла называется талая.

(педагог добивается полных ответов, закрепление свойства воды –талая)

Мишутка: (удивлённо) а как она попала ко мне в берлогу мне её что кто –то подложил, а может она живая и сама ко мне заползла?

Воспитатель: нам тоже интересно узнать, как она попала в твой дом?

Но сначала, я хочу спросить детей: ребята станем ли мы пить такую воду, годится ли она для питья (ответы детей)

Воспитатель: правильно, ребята, мы такую воду пить не станем.

У нас для этого есть питьевая вода. (педагог показывает бутилированную воду)

Как мы сможем попить её?  Что для этого надо сделать? (ответы детей)

Во что можно налить воду? (предполагаемые ответы детей: в стакан, вазу, ведро и т.д.)

Опыт 2 «Свойство текучести воды»

Воспитатель: девочки и мальчики, хотите попробовать переместить воду из одного стакана в другой? (ответы детей). Как мы будем это делать? Как она попадет из одного стаканчика в другой (ответы детей).

Воспитатель: да ребята вы правы она льётся. (педагог переливает воду)

Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая). Воду можно перелить из одной посуды в другую. Вода течет, льётся, перетекает.

Поскольку вода жидкая, её называют жидкостью. Вот Мишутка мы выяснили что вода течёт и стало понятно, как она к тебе попала в берлогу. Она просто, Мишутка, затекла. (Мишутка задумался)

Педагог приглашает детей к демонстрационному столу.

 

Опыт 3 «Вода имеет вес»

Воспитатель: а сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую стакан с водой.

Какой стакан тяжелее? С водой или пустой? (ответы детей)

Правильно стакан с водой тяжелый, а пустой легкий.

Значит вода имеет вес, она тяжелая. Какая вода? (тяжёлая)

А ты Мишутка, какой вывод сделал?

Физкультминутка «Дождик» 

(под фонограмму шума дождя)

Капля раз, капля два,

Это тоже всё   вода             (Прыжки на носочках, руки на поясе)

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны.)

От дождя себя укрыли       (сомкнуть руки над головой полукругом). 

Воспитатель: вот и не промокли мы от дождевой воды, успели зонты раскрыть.

Опыт 4: «У воды нет запаха».

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель: дети, чем пахнет вода? (ответы детей)

 Правильно совсем не пахнет, вода не имеет запаха.

Мишутка: ох уж эта вода, она мне всю шубку замочила.

Воспитатель: ты Мишутка не сердись на водичку ведь все живые существа нуждаются в воде. Водой можно умыться, на воде готовят, водой поливают цветы, её пьют.

Мишутка: я и правда, что - то пить захотел, всю зиму проспал ни капельки воды не пил.

Воспитатель: на Мишутка попей.

Мишутка: странно не пахнет и никакого вкуса у неё нет.

Ребята, давайте попробуем воду и проверим Мишуткины слова есть ли у воды вкус?!

Опыт 5 «Вода может иметь вкус…»

(детям предлагается кипяченая вода). 

Воспитатель опрашивает детей: какая вода на вкус? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая? (ответы детей), (Мишутка тоже пробует).

   Воспитатель: правильно Мишутка вода не имеет вкуса, можно сказать что

она безвкусная. Вот и ты запомни Мишутка, что вода безвкусная!!!

Мишутка: а что можно сделать чтобы у воды появился вкус?

Воспитатель: Мишутка какой твой любимый вкус?

Мишутка: я люблю сладенькое.

Воспитатель: ну сладкое, так сладкое….

Опыт 6 «Вода может менять вкусовые свойства», «Вода –растворитель».

 Воспитатель: ребята у вас на столе есть сахар: насыпаем немного на ладонь, потрогайте его пальчиками.  Что вы чувствуете, какой он наощупь?

(ответы детей). Правильно ребята он сухой, мелкий.

 Насыпаем ложечкой в стакан с водой сахар (воспитатель демонстрирует), размешайте, а теперь попробуйте воду. Какой она стала на вкус? (ответы детей). Оказывается, вода может принимать вкус сахара, который в нее положили. (дети угощают Мишутку сладкой водой)

Воспитатель: ребята как вы думаете если бы мы добавили соль вместо сахара, какой вкус появился бы у воды? (ответы детей).

Воспитатель:(обращаясь к Мишутке) а если бы вода была солёная, ты бы стал пить её?

Опыт 7 «Вода не имеет цвета и она прозрачная»

Воспитатель: ребята, давайте вместе подумаем есть ли у воды цвет? (Ответы детей).

Воспитатель: (обращаясь к Мишутке) а ты как думаешь, дети правы?

Мишутка: (уверенно) я думаю она белая.

Воспитатель: действительно ли белая, надо проверить.  Сравним с молоком.

Какого цвета молоко? (белого). А теперь что можно сказать о цвете воды? (Ответы детей)

Мишутка: ой, да у воды нет цвета.

Воспитатель: ну конечно, Мишутка, вода бесцветная.

  Я, спрячу эти камушки в воде и в молоке. А вы скажете, в каком стакане камушки видны, а в каком нет. (ответы детей- в стакане с водой камушек виден, а в стакане с молоком его не видно).

Значит, что можно сказать о воде? (ответы детей)

Воспитатель: вода бесцветная и прозрачная.

Мишутка: какая удивительная вода. Мы с вами узнали, что вода имеет вес, ее можно переливать, не имеет запаха, безвкусная и бесцветная. Молодцы мы с вами ребята!!

Воспитатель: хочу вас удивить. Была вода бесцветная, а стала … (педагог добавляет в воду кристаллы марганца).

Была вода бесцветная, а стала … (педагог добавляет в воду бриллиантовую зелень - «зелёнка») Вода не имеет цвета, но он может появиться если в неё добавить краску.

Воспитатель: а знаете ли вы ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран.

- А ещё для чего нужна вода? (ответы детей готовить еду, пить, поливать цветы, одежду стирать)

Воды людям надо много, для умывания, приготовления пищи.

Вот поэтому воду нужно беречь.

Теперь ты Мишутка не будешь обижаться на воду, ведь она такая удивительная! И шубка твоя уже высохла.

Мишутка: Спасибо, ребята, теперь многое знаю о воде!!!

Водичка меня разбудила, теперь хочется поиграть.

(проводится подвижная игра «Солнышко и дождик»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе "Капельки воды"

Цель: создание условий для  формирования представления детей о свойствах и состояниях воды путем экспериментальной деятельности. Ход НОДВоспитатель рассказывает детям, что увидел утром на по...

Конспект НОД  «Познавательно-исследовательская деятельность». Тема: «Водичка, водичка…» 2 младшая группа

Конспект НОД  «Познавательно-исследовательская деятельность». Тема: «Водичка, водичка…» вторая младшая группа...

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность детей во 2 младшей группе на тему: «Эх, вода, вода, вода будем чистыми всегда».

Задачи::• закреплять у детей культурно-гигиенические навыки;• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;• способствовать накоплению у детей конкретных пре...