Адаптация в ДОУ
материал (младшая группа) на тему

Шипулина Оксана Владимировна

Структура описания педагогического опыта по теме адаптации в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_adaptatsii.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Структура описания педагогического опыта

1.Данные о носителе опыта

  • Ф. И. О.: Шипулина Оксана Владимировна
  • Год рождения: 07.06.1977г.
  • Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад им. Ю. А. Гагарина»
  • Должность: воспитатель
  • Педагогический стаж: 8 лет

2. Тема опыта

«Адаптационный период в жизни ребёнка третьего года жизни»

3.Описание основных методов и методик

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Для оптимизации процесса адаптации использовала следующие методы работы:

  • Беседы с родителями;
  • Анкетирование;
  • Наблюдение за ребенком;
  • Развивающие игры.

        Сведения о ребенке получала в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений   получила достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. д.

        Однако наибольшее внимание уделила особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка вела индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксировала результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода лист передавала педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома. Для определения уровня адаптированности ребенка к образовательному учреждению использовала специальные методики, например, такие, как «Знакомство», «Зайчики», «Матрешки» (подробнее Е. И. Морозова, 1997), анкета для родителей, параметры готовности ребенка к поступлению в ДОУ (Е. О. Севостьянова), лист адаптации ребенка в группе (Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко, 2005) и др.

        В процессе адаптации ребенка к ДОУ использовала:

  • элементы телесной терапии (брать на руки, обнимать, поглаживать);
  • предлагала ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
  • рассказывала сказки;
  • использовала игровые методы взаимодействия с ребенком;
  • создавала у ребенка положительную установку на предстоящие режимные моменты.
  • использовала музыку как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.

4. Актуальность

        Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. И трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки и приход его в детский сад. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и на адаптации к школе, а, возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому сегодня любой уважающий себя и свою профессиональную деятельность педагог должен задуматься над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода у него в учреждении и соответствуют ли они современным требованиям.

        Главными критериями ФГОС ДО названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. Отдельно в стандарте выделено: «уважение педагогов к их воспитанникам», и «образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия» (п. 1.9 статьи 34 нового закона «Об образовании»).

        В возрасте 2 – 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью.

5.Научность

Научность лежит в основе всех разработок по проблемам раннего детства, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конкретного результата, осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новейшие технологии воспитания. О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи: Аксарина Н. М., Тонкова – Ямпольская Р. В., Шмидт – Кольмер Е. и др.

Ведущая роль взрослого в развитии ребёнка рассмотрена Г. М. Ляминой, этапы развития общения взрослого с ребёнком – С. Ю. Мещеряковой, Л. Н. Галигузовой, Н. Н. Авдеевой, практическое применение этих знаний в условиях адаптации – Н. Д. Ватуниной, диагностическая методика адаптационного профиля – Е. И. Морозовой.

6.Результативность

Наблюдения, анкеты, листы адаптации показали, что из детей, впервые поступивших в ДОУ на третьем году жизни:

-у 23% - трудно устанавливались контакты с незнакомыми взрослыми и отмечались частые проявления отрицательных эмоций впервые и последующие дни;

-12% - не умели занять себя в новой обстановке:

-4% не вступали в контакт со сверстниками ;

-у 12% - первые дни наблюдались бурные отрицательные эмоции, негативное отношение к взрослым и детям, отказ от всех предложений воспитателя

(кушать, спать, играть), постоянные воспоминания о близких.

-у 19% эмоциональное состояние и характер деятельности были изменчивы:
подражательные действия и наблюдения за взрослыми и детьми сменялись  бездействием , спокойное прерывалось плачем , ответная речь сменялась воспоминаниями о близких;

- 30% - детей привыкали более спокойно, они сравнительно быстро осваивались в новой обстановке, умели согласовывать свои действия с другими детьми, вступали в контакт со взрослыми .

7.Новизна

        В основе новой концепции социального партнерства семьи и дошкольного учреждениялежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного

учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество ­ это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам дошкольного образовательного учреждения. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения

педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители ­ его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Социальное партнерство педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

8.Технологичность

        Я подобрала и внедрила здоровьесберегающие педагогические технологии, такие как: технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика пальчиковая, гимнастика пробуждения, дорожки закаливания, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная), технология обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, самомассаж, точечный массаж), коррекционно – развивающие технологии (арт - терапия, технология музыкального воздействия, технология воздействия цветом).

Оформила уголок «Мое настроение», уголок психологической разгрузки. С целью снятия эмоционального напряжения изготовила игровые пособия: «Дружелюбный питон», «Тактильные кубики», «Сенсорные мешочки», «Сухой дождь», «Аромаподушки», «Массажные кочки».

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

С целью плавного перехода от состояния сна к состоянию бодрствования провожу бодрящую гимнастику - пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастику начинаю проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты. После бодрящей гимнастики - закаливающие процедуры - ходьба по дорожке «здоровья».

     В течение дня включаю в работу гимнастику для глаз по методике Базарного и элементы дыхательной гимнастики. Упражнения для глаз способствуют улучшению циркуляции крови и внутриглазной жидкости, укреплению мышц глаз.

Дыхательная гимнастика способствует укреплению мускулатуры, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках. В своей работе использую такие упражнения, как «Сдуй листочек», «Полёт бабочки» и др., элементы дыхательной гимнастики по методике Александры Николаевны Стрельниковой.

Также для снятия эмоционального напряжения применяю пальчиковые игры и упражнения по методике Сергея и Екатерины Железновых, такие как «Рыбка», «Птичка», «Улитка», «Зайчик строит дом», «Месим тесто».  Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции.

В совместной деятельности использую подвижные игры. «Будем весело шагать», «Остановки», «Солнышко и дождик», «Шмели летают – шмели спят» - особо любимые детьми моей группы игры.

С целью переключения внимания детей провожу динамические паузы (физкультминутки). Этот прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности, отдохнуть от умственной нагрузки.

Также для расслабления мышц и снятию эмоционального и нервного напряжения применяю в работе метод релаксации. Своевременная релаксация в будущем поможет ребенку сохранять и восполнять силы, а при необходимости – успокаиваться и давать чрезмерно напряженным мышцам отдохнуть. Для сопровождения использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, Григ и др.), звуки природы.

Технология обучения здоровому образу жизни включает в себя:

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в хорошо проветриваемом помещении. Время проведения физкультурных занятий соответствует санитарно – гигиеническим требованиям. В свободной деятельности использую нетрадиционное оборудование, такое как «Сенсорные мешочки» и «Дружелюбный питон» - мягкая игрушка длиной 6 метров, служащая не только физкультурным оборудованием, но и эффективным средством для поднятия настроения ребёнка. В течение дня включаю в работу с детьми массаж биологически активных точек по авторской методике Аллы Уманской и игровые массажи. Массаж биологически - активных точек применяю с целью профилактики простудных заболеваний, повышения защитных свойств слизистых оболочек носа, гортани, бронхов и других органов.

Игровые массажи обеспечивают сенсорное развитие ребёнка (они оценивают холод и тепло, характер прикосновения, гладкость или шершавость материала); влияет на физическое развитие, тонизирует или расслабляет, поднимают настроение: «Весёлая кисточка», «Превращение», «Гусёнок Тимошка», «Дождик», «Барабан», «Дятел», «Маляр» и др.

Коррекционные здоровьесберегающие технологии.

Арт-терапия. С помощью художественного творчества помогаю ребенку погасить отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужим для него людям, отвлечься и успокоится. В течение дня включаю в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги», «Рисование пластилином».

Технология музыкального воздействия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Применяю в работе активную (двигательные импровизации под соответствующий характер музыки) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание.

Известен факт, что духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.

Для эмоционального развития детей использую технологию воздействия цветом. Цвет служит мощным стимулятором. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.

 В своей работе использовала такие игры с цветом, как «Покрывало феи», «Цветная водичка», «Зажги радугу», игры с атласными лентами.

Для создания благоприятной атмосферы перед сном использую чтение - самый популярный и самый любимый детьми фактор. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные перед сном, помогают успокоиться и заснуть.

Особое значение уделяю труду в уголке природы. В группе дети с моей помощью учатся поливать комнатные растения, вытирать пыль с листьев, наблюдать за ростом растений. Работа в уголке природы способствует привитию интереса к познавательной экспериментальной деятельности, снятию эмоционального напряжения в период адаптации.

        

9.Описание основных элементов

С поступлением ребенка двух - летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение восьми и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление. Как известно, адаптация – это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения предполагает избегания опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным стилем является творческий, наименее оптимальным – избегающий.

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

В этом случае можно использовать алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад, предложенный И.В. Лапиной:

1-й шаг- приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;

2-ой шаг - приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

3-ий шаг- ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;

4-ый шаг – ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа;

5-ый шаг – ребёнок остается один с завтрака до обеда;

6-ой шаг – ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

7-ой шаг – ребёнок остается один на целый день.

Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.

        Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

        Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).

2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).

3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.

Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.

Степени тяжести адаптации

Легкая степень: 10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки.

Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели).

Очень тяжелая: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – “несадовый” ребенок.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

10.Выводы

        Полученные данные позволили мне разработать систему педагогических воздействий, позволяющих управлять поведением детей в период адаптации.
  Соблюдая принципы постепенности, непрерывности, последовательности в усложнении предъявляемых требований при поэтапной организации деятельности ребёнка, я способствовала более быстрому и безболезненному усвоению им социального опыта новой среды, формированию таких социальных потребностей, которые необходимы для полной адаптации к условиям дошкольного учреждения.

11.Список литературы

1.Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М., 2003.

2.Инновационные процессы в образовании. — СПб, 1997.

3.Калинина Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. — СПб., 2002.

4.Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. — М., 2005.

5.Морозова Е. И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего возраста // Дефектология. — 1997. - №4. - С. 67-79.

6.Севастьянова Е. О. Дружная семейка. — М., 2005.

7.Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М., 2003. 23.Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назарова. — М.: Академия, 2001.

8.Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6 – с.46 –51.

9. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.

10. Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.

11. Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ : Методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2005.( Приложение к журналу “Управление ДОУ”).

12.Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 2005.

13. Морозова Е.  Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – N11. –с.10

14.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному        учреждению – М.: Книголюб, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и прогноз адаптации

В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"

Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....