Пение. Певческий голос. Охрана детского голоса.
статья на тему

Дубровская Светлана Викторовна

Певческий голос – дар природы. Однако, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Так же как будущий скрипач или пианист должен подолгу разучивать гаммы, чтобы стать настоящим виртуозом, так и певец должен научиться «играть» на своём природном инструменте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пение. Певческий голос.                                       Охрана детского голоса.

    Пение — это основной и главный вид музыкальной деятельности ребёнка.  Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задачи гармонического развития ребёнка.            К. Д. Ушинский писал: «Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора». В песне есть нечто, воспитывающее душу и, в особенности, чувство». Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению.   Л. Стоковский писал: «… Для ребёнка голос – самый доступный и первейший инструмент». Пение — это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса.                                                  

    Певческий голос – естественный, данный природный музыкальный инструмент, звучание которого формируется гортанью. Обычный голос, которым все мы пользуемся в разговоре, возникает благодаря тому, что голосовые связки приходят в движение – смыкаются и колеблются. Так появляется звук. Когда звук проходит через рот и нос, он усиливается резонансом и приобретает индивидуальный, неповторимый характер. Поэтому мы можем узнать человека по голосу, даже не видя его. Для звучания голоса очень важно дыхание: чем оно активнее, тем громче и интереснее звук. Ведь не случайно, если мы хотим крикнуть, то набираем полную грудь воздуха. Певческий голос отличается от обычного тембрового богатства и силой. Чем активнее колеблются голосовые связки, тем голос сильнее, громче. Тембр голоса зависит от частичных призвуков – обертонов, которые и создают окраску звука.

     Певческий голос – дар природы. Однако, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Так же как будущий скрипач или пианист должен подолгу разучивать гаммы, чтобы стать настоящим виртуозом, так и певец должен научиться «играть» на своём природном инструменте.

      Звучание певческого голоса во многом зависит от возраста. Детские голоса не такие сильные, как у взрослых, и значительно отличаются по тембру и диапазону. Певческий диапазон – это объём звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Таблица диапазонов детского голоса

Возраст детей

Диапазоны

2 – 3 года

ми – ля

3 – 4 года

ре – ля

4 – 5 лет

ре – си

5 – 6 лет

ре – си ( до )

6 – 7 лет

( до) ре – до

Чистота и прозрачность детских голосов – незаменимое качество в хоровом   пении. Не случайно многие композиторы так любят писать для детских исполнительских коллективов.                                                                                         В 12 – 14 лет голос меняется – ломается, как часто говорят. Гортань растёт, и звучание голоса постепенно взрослеет. У девочек это не так заметно, у мальчиков же голос обычно понижается на целую октаву. Мальчик, у которого в детстве было сопрано или альт, может, повзрослев, запеть басом, баритоном или тенором. Это три основные разновидности мужских голосов. Среди женских голосов различаются контральто – самый низкий голос, затем меццо сопрано и сопрано. Высота голоса зависит от того, насколько часто способны колебаться связки: у мужчин они крупнее, колеблются медленнее, поэтому голос ниже, у женщин связки меньше, и частые колебания создают высокие звуки. Так, высочайшие звуки сопрано требуют более тысячи колебаний в секунду! Мощные, яркие певческие голоса называются драматическими. Они хорошо передают бурные переживания, трагедию или ликование. Более лёгкие голоса – лирические, им подвластны тихое созерцание, мягкость, нежность. Особенно подвижные голоса – колоратурные, чаще всего сопрано. Их пение виртуозно и приближается к звуку флейты или скрипки. Характер певческого голоса связан также с национальными особенностями и традициями. Известно, что в народе поют не так, как на оперной сцене, и в Италии – не так, как в Китае. Поэтому пение прямо зависит от того, в какой манере привык петь вокалист, и какую музыку он исполняет.

Богат красками человеческий голос. Певец способен передать им всю гамму человеческих чувств. Но голос требует заботы и бережного отношения. Предохранить его от простуд помогает общее закаливание организма, что повышает устойчивость к резким колебаниям температуры. Нельзя петь зимой на улице. Не надо говорить громко, а тем более кричать. Во время пения необходимо следить за своей осанкой: спина должна быть прямой; корпус, голова, шея ненапряжёнными; дыхание надо брать свободно, не поднимая плеч. Пойте напевным, лёгким, естественным голосом, избегая резкого форсированного звучания; правильно формируйте гласные и согласные. Ищите богатство оттенков звучания голоса, старайтесь, чтобы ваше пение было выразительным. Большие возможности для охраны и развития голоса заложены в хоровом пении. Поэтому тем, кто любит музыку и хочет сохранить свой голос здоровым, сделать его более гибким и послушным, хочется посоветовать: пойте в хоре. Занимаясь, вы познакомитесь с правилами пения и певческого режима. Учитесь петь, и вы научитесь лучше использовать все богатства вашего голоса – этого бесценного дара, которым одарила вас природа.

Памятка по охране детского голоса.

 Певческий аппарат ребёнка анатомически и функционально только начинает складываться. Связки ещё тонкие, нёбо малоподвижно, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому главной задачей в певческом развитии является охрана детского голоса. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. Детям нужно петь легко и звонко, не напрягая связки, выразительно, эмоционально. Музыкальный руководитель и родители должны выполнять основные правила охраны детского голоса:                                                    

1. Оберегайте детей от громкого, надрывного пения.                                                            2. Пойте с ребёнком не очень быстро и не слишком медленно.                        

3. Следите за правильным режимом голосообразования.                                  

4. Обращайте внимание на дикцию и выразительность.                                          5. Подчёркивайте интонацией содержание песни.                                                  6. Разучивайте песни «с голоса», а потом уже чередуйте с музыкальным сопровождением.                                                                                                                

7. Пойте чаще.                                                                                                                  

8. Подбирайте грамотно песенный репертуар в соответствии с возрастными возможностями детей.                                                                                                          

9. Не привлекайте детей к пению взрослых песен.                                                      8. Создавайте благоприятную «звуковую атмосферу».                                                10. Не допускайте пения на улице, в холодную и сырую погоду.

Помните, чем понятней ребёнку песня, тем больше она ему нравится.                     Прививайте интерес и любовь к музыке.                                                                    Здоровый голосовой аппарат поможет музыкальному развитию ребёнка.