Ознакомление с окружающим.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему


Календарное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_._pod._gr.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Сентябрь, 2неделя

«Наши помощники и враги»

Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения. Знакомить с всевозможными опасными ситуациями. Помочь запомнить номера телефонов специальных служб, обучить речевым формулам телефонного разговора.

Систематизировать знания ПДД. Помочь запомнить некоторые дорожные знаки, воспитывать культуру поведения в общественных местах, в транспорте.

Дать представление об опасностях, подстерегающих дома (газ, электроприборы, колющие, режущие предметы, лекарственные препараты). Разобрать ситуации, приводящие к возникновению пожара.

Обучать правилам безопасного поведения по отношению к незнакомым людям. Научить говорить нет, если старший приятель пытается вовлечь в опасную ситуацию.

Обучать правилам безопасного поведения по отношению к бездомным животным.

Дать представление о безопасном поведении в природе (ядовитые растения, грибы, клещи, возможность заблудиться.

Тематические сюжетные картинки.

Беседа. Рассматривание сюжетных картинок. Рассказ воспитателя. Беседа. Д/игры. С/р. игры. Организация проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций.

Дидактическое упражнение. «Мой адрес», Кому и когда можно говорить свой адрес.

Рассмотреть ситуации, когда нужно вызвать специальные службы (скорую помощь, полицию, пожарных, горгаз).

Познакомить детей с дорожными знаками, правилами дорожного движения, используя тематические картинки и макет улицы.

Д/игра «Путешествие по квартире».

Беседа «Наши помощники и враги».

Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослых.

Беседа «Если в дверь позвонил незнакомец».

Беседа «Сигналы опасности в природе».

Д/игра «Раз грибок, два грибок».

Познакомить детей с тематическим подбором сюжетных картинок по всем разделам темы.

Выставка рисунков. Изготовление поделок.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Сентябрь, 4неделя

«Осень в гости мы зовем»

Алябьева Е.А., с.49. Вальчук Е.В., с.20. Кислова Т.Р., с.24. Коломнина Н.В., с38. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П., с.153.

Расширять и уточнять представления детей о трех периодах осени (ранняя, золотая, поздняя) и признаках, соответствующих им. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Развивать умение устанавливать связь между состоянием растения и условиями окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений.

Познакомить с жизнью домашних и диких животных в разные сезоны. Углубить и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных осенью; об их пищевой зависимости др. от др.

Уточнить в чем заключается труд людей с наступлением осени. Вспомнить какие виды труда связаны с содержанием животных, работой на полях, лугах, в садах.

Знакомить с работами художников, произведениями поэтов, писателей на осеннюю тематику.

Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Поощрять детей отражать свои впечатления о природе в рассказах о ней, в художественно-эстетическом творчестве.

Аудиозапись А. Вивальди «Времена года». Дидактические картинки, иллюстрации.

Беседа. Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций. Эстетическая оценка. Экологические игры. Чтение стихов и прозы. Наблюдение. Использование моделей. Познавательное сообщение воспитателя. Продуктивная деятельность.

Слушание. Совместная деятельность социальной направленности.

Наблюдать за ветром, облаками, называть состояние погоды: пасмурно, ветрено, дождливо, ясно. Беседа об осени. Вопросы на уточнение. Загадки по теме. Рассматривание иллюстраций. Беседа о взаимосвязи природных явлений с растительным миром. Графическая модель строения растений. Жизненный цикл растений. Д/игра «Узнай дерево по коре», «С чьей ветки детки», «Назови части растений». Изготовление гербария. Сбор природного материала для ручного труда. Беседа о жизни животных осенью. Как животные готовятся к зиме.

Беседа о труде людей осенью. Участие в сборе урожая.

Заучивание стихов, чтение художественных произведений по теме. Рассматривание и сравнение картины «Золотая осень» И.И. Левитана и «Октябрь» Е.Е. Волкова.

Рассматривание и сравнение осенних листьев, плодов, семян (разнообразие форм, величины, оттенков). Ознакомление с осенними цветами (георгины, астры, хризантемы). Составление композиций.

Участие в уборке урожая. Изготовление кормушки. Заготовка природного материала.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Октябрь, 1неделя

«Приходите в огород, посмотреть, как все растет».

Алябьева Е.А., с.10. Кислова Т.Р., с.24, 32. Коломнина Н.В., с23, 62. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П., с.83.

Расширять и уточнять знания детей о растениях.

Развивать умения классифицировать объекты природы по определенным признакам.

Уточнять представления детей об овощах. Учить определять овощи по описанию, на вкус.

Учить сравнивать объекты, используя схему-план (форма, цвет, где растет и т. д.).

Учить замечать сходство и различие.

Знакомить детей с сельскохозяйственным трудом. Закрепить знания о заготовке овощей на зиму.

Воспитывать любовь к родной земле, к людям, работающим на земле.

Развивать стремление больше узнать о необходимом продукте, о здоровом питании.

Предметные картинки. Реальные предметы. Иллюстрации с изображением сбора урожая. Предметно-образные игрушки.

Беседа. Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций. Д/игры. Чтение стихов и прозы. Наблюдение. Использование моделей. Познавательное сообщение воспитателя. Продуктивная деятельность. Составление описательных рассказов. Составление и отгадывание загадок.

Совместная деятельность социальной направленности.

Беседа о разнообразии растений на земле. Рассматривание иллюстраций разных видов растений (леса, луга, поля, сада). Рассказ о факторах, необходимых для жизни растений.

Загадки об овощах.

Показ объектов. Обследование объекта. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Где что растет», «Что сначала, что потом», «Узнай на вкус», «Сосчитай овощи», «Магазин. Овощи», «Вершки-корешки».

Составление описательного рассказа по опорной схеме.

Рассматривание иллюстраций с изображением сбора урожая.

Приготовление салата из овощей. Участие в выставке «Дары осени».

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Октябрь, 2неделя

«Собери урожай фруктов»

Алябьева Е.А., с.73. Артемова Л.В., с.83. Кислова Т.Р., с.28. Молодова Л.П., с.32. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П., с.84.

 

Формировать представление о плоде и семени с опорой на модель.

Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах фруктов.

Учить детей различать и называть фрукты по характерным признакам.

Развивать память, учить обследовательским действиям.

Упражнять в определении вкуса фруктов. Определение фруктов по запаху.

Обучать составлению описательного рассказа с использованием символов.

Воспитывать бережное отношение, уважение к труду садовода.

Закрепить представление о значении свежих плодов для здоровья детей, о способах их использования в пищу.

Помочь осознать вред микробов (мыть фрукты перед едой).

Научить дифференцировать понятия «здоровье» и «болезнь».

Рассказать - как беречь зубы.

Воспитывать бережное отношение к своему организму.

Предметные картинки. Реальные предметы. Иллюстрации с изображением сбора урожая. Предметно-образные игрушки. Схема для рассказа.

Беседа. Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций. Д/игры. Чтение стихов и прозы. Наблюдение. Использование моделей. Познавательное сообщение воспитателя. Продуктивная деятельность. Составление описательных рассказов. Составление и отгадывание загадок.

Совместная деятельность социальной направленности.

Беседа «Что растет саду».

Загадки о фруктах.

Рассматривание предметных картинок, реальных объектов. Обследование объекта.

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «Узнай на вкус», «Собери урожай», «Сосчитай фрукты», «Что сначала, что потом». Игры с разрезными картинками. Сюжетно-ролевая игра «Магазин. Фрукты.» Беседа о труде садовода.

С помощью картинок выстроить последовательность производственного процесса по переработке фруктов. Приготовление витаминного салата.

Знакомить детей со сбором фруктов и заготовкой на зиму.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Октябрь, 3неделя

«Деревья. Грибы.»

Аджи А.В., с.210-212. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П., с.86, 94, 112.

Все растения – живые. Роль растений в жизни человека. Растения – начало пищевой цепочки. Особенности строения деревьев (ствол, листья, ветви, корни). Назначение всех органов дерева. Учить детей распознавать деревья наиболее распространенных пород по листьям, коре, кроне. Размножение деревьев. Способы распространения семян.

Уточнить и расширить знания детей о грибах, о мерах предосторожности при сборе грибов. Научить сравнивать и описывать грибы.

Особенности строения грибов. Дать представление о связи между деревьями и грибами. Учить детей распознавать грибы по внешнему виду.

Дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки. Заготовка грибов на зиму.

Воспитывать правильное отношение к природе. Познакомить с жанром плаката, учить детей создавать плакаты на тему бережного отношения к природе.

Познакомить с растениями красной книги

Дидактические картинки, иллюстрации. Энциклопедия. Загадки. Схемы.

Беседа. Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций. Эстетическая оценка. Экологические игры. Чтение стихов и прозы. Наблюдение. Использование моделей. Познавательное сообщение воспитателя. Продуктивная деятельность.

Слушание. Совместная деятельность социальной направленности.

Составление модели строения деревьев и кустарников; модели функций корня, ствола, листьев.

Рассказ воспитателя о деревьях и кустарниках средней полосы. Зарисовка схемы «Условия, необходимые для роста растений».

Рассматривание предметных картинок, растений в энциклопедии «Родная природа». Наблюдение за растительностью ближайшего окружения (деревья и кустарники на участке). Чтение стихов и загадок по теме; рассматривание дидактических картинок (деревья), иллюстраций (лес); познавательное сообщение (береза). Дидактические игры: «1,2,3 – к дереву беги», «Узнай дерево по коре, кроне, листьям», «С чьей ветки детки». Загадки по теме. Слушание аудиозаписи «Звуки леса». Рассказ воспитателя о грибах. Д/игра «Съедобное – несъедобное». «Четвертый лишний». «Чего не стало». «Сосчитай от 1 до 5». Чтение В. Сутеев. Под грибом. Русская народная сказка. Война грибов. Ситуация «Собери грибы в корзину».

Собрать семена для зимней кормушки и ручного труда.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Октябрь, 4неделя

«Что мы знаем о перелетных птицах»

Блинова Г.М., с.95. Кислова Т.Р., с.80. Коломнина Н.В., с.72. Молодова Л.П., с.20. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П., с.89.

Формировать обобщенное представление о птицах, как, о животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Развивать познавательный интерес к птицам и их природным особенностям. Закреплять знания о перелетных птицах, учить находить и узнавать их.

Уточнить знание об общих признаках строения птиц. Развивать умение видеть особенности в их внешнем виде и поведении. Вызвать желание всматриваться в знакомые объекты. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждениях сравнительного характера.

Учить устанавливать причинно-следственные связи (между образом жизни и местом обитания). Отлет перелетных птиц связан с исчезновением насекомых, замерзанием водоемов.

Познакомить детей с водоплавающими птицами, их повадками и средой обитания.

Уточнить и расширить знания о разнообразии птиц.

Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

Познакомить с птицами, занесенными в красную книгу. Воспитывать бережное отношение к природе.

Сборник загадок. Дидактические картинки. Кроссворды. Энциклопедия. Схема для рассказа.

Беседа. Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций. Д/игры. Чтение стихов и прозы. Наблюдение. Использование моделей. Познавательное сообщение воспитателя. Продуктивная деятельность. Составление описательных рассказов. Составление и отгадывание загадок.

Совместная деятельность социальной направленности.

Установить последовательность отлета птиц, сделать зарисовку. Графическая модель строения птиц. Составление описательного рассказа по схеме. Составление загадок-описаний. Чтение и рассматривание энциклопедии.

Рассматривание картинок с изображением птиц, Наблюдение на прогулке. Рассказ воспитателя о птицах родного края. Загадки. Слушание аудиозаписи «Звуки леса».

Обводки, трафареты, штриховка, раскраски по теме.

Д/игры. «Собери картинку», «Лото», «Кто где живет», «Зимующие и перелетные птицы», «Птичий двор». М/п. игры. «Летает – не летает». Чтение. Р. Сарби. Прощание с журавлями. Инсценировка: К. Ушинский. Пойманная птичка.

Составление экологических знаков.

Наблюдение за поведением птиц в природе. Просмотр научно-популярных передач.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Ноябрь, 1неделя

«Узнаем из чего сделаны костюмы и платья»

. Дыбина О.В., с.29. Кислова Т.Р., с.61-69. Сорокина А.И., с.48.

Знакомство с понятием одежда, головные уборы. Систематизация словарного запаса; развитие навыков словообразования и словоизменения.

 Развивать желание больше узнать о предметах народного быта, воспитывать потребность в познании рукотворного мира.

Познакомить с женским и мужским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения.

Классификация одежды, место, время пользования разной одеждой. Сезонная одежда. Сравнение и описание одежды, детали одежды.

Дать представление о характере труда на швейной фабрике. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметом и материалом из которого он изготовлен. Познакомить с некоторыми свойствами ткани. Помочь с помощью различных действий определить свойства ткани.

Ребенок должен узнать, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть надо правильно одеваться.

«Говорящий альбом» - когда появилась первая одежда. Образцы тканей. Картинки с изображением принадлежностей для шитья. Предметные картинки. Реальные предметы из кукольного гардероба. Схема для рассказа.

Беседа. Рассматривание, описание. Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций. Эстетическая оценка. Д/игры. Чтение. Наблюдение. Познавательное сообщение воспитателя. Продуктивная деятельность.

Беседа об истории возникновения русского народного костюма. Рассматривание иллюстраций костюмов разных народов. Предметных картинок и реальных предметов из кукольного гардероба. Беседа-практикум. «Наводим порядок в шкафу». «Как заботиться о своей одежде». «Как правильно одеваться». Д/упр. «Застегни и расстегни». Д/игра. «Разложи по шкафчикам». «Помоги одеться». «Магазин». «Ателье».

Беседа. «Кто изготавливает одежду». Беседа о тканях. Уточнение знаний о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Рассматривание образцов тканей, исследовательские действия.

Обводки, раскраски, рисование по точкам. Сравнение и описание одежды. Составление описательного рассказа. Знакомить с национальным костюмом мордовского народа.

Приобщать к декоративной деятельности, учить украшать национальным узором разные предметы (варежки, платье и т. д.).

Чтение. Н. Смирнова. Как ткани ткут и нити прядут. З. Александрова. Ателье.

Посетить с детьми магазин «Ткани».

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Декабрь, 2неделя

«Путешествие в страну вещей»

Алешина Н.В., с.70, 132. Алябьева Е.А., с.30. Дыбина О.В. с.5, 16. Кислова Т.Р., с.40-43. Сорокина А.И., с.29, 44.

Научить понимать назначение предметов домашнего обихода. Закрепить знания о родовом понятии «мебель», ее классификации. Научить определять некоторые особенности предметов (части, форму). Учить сравнивать предметы (внешнее и функциональное сходство и отличие предметов мебели). Дать представление о том, где и из чего делают мебель. Профессии людей, работающих на производстве мебели.

Дать первичное представление о скелете, мышцах. Правильная осанка. Обучать здоровье сберегающему поведению.

Предметные картинки. Предметы игрушечной мебели. Схема для рассказа.

Познавательное сообщение. Загадки. Составление описательного рассказа. Рассматривание, сравнение. Чтение художественной литературы.

Загадки по теме. Сравнение и описание предметов мебели. Составление описательного рассказа. Раскраски, обводки, штриховка, рисование по точкам.

Изготовление мебели из коробков, для ориентирования в пространстве, работа со схемой.

Рассматривание картинок с изображением интерьера кухни, спальни, жилой комнаты.

Рассматривание картинок с изображением различных предметов мебели.

Д/игры. «Доскажи словечко». «Помоги расставить мебель». «Из чего сделано». «Посчитай предметы». «Четвертый лишний».

Беседа-практикум «Как правильно сидеть». Рассматривание картинок, на которых изображены люди с нарушением осанки.

Познакомить родителей с ростовкой мебели.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Сентябрь, 3неделя

«Человек, части тела, лица»

Алябьева Е.А., с.40. Блинова Г.М., с.4. Дыбина О.В. с.43, 108. Кислова Т.Р., с.18, 20.

Сформировать у детей представление о том, что человек часть живой природы. Факторы окружающей среды необходимые для жизни.

Дать представление о строении человека. Учить различать понятия «часть тела», «орган». Познакомить с особенностями строения и функциями внутренних органов.

Показать детям различие и сходство людей разных рас. Выстроить последовательность порядка роста и развития человека. Познакомить с многообразием социальных ролей человека. Поддерживать и развивать интерес к миру взрослых, вызвать желание подражать тому, что достойно подражания. Осознать наличие общественных норм и правил поведения.

Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Освоить простейшие приемы первой помощи в свободной деятельности и в организованной образовательной деятельности.

Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни. Прививать интерес к спорту.

Дидактические картинки. Энциклопедия. Схемы-плакаты. Схема для рассказа.

Рассматривание схем-плакатов «Человек». Чтение и рассматривание энциклопедии. Беседа о строении человека. Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни и о личной гигиене.

«Говорящие рисунки» - разработать схемы, отражающие условия необходимые для жизни человека. Сравнение человека и животного. Пиктограммы настроений. Д/и. «Назови части тела», «Превращения». Загадки о частях тела и лица. Рассматривание анатомических плакатов. Рассказ воспитателя об особом отношении к своему здоровью весной. Профилактика простудных заболеваний.

Д/и. «Путешествие пирожка». «Составь полезное меню».

Беседы о гигиене слуха, о профилактике заболеваний глаз, о желудке и кишечнике, об охране и укреплении, об осанке и т. д.

Рассматривание кожи рук через микроскоп.

Чтение. Д. Крупская «Чистота». В. Бондаренко «Язык и уши». С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык». Е. Пермяк «Про нос и язык».

Беседа о здоровом образе жизни. Соблюдение режима дня, занятия спортом. Просмотр научно-популярных программ.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Сентябрь, 1неделя

«До свиданья, лето!»

Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды обитания и состоянием живых объектов. Учить наблюдать за явлениями природы. помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение ко всему живому. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру

Дать знания о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д. Развивать познавательный интерес к школе, к книгам. Воспитывать уважение к профессии учителя.

Обобщить знания об изменениях в природе летом.

Труд и отдых летом.

Аудиозапись. Схема для составления рассказа. Иллюстрации: зимующие (перелетные) птицы, лесные звери, растения.

Познавательное сообщение. Беседа. Рассматривание. Наблюдение. Рассказ по схеме. Проблемные ситуации.

Д/игра «Когда это бывает?». Беседа о летних природных явлениях, о жизни животных и растений в летний период.

Беседа о труде взрослых летом, о любимых летних играх и забавах детей.

Экскурсия к школе, беседы о школе.

Чтение. В. Лифшиц. Первоклассник. И. Токмакова. Букваринск. Г. Гребенцев. В первый класс. К. Ущинский. Четыре желания. Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про козявочку.

Д/игра «Собери портфель», С/р. игра «Школа».

Поделки из природного материала.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Декабрь, 1неделя

«Здравствуй, гостья – зима!»

Алябьева Е.А., с.45. Вальчук Е.В., с.54. Коломина Н.В., с.40, 55. Фалькович Т.А,, Барылкина Л.П., с.129.

Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Наблюдать снежинки, иней, узоры на стекле. Измерять глубину снега, высоту снежного покрова. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Уточнить представления о зиме как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных. Дать представление о том, как изменился труд людей зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

Стихи. М. Суриков. Зима. Проза. Л. Сергеев. Зима и лето. Дидактические картинки. П.И. Чайковский «Времена года».

Использование календарей (погоды, природы, года). Наблюдение в природе. Рассматривание иллюстраций, картин. Чтение стихов, поговорок, примет. Отгадывание загадок. Беседа. Слушание музыки.

Рассматривание картин на зимнюю тематику. Рассмотреть, как падает снег. Уточнить, что снежинки могут иметь разную форму (снежинки, крупа, хлопья). Календарь наблюдений. Беседа о зиме. Рассматривание иллюстраций, объектов живой и неживой природы. Рассказы детей о жизни диких животных и птиц зимой. Рассказ о разных агрегатных состояниях воды. Исследовательские действия с водой, снегом, льдом.

Наблюдение за работой снегоуборочной машины. Помощь дворнику в уборке снега.

Подборка стихов: А. С. Пушкин, И. С. Никитин, В. И. Суриков, Н. А. Некрасов и др.

Запись произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Декабрь», «Январь», «Февраль»). Рассматривание картин. И. Шишкин «Зима». И. Грабарь «Сказки инея».

Рассказывание. В. И. Одоевский «Мороз Иванович». С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Совместные игры. Постройки из снега.

Прогулки по зимнему парку. Составление рассказа «За что я люблю зиму». Подготовка участка для зимних игр и развлечений.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Ноябрь, 3неделя

«Кто такие домашние животные»

Алябьева Е.А., с.8. Вальчук Е.В., с.74. Молодова Л.П., с.70. Кислова Т.Р., с.77. Фалькович Т.А, Барылкина Л.П., с.27.

Сформировать обобщающее понятие «домашние животные».

Уточнить признаки домашних животных. Показать, чем они отличаются от диких. Развивать умение производить сравнительный анализ. Упражнять в группировке диких и домашних животных. Установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека. Формировать знания о приспособлении домашних животных к разным природным условиям. Познакомить с трудом животноводов. Воспитывать заботливое отношение к животным, желание помогать взрослым по уходу за животными.

Дать детям верные представления о правилах обращения с незнакомыми животными.

Иллюстрации с изображением разных пород скота. Картинки из серии «Домашние животные». Схема для рассказа. Графическая модель.

Беседа. Рассматривание. Д/игры. Познавательное сообщение. Загадки.

Рассказ воспитателя об истории происхождения домашних животных. Загадки о животных. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Животные». Составление рассказов-описаний. Трафареты, обводки, раскраски, рисование по точкам, штриховка. Д/игры. «Кто что ест». «У кого кто». «Угадай, о ком рассказали». «Кто чем защищается». «Кто где живет». «Кто как голос подает». «Чей, чья, чье, чьи». «Сосчитай баранов». «Назови профессию». Рассказ о труде животноводов, чем он интересен, полезен.

Учить передавать в движениях, жестах повадки животного.

Составление рассказа о своем любимце или рисунок о нем.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Февраль, 2неделя

«Путешествие в деревню»

Алябьева Е.А., с.10. Вальчук Е.В., с.78, 84.

Сформировать обобщающее понятие «домашние птицы». Формировать умение узнавать птицу, называть части тела.

Уточнить признаки домашних птиц. Показать, чем они отличаются от диких (возможность удовлетворять потребности в пище). Развивать умение выделять жизненные проявления птиц.

Развивать умение производить сравнительный анализ. Упражнять в группировке диких и домашних птиц. Установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека. Познакомить с трудом по разведению домашней птицы. Воспитывать заботливое отношение к животным, желание помогать взрослым по уходу за животными.

Дать детям верные представления о правилах обращения с незнакомыми животными

Дидактические картинки, загадки, проза по теме. Графическая модель «птицы», «живая природа».

Игра-путешествие. Д/игры. Рассматривание, обсуждение, использование моделей для группировки. Беседа. Загадки. Составление загадок-описаний (рассказов-описаний).

Рассказ воспитателя об истории происхождения домашних птиц. Загадки о птицах. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Птицы». Составление рассказов-описаний. Трафареты, обводки, раскраски, рисование по точкам, штриховка. Д/игры. «Кто что ест». «У кого кто». «Часть и целое». «Угадай, о ком рассказали». «Кто где живет». «Кто как голос подает». «Чей, чья, чье, чьи». «Сосчитай». «Назови профессию». Рассказ о труде животноводов, чем он интересен, полезен.

Учить передавать в движениях, жестах повадки птиц.

По возможности посещение птичьего двора. Наблюдение за поведением домашней птицы в деревне. Рассказ о домашнем любимце (попугай, канарейка).

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Декабрь, 4неделя

«Новогодний праздник»

Вальчук Е.В., с.63. Молодова Л.П., с.45. Сорокина А.И., с.23.

Формировать представление о праздниках на Руси.

Воспитывать интерес к истории и традициям своего народа.

Познакомить с новогодними обычаями нашей страны и других стран.

Развивать творческое начало. Ручную умелость.

Уточнить, какие праздничные традиции существуют в семье. Объяснить, почему поздравляют с Новым Годом и высказывают добрые пожелания.

Воспитывать заботливое отношение к родным и близким, вызвать желание поздравить их с праздником

Художественные произведения (проза, стихи, загадки). Иллюстрации по теме.

Беседа. Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Чтение. Заучивание. Продуктивная деятельность.

Рассказ воспитателя о том, как встречают Новый Год в разных странах. Новогодние костюмы народов мира.

Рассматривание иллюстраций, посвященных празднованию Нового Года, обратить внимание на ярко украшенные елки, на сияние елочных огней.

Рассматривание новогодних открыток.

Изготовление новогодних открыток и игрушек.

Учить составлять рассказ из личного опыта.

Чтение. «Мороз Иванович». «Двенадцать месяцев».

Оформление группы к празднику.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Ноябрь, 4неделя

«Дикие животные»

Блинова Г.М., с.87. Вальчук Е.В., с.70. Кислова Т.Р., с.72, 76. Коломина Н.В., с.25, 49. Николаева С.Н., с.67.

Учить правильно пользоваться обобщающими словами, упражнять в группировке диких и домашних животных. Познакомить с условиями жизни диких животных в зимнее время. Уточнить знания о диких животных.

Дать представление о внешнем виде, повадках, питании, о приспособлении к сезонным изменениям.

Делать сравнительный анализ наблюдений в разное время года.

Развивать представление о взаимосвязи обитателей леса, об их пищевой зависимости др. от др.

Дополнить представление о животных занесенных в красную книгу.

Продолжать знакомить с правилами поведения в живой природе

Дидактические картинки, загадки, проза по теме. Графическая модель «звери», «живая природа».

Игра-путешествие. Д/игры. Рассматривание, обсуждение, использование моделей для группировки. Беседа. Загадки. Составление загадок-описаний (рассказов-описаний).

Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Вопросы поискового характера. Д/игры. «Узнай животное по описанию», «Чей, чья, чье, чьи», «Кто где живет?», «Кто как защищается?», «Кто как голос подает?», «Назови детенышей».

Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам.

Составление описательного рассказа.

Рассматривание красной книги.

Беседа на тему «Экология – человек – животные».

Посещение зоопарка. Чтение художественной литературы о животных.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Февраль,1неделя

«Птичья столовая»

Алябьева Е.А., с.21. Блинова Т.М., с.95.Кислова Т.Р., с.80, 85. Молодова Л.П., с.48, 79.Николаева С.Н., с.100.

Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в природных явлениях. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие-перелетные».

Систематизировать знания о зимующих птицах.

Формировать умение узнавать птицу, называть части тела. Наблюдать за воронами и галками, закреплять умение различать следы на снегу.

Развивать умение выделять жизненные проявления птиц. Учить различать их по существенному признаку от других птиц (возможность удовлетворения потребности в пище).

Дать представление о птицах города, о кочующих птицах. Наблюдать за снегирями и синицами, слушать их посвистывание. Закреплять умение спокойно вести себя вблизи птиц.

Воспитывать заботливое отношение к живой природе.

Знакомить с птицами, занесенными в красную книгу.

Книги. Энциклопедия. Картинки, иллюстрации.

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций. Беседа. Чтение. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов (загадок). Д/игры. Подвижные игры.

Наблюдение за птицами на участке. Рассматривание следов на снегу.

Загадки о птицах.

Рассказ воспитателя о поведении птиц зимой.

Рассматривание иллюстраций.

Д/игры. «Узнай по описанию», «Чей, чья, чье, чьи», «Кто где живет?», «Кто как передвигается?», «Кто как голос подает?», «Назови ласково», «Собери картинку», «Летает-не летает».

Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам.

Составление описательного рассказа.

Рассматривание красной книги.

Беседа на тему «Экология – человек – птицы».

Чтение. Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Г. Х. Андерсен. Гадкий утенок. К. Ушинский. Пойманная птичка.

Подкормка птиц.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Декабрь, 3неделя

«От кареты до ракеты»

Алешина Н.В., с.29, 124, 195. Алябьева Е.А., с.27. Блинова Г.М., с.83. Вальчук Е.В., с.104. Дыбина О.В., с.80, 119. Кислова Т.Р., с.97, 104. Фалькович Т.А,Барылкина Л.П., с.29

Закрепить знания детей о родовом понятии транспорт. Закрепить знания о классификации транспорта. Учить сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее, и по общим признакам (место передвижения) классифицировать транспорт на наземный, подземный, воздушный и водный. Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и строением. Научить понимать назначение и функции автомобиля; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размер, назначение). Определять материал и его признаки. Понимать, что человек создает машины, чтобы облегчить свою жизнь.

Систематизировать правила этичного и безопасного поведения в транспорте и на дороге. Закрепить знание ПДД.

Картинки с изображением машин. Предметные игрушки.

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций. Беседа. Чтение. Д/игры. Подвижные игры. Организация проблемно-игровых ситуаций.

Экскурсия к проезжей части. Наблюдение за работой водителей, транспорта. Познавательное сообщение о прошлом транспорта.

Рассматривание предметных картинок, иллюстраций: «На дорогах нашего города». Д/игры. «Четвертый лишний», «Кто чем управляет», «Дорисуй и раскрась».

Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам.

Познавательное сообщение о ПДД. Образовательные ситуации: «Мы пешеходы»,

«Мы пассажиры».  Познакомить детей с дорожными знаками, правилами дорожного движения, используя тематические картинки и макет улицы.

Ежедневно напоминать детям правила поведения на улице.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Февраль, 4неделя

«Из чего сделана посуда»

Алябьева Е.А., с.29, 36. Блинова Г.М., с.46. Дыбина О.В., с.7-11, 18-21. Кислова Т.Р., Воструина Т.В., Кондрыкинская Л.А., с.84. Сорокина А.И., с.45.

Закрепить знания детей о родовом понятии посуда.

Расширять представление об истории посуды. Закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размер, назначение).

Закрепить знания о классификации посуды. Учить сравнивать различные виды посуды по материалу, назначению, качеству. Классифицировать посуду на кухонную, столовую, чайную.

Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом. Определять материал предмета, его признаки и свойства. Классифицировать посуду по качеству (стеклянная, металлическая, пластмассовая). Обучать безопасному поведению на кухне. Ввести обобщающее слово «продукты», дать представление о признаках обобщения. Систематизировать и обобщить знания о продуктах питания. Рассказать детям, что здоровье зависит от правильного питания. Познакомить с пищеварительной системой.

Предметные картинки. Предметы посуды.

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций. Беседа. Чтение. Д/игры. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов (загадок). Продуктивная деятельность.

Рассматривание предметных картинок, реальных предметов, игрушечной посуды.

Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам, вырезывание по контуру, выкладывание силуэтов.

Словообразование (название посуды, данное по продуктам).

С/р. игра «Магазин».

Д/игры. «Четвертый лишний». «Найди по образцу». «Закончи предложение». «Сосчитай предметы (1, 2, 3, 4, 5)».

Чтение. К. Чуковский. Федорино горе.

Рассматривание иллюстраций о производстве продуктов. Знакомство с людьми разных профессий, связанных с производством продуктов. Беседа. «Какие продукты должны есть дети, чтобы расти здоровыми». Рассматривание плакатов анатомического строения человека (формат А4), иллюстраций о здоровом образе жизни.

Д/игры. «Назови орган и его роль», «Путешествие пирожка», «Составь полезное меню», «Вредно – полезно».

Привлекать детей к приготовлению пищи, сервировке стола.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Январь, 3неделя

«Все профессии важны, все профессии нужны»

Алябьева Е.А., с.23. Блинова Г.М., с.68. Вальчук Е.В., с.119. Дыбина О.В., с.134. Кислова Т.Р., с.59, 95, 108, 117.

Формировать представление о том, что труд существовал всегда, но менялись его средства и формы в связи с техническим прогрессом. Дать представление о роли современной техники в трудовой деятельности человека (ускорение получения результатов труда, улучшение его качества, облегчение труда).

Поддерживать интерес к разным профессиям, их взаимосвязи. Развивать способность к умозаключениям, суждениям.

Расширять представление детей о труде взрослых, рассказать о людях разных профессий. Показать важность каждой профессии для других людей и для всей страны.

Воспитывать стремление быть полезным окружающим.

Предметные картинки. Иллюстрации по теме.

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций. Беседа. Чтение. Д/игры.

Беседа о многообразии социальных ролей человека. Беседа о том, где и кем работают родители. Рассказать о предприятиях города и их продукции. Люди каких профессий трудятся в городе. Разучивание пословиц и поговорок о труде.

Д/игры. «Кому что нужно». «Назови профессию по орудиям труда». «Назови профессию, зная, чем занимается человек». «Умные машины». «Определи предметы, облегчающие труд».

Чтение. Д. Родари. Чем пахнут ремесла. В. Маяковский. Кем быть?

Картинки, иллюстрации по теме. Целевые экскурсии.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Февраль, 3неделя

«Наша Армия»

Алешина Н.В., с.103, 151. Воструина Т.В., Кондрыкинская Л.А., с.102. Кондрыкинская Л.А., с.113, 168.

Актуализировать знания детей о празднике.

Дать начальные представления о Российской армии – надежной защитнице нашей Родины. Воспитывать любовь и уважение к воинам Российской армии, желание в будущем стать защитниками Отечества.

Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска). Знакомить с народной традицией – проводы в Армию.

Продолжать знакомить с земляками, прославившими Россию, с памятниками защитникам Отечества в родном городе. Воспитывать гордость за историческое прошлое своей страны. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине.

Расширять гендерные представления. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, умелыми, достойными защитниками Родины

Художественные произведения о войне. Картинки с изображением военных разных родов войск – танкисты, артиллеристы, ракетчики, пограничники, летчики, моряки, пехотинцы; а также предметные картинки с изображением отдельных предметов, необходимых каждому из этих родов войск, - танк, пушка, самолет, собака, ракета, корабль и т. д.

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций. Беседа. Чтение. Заучивание. Слушание. Д/игры. Подвижные игры. Рассматривание карты, границ Росси

Чтение произведений об Армии. Заучивание стихотворений. Рассматривание иллюстраций. Слушание музыки на военную тематику.

Рассматривание карты, границ России. Картинок с изображением военных разных родов войск – танкисты, артиллеристы, ракетчики, пограничники, летчики, моряки, пехотинцы; а также предметных картинок с изображением отдельных предметов, необходимых каждому из этих родов войск, - танк, пушка, самолет, собака, ракета, корабль и т. д. Целевые прогулки к памятникам героям. Приглашение пап с рассказами о службе в армии.

Д/игра. «Скажи правильно». Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников, различных военных профессий.

Рассказать о военной службе отца (деда). Рассмотреть фотографии.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Март, 2неделя

«Моя семья. Наши мамы»

Блинова Г.М., с.2. Вальчук Е.В., с.37. Кислова Т.Р., с.47. Кондрыкинская Л.А., с.7.

Формировать представление о семье, семейных и родственных отношениях, развивать чувство семейной сплоченности, потребности заботиться друг о друге, радовать своих близких. Учить называть членов семьи и ближайших родственников (по линии матери и отца). Знать кем работают родители.

Актуализировать эмоциональный опыт в семейных взаимоотношениях. Отношение к младшим, пожилым, больным. Воспитывать внимательное отношение к близким людям. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. Воспитывать уважение к пожилым, желание им помогать, ухаживать за ними. Показать роль бабушек и дедушек в жизни семьи, детей, внуков.

Закреплять умение определять наименование родственных отношений между членами семьи.

Дать знание культурных традиций семьи, трудовых обязанностях каждого члена семьи.

Дать начальные знания о правах ребенка. Дать представление о празднике 8 Марта.

Учить рассказывать о своей маме, как о самом дорогом человеке.

Дидактические картинки. Семейные альбомы.

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций. Беседа. Чтение. Д/игры. Организация проблемно-игровых ситуаций.

Рассказы детей о членах своей семьи. Возрастная градация, кто старше, кто младше, кто кому кем приходится.

Рассматривание семейных альбомов.

Традиции семьи. Совместный труд и отдых.

С/ролевая игра. «Семья».

Беседа. Почему в твоей помощи нуждаются пожилые члены семьи и малыши.

Беседа. «Как я помогаю дома».

Познавательное сообщение «Я имею право».

Беседа о празднике 8-Марта. Разучивание стихов и песен к празднику.

Рассказать о том, как надо беречь, жалеть маму, бабушку.

Беседа. «За что я люблю свою маму (бабушку)». «Кем работает моя мама». «Как я помогаю дома».

Чтение. В. Сухомлинский. Моя мама пахнет хлебом.

Рассмотреть альбом «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Выставка. «Женские портреты».

Составление генеалогического дерева.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Март, 3неделя

«Весна идет, весне дорогу»

Вальчук Е.В., с.87. Кислова Т.Р., с.114. Коломина Н.В., с.61, 71, 78. Николаева С.Н., с.120.

Закреплять и обобщать знания детей о временах года, о сезонных изменениях в природе.

Уточнять и систематизировать знания о характерных признаках весны.

Научить понимать связи между явлениями неживой и живой природы.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью животных и растений.

Воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

Знакомить с сезонными видами труда.

Учить детей здоровье сберегающему поведению.

Дидактические картинки, загадки, проза, стихи по теме.

Использование календарей (погоды, природы, года). Наблюдение в природе. Рассматривание иллюстраций, картин. Чтение стихов, поговорок, примет. Отгадывание загадок. Беседа. Слушание музыки.

Наблюдение признаков наступления весны в природе. Календарь природы. Заучивание примет, поговорок, стихов. Рассматривание картин о природе (пейзажи).

Слушание музыкальных произведений по теме (П.И. Чайковский «Весна»).

Вопросы на уточнение знаний о погоде.

Загадки о весне. Чтение русских народных песенок и закличек по теме. Беседа по стихотворению «Весна» С. Сурикова. Чтение В. Бианки «Три весны», «Лесной хор». Рассматривание иллюстраций о жизни животных весной. Беседа. «Какие изменения происходят с растениями весной».

Пересадка комнатных растений.

Словарная работа. Ледостав. Ледоход. Разлив.

Прогулки по весеннему парку. Чтение произведений о весне.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Январь, 2неделя

«Для чего нужны дома»

Блинова Г.М., с.33. Дыбина О.В., с.56, 128.

Знакомить детей с малой Родиной. Находить родной город и республику на карте. Расширять знания детей о городе: исторических и памятных местах, местах отдыха людей, познакомить с историей города, закрепить название района, окружающих улиц. Дать понимание того, что родной город – это место, где проживает ребенок и его семья, работают родители; есть места для отдыха людей и удовлетворения их потребностей: приобретения продуктов, вещей, поддержания здоровья, занятий спортом. Развивать познавательный интерес к городу-труженику. Воспитывать интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, гражданственности, уважение к труду взрослых. Познакомить с историческими событиями и известными личностями – почетными жителями города.

Закреплять и расширять знания о городских зданиях. Дать понятие о строительных профессиях, воспитывать чувство уважения к труду и бережное отношение ко всему, что людей окружает.

Дидактические картинки. Книги. Фотографии. Открытки. Карта, символика РМ.

Беседа. Рассматривание. Д/игры.

Беседа «Я живу в Саранске». Чтение стихов о Мордовии, Саранске.

Рассматривание открыток с изображением достопримечательностей города, фотографий, иллюстраций в книгах о городе. Посещение краеведческого музея.

Д/игра «Экскурсоводы». Закрепление знаний о Саранске. Д/игра «Из чего построен дом». «Жилое – нежилое». Д/игра «Кому что нужно».

Развивать умение группировать, объединять профессии по общему признаку.

Игры со строительным материалом.

Уточнение адреса детского сада, домашнего адреса, расположения и названий ближайших улиц и тех, на которых живут дети группы. Д/упражнение «Назови свой адрес». Назначение зданий (жилые, административные, заводы, фабрики), этажность, из какого строительного материала сделаны.

Посещение достопримечательностей и памятных мест.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Ноябрь, 2неделя

«Узнаем из чего сделана обувь. Головные уборы»

Дыбина О.В., с.77. Кислова Т.Р., с.58.

Знакомство с понятием обувь, головные уборы. Систематизация словарного запаса; развитие навыков словообразования и словоизменения.

 Развивать желание больше узнать о предметах народного быта, воспитывать потребность в познании рукотворного мира.

Классификация обуви и головных уборов, место, время пользования. Сезонная одежда. Сравнение и описание обуви, головных уборов, из каких материалов изготавливаются, из каких частей состоят.

Дать представление о характере труда на обувной фабрике. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметом и материалом из которого он изготовлен. Познакомить с некоторыми свойствами кожи, меха. Помочь с помощью различных действий определить свойства ткани.

Ребенок должен узнать, что головные уборы и обувь защищают человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть надо правильно одеваться.

Дидактические картинки, реальные предметы. Проза, стихи, загадки по теме. Схема для составления рассказа.

Познавательное сообщение. Беседа. Рассматривание. Обсуждение. Эстетическая оценка. Описание. Загадки. Чтение.

Беседа об истории возникновения русского головного убора. Рассматривание иллюстраций. Предметных картинок и реальных предметов из кукольного гардероба. Беседа-практикум. «Наводим порядок в шкафу». «Как заботиться о своей обуви». «Как правильно одеваться». Д/упр. «Застегни и расстегни». Д/игра. «Разложи по шкафчикам». «Помоги одеться». «Магазин». «Обувь».

Беседа. «Кто изготавливает обувь». Беседа о коже. Уточнение знаний о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Рассматривание образцов тканей, исследовательские действия.

Обводки, раскраски, рисование по точкам. Сравнение и описание обуви и головных уборов. Составление описательного рассказа.

Одежда и обувь ребенка должны храниться в доступном месте.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Апрель, 3неделя

«Путешествие в лес»

Кислова Т.Р., с.123, 133. Коломина Н.В., с.31, 104. Молодова Л.П., с.173. Николаева С.Н., с.94.

Дать детям элементарные представление о лесе как о зеленом доме растений и животных, показать их взаимосвязь.

Обогатить и закрепить знания и представления о животных живущих в наших лесах, растительном мире нашего леса. Дать представление о «много- этажности» леса. Воспитывать бережное отношение к природе. Уточнить представление о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, прививать культуру поведения в лесу, учить бережно относится ко всему, что там растет и живет.

Дидактические картинки, загадки, проза, стихи по теме.

Познавательное сообщение. Беседа. Рассматривание. Описание. Загадки. Чтение.

Познавательное сообщение «Что такое лес».

Рассматривание иллюстраций. Вопросы на уточнение знаний. Предметные картинки с изображением растений и животных леса.

Д/игры. «Четвертый лишний». «Узнай животное по описанию». «Кто чем питается?». «Кто где живет?». «Кто больше назовет деревьев, кустарников, трав».

Рассказ воспитателя о лесных обитателях с использованием наглядного материала

Поход в лес (по возможности).

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Май, 1неделя

«Этих дней не смолкнет слава»

Кондрыкинская Л.А., с.175.

Обогатить знания детей о великом и светлом празднике Дне Победы. Уточнить знания о ВОВ. Военные и трудовые победы.

Активизировать знания о российской Армии, воспитывать патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа.

Иллюстрации на военную тематику.

Чтение. Беседа. Рассматривание. Продуктивная деятельность. Слушание.

Чтение художественных текстов на военную тематику. Ю. Коваль «Путешествие на границу». З. Александрова «Дозор». А. Барто «На заставе». Л. Кассиль «Твои защитники». С. Михалков «Наши защитники».

Выставка солдатской атрибутики (гимнастерка, пилотка, ремни, погоны).

Рассматривание «Плакаты военного времени». Рассматривание иллюстраций об Армии. Беседа с целью уточнения знаний об Армии – защитнице нашей Родины.

Заучивание: Е. Благинина «Шинель», «День Победы».

Посетить могилу неизвестного солдата.

Конкурс совместных рассказов «Страницы войны в нашей семье». Фотовыставка «Как служили наши папы».

Изготовление одежды для кукол: моряки, солдаты.

Конкурс рассказов «Страницы войны в нашей семье».

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Апрель, 4неделя

«Поговорим о насекомых»

Блинова Г.М., с.99. Кислова Т.Р., с.47Коломина Н.В., с.139. Молодова Л.П., с.77.

Дать представление о классификации животного мира. Насекомые (виды, названия, места обитания). Расширять знания о строении, названии, особенностях поведения, способах передвижения. Развивать умение пользоваться моделью при определении принадлежности к выделенной группе.

Развивать умение видеть признаки сходства и различия между ними.

Развивать представление о правильном поведении по отношению к объектам живой природы.

Предметные картинки. Иллюстрации. Плакат-схема «Жизненный цикл насекомых».

Познавательное сообщение. Беседа. Рассматривание. Наблюдение. Рассказ по схеме. Проблемные ситуации.

Наблюдение за насекомыми на прогулке (участок, клумба, огород).

Загадки по теме. Составление описательных загадок.

Рассматривание иллюстраций. Вопросы на уточнение знаний. Познавательное сообщение воспитателя о насекомых.

Зарисовка жизненного цикла божьей коровки.

Знакомство с моделью существенных признаков насекомых.

Раскраски, трафареты, обводки, разрезные картинки, рисование по точкам, штриховка.

Чтение энциклопедии. Наблюдение за насекомыми в природе.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Май, 2неделя

«Времена года. Лето»

Коломина Н.В., с.78. Фалькович Т.А, Барылкина Л.П., с.143, 139.

Обобщить и систематизировать представление о временах года по основным существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы. Прививать интерес к природе родного края, развивать умение наблюдать за изменениями, которые происходят в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь этих изменений.

Учить наблюдать за явлениями природы. помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных. Развивать представление о характерных признаках лета. Уточнять и развивать знания о жизни объектов живой природы летом.

Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение ко всему живому. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Аудиозапись. Схема для составления рассказа. Иллюстрации.

Познавательное сообщение. Беседа. Рассматривание. Слушание. Наблюдение. Рассказ по схеме. Проблемные ситуации.

Наблюдение признаков наступления лета в природе. Календарь природы. Заучивание примет, поговорок, стихов. Рассматривание картин о природе (пейзажи).

Слушание музыкальных произведений по теме. Вопросы на уточнение знаний о погоде.

Загадки по теме. Чтение русских народных песенок и закличек по теме. Рассматривание иллюстраций о жизни животных. Беседа. «Какие изменения происходят с растениями».

Пересадка комнатных растений.

Работа на цветнике и огороде.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Март, 4неделя

«Рыбы»

Н.В. Лободина, с.104. Т.М. Бондаренко, с.111..

Учить правильно пользоваться обобщающими словами. Познакомить детей с представителями водных животных. Расширять и систематизировать знания детей о классе рыб (название, строение, способы питания, размножения). Познакомить с условиями жизни рыб. Развивать умение находить причинно-следственные связи (место обитания и питание). Делать сравнительный анализ наблюдений в разное время года.

Развивать представление о взаимосвязи, об их пищевой зависимости др. от др.

Продолжать знакомить с правилами поведения в живой природе. Разъяснять необходимость охраны водных животных, растений и среды их обитания. Составить экологические правила для рыбаков.

Дидактические картинки, загадки, проза по теме. Графическая модель «Рыбы», «живая природа».

Игра-путешествие. Д/игры. Рассматривание, обсуждение, использование моделей для группировки. Беседа. Загадки. Составление загадок-описаний (рассказов-описаний).

Беседа о рыбах. Рассматривание иллюстраций, загадки, вопросы поискового характера на уточнение знаний. Д/игры. «Узнай по описанию», «Чей, чья, чье, чьи», «Кто где живет?», «Как появляются рыбки». Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам.

Составление описательного рассказа.

Просмотр мультфильма «В поисках Немо». Рассматривание рыбок в аквариуме.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Апрель, 1неделя

«Животные жарких стран»

Т.М. Бондаренко, с.99.

Учить правильно пользоваться обобщающими словами. Углубить представления детей о многообразии живых существ населяющих нашу планету. Познакомить с условиями жизни животных в пустыне.

Дать представление о внешнем виде, повадках, питании, о приспособлении к среде обитания. Развивать представление о взаимосвязи обитателей пустыни, об их пищевой зависимости др. от др. учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Дополнить представление о животных занесенных в красную книгу.

Дидактические картинки, загадки, проза по теме. Графическая модель «звери», «живая природа».

Игра-путешествие. Д/игры. Рассматривание, обсуждение, использование моделей для группировки. Беседа. Загадки. Составление загадок-описаний (рассказов-описаний).

Беседа о животном и растительном мире пустыни. Рассматривание иллюстраций. Вопросы поискового характера. Д/игры. «Узнай животное по описанию», «Чей, чья, чье, чьи», «Кто где живет?», «Кто как защищается?», «Кто как голос подает?», «Назови детенышей». «Кто где живет». Игра «Хорошо-плохо». «Назови одним словом». Пантомима «Каких животных мы знаем».

Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам.

Составление описательного рассказа.

Рассматривание красной книги.

Беседа на тему «Экология – человек – животные».

Посещение зоопарка. Чтение художественной литературы о животных.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Апрель, 2неделя

«Животные холодных стран»

Коломина Н.В., с.91. Т.М. Бондаренко, с.51.

Учить правильно пользоваться обобщающими словами, упражнять в группировке животных. Познакомить с условиями жизни животных севера. Уточнить знания о животных.

Дать представление о внешнем виде, повадках, питании, о приспособлении к условиям жизни.

Делать сравнительный анализ наблюдений в разное время года.

Развивать представление о взаимосвязи обитателей севера, об их пищевой зависимости др. от др.

Дополнить представление о животных занесенных в красную книгу.

Продолжать знакомить с правилами поведения в живой природе

Дидактические картинки, загадки, проза по теме. Графическая модель «звери», «живая природа».

Игра-путешествие. Д/игры. Рассматривание, обсуждение, использование моделей для группировки. Беседа. Загадки. Составление загадок-описаний (рассказов-описаний).

Беседа о животных севера. Рассматривание иллюстраций. Вопросы поискового характера. Д/игры. «Узнай животное по описанию», «Чей, чья, чье, чьи», «Кто где живет?», «Кто как защищается?», «Кто как голос подает?», «Назови детенышей».

Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам.

Составление описательного рассказа.

Рассматривание красной книги.

Беседа на тему «Экология – человек – животные».

Посещение зоопарка. Чтение художественной литературы о животных.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Май, 3неделя

«Школьные принадлежности»

Аджи Н.В. с. 36.

.

Закрепить знания детей о школьных принадлежностях. Закрепить умение выделять некоторые особенности предметов (форму, части, размер, назначение).

Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом. Определять материал предмета, его признаки и свойства.

Предметные картинки. Предметы. Картина с изображением детей идущих в школу.

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций. Беседа. Чтение. Д/игры. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов (загадок). Продуктивная деятельность.

Рассматривание предметных картинок, реальных предметов.

Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам, вырезывание по контуру, выкладывание силуэтов.

С/р. игра «Школа».

Д/игры. «Четвертый лишний». «Найди по образцу». «Закончи предложение». «Сосчитай предметы (1, 2, 3, 4, 5)».

Рассматривание иллюстраций о школе. Знакомство с людьми разных профессий, связанных со школой.

Посещение ближайшей школы. Беседа с учителем.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Май, 4неделя

«Май для цветов рай»

Коломина Н.В., с.91. Т.М. Бондаренко, с.51.

Расширять и уточнять знания детей о растениях, упражнять в названии конкретных растений и их видов; уточнить представление об условиях жизни, систематизировать представления о частях живого организма.

Обогатить и закрепить знания и представления о взаимосвязи насекомых и цветущих растений. Уточнить представление о значении цветов в жизни человека: оздоровительное, эстетическое. Познакомить с профессиями, связанными с разведением цветов. Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, чувство сопереживания и сопричастности природе, расширять кругозор.

Дидактические картинки, загадки, проза по теме. Графическая модель «звери», «живая природа».

Игра-путешествие. Д/игры. Рассматривание, обсуждение, использование моделей для группировки. Беседа. Загадки. Составление загадок-описаний (рассказов-описаний).

Работа на цветнике, клумбе. Наблюдение, уход за цветами.

Рассматривание предметных картинок, реальных предметов.

Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам, вырезывание по контуру, выкладывание силуэтов.

С/р. игра «Магазин».

Д/игры. «Четвертый лишний». «Найди по образцу». «Закончи предложение». «Сосчитай предметы (1, 2, 3, 4, 5)».

Знакомство с людьми разных профессий, связанных с озеленением

Посещение зоопарка. Чтение художественной литературы о животных.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Апрель, 2неделя

«Животные холодных стран»

Коломина Н.В., с.91. Т.М. Бондаренко, с.51.

Учить правильно пользоваться обобщающими словами, упражнять в группировке животных. Познакомить с условиями жизни животных севера. Уточнить знания о животных.

Дать представление о внешнем виде, повадках, питании, о приспособлении к условиям жизни.

Делать сравнительный анализ наблюдений в разное время года.

Развивать представление о взаимосвязи обитателей севера, об их пищевой зависимости др. от др.

Дополнить представление о животных занесенных в красную книгу.

Продолжать знакомить с правилами поведения в живой природе

Дидактические картинки, загадки, проза по теме. Графическая модель «звери», «живая природа».

Игра-путешествие. Д/игры. Рассматривание, обсуждение, использование моделей для группировки. Беседа. Загадки. Составление загадок-описаний (рассказов-описаний).

Беседа о животных севера. Рассматривание иллюстраций. Вопросы поискового характера. Д/игры. «Узнай животное по описанию», «Чей, чья, чье, чьи», «Кто где живет?», «Кто как защищается?», «Кто как голос подает?», «Назови детенышей».

Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам.

Составление описательного рассказа.

Рассматривание красной книги.

Беседа на тему «Экология – человек – животные».

Посещение зоопарка. Чтение художественной литературы о животных.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Март, 1неделя

«Книги»

Коломина Н.В., с.91. Т.М. Бондаренко, с.51.

Познакомить детей с историей возникновения книги, с первым книгопечатником Иваном Федоровым. Донести в доступной форме общие для всех ценности. Первый букварь для детей. Напомнить жанры. Выяснить, с творчеством каких детских писателей знакомы дети. Каких детских художников-иллюстраторов знают дети.

Когда появились первые библиотеки. Читальный зал. Самая большая библиотека в России. Бумага, виды, изготовление, научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением предмета и материалом. Определять материал предмета, его признаки и свойства.

Бережное отношение к книге. Ремонт книг

Дидактические картинки, загадки, проза по теме. Графическая модель «звери», «живая природа».

Игра-путешествие. Д/игры. Рассматривание, обсуждение, группировка. Беседа. Загадки.

Рассматривание книг в нашей библиотечке в группе (сказки, стихи, рассказы). Беседа о значении книги в жизни человека: «Книга друг человека».

С/р. игра «Библиотека».

Рассматривание иллюстраций разных художников-иллюстраторов. Знакомство с людьми разных профессий, связанных с созданием книги, работой в библиотеке. Поход в библиотеку.

Создание домашней библиотеки. Чтение детям. Рисунок к любимому произведению.

Дата

Тема,

лит-ра.

Программное содержание

Материалы,

оборудование

Методы и

приемы

Совместная деятельность

с детьми

С семьей

Апрель, 1неделя

«Цветы»

Расширять и уточнять знания детей о растениях, упражнять в названии конкретных растений и их видов; уточнить представление об условиях жизни, систематизировать представления о частях живого организма.

Обогатить и закрепить знания и представления о взаимосвязи насекомых и цветущих растений. Уточнить представление о значении цветов в жизни человека: оздоровительное, эстетическое. Познакомить с профессиями, связанными с разведением цветов. Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, чувство сопереживания и сопричастности природе, расширять кругозор.

Дидактические картинки, загадки, проза по теме. Графическая модель «звери», «живая природа».

Игра-путешествие. Д/игры. Рассматривание, обсуждение, использование моделей для группировки. Беседа. Загадки. Составление загадок-описаний (рассказов-описаний).

Рассматривание предметных картинок, реальных предметов.

Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам, вырезывание по контуру, выкладывание силуэтов.

С/р. игра «Магазин. Цветы».

Д/игры. «Четвертый лишний». «Найди по образцу». «Закончи предложение». «Сосчитай предметы (1, 2, 3, 4, 5)».

Знакомство с людьми разных профессий, связанных с озеленением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление родителей с проектной деятельностью по ознакомлению с окружающим

Данная система работы по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира,  раскрыть его индивидуальные и творческие способнос...

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель  Быченко  Наталья Викторов...