Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей у дошкольников"
консультация на тему

В ходе консультации педагоги могут познакомиться с простым тестом для оценки творческого мышления; со стадиями его  развития. Воспитатели также могут  узнать о психологическом механизме развития воображения детей, описанном Л.С.Выготским. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие творческих способностей у дошкольников»

Тест для изучения творческого мышления.

Газета используется для чтения. Вы же можете придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как использовать? Запишите ответы.

Оценивается беглость, гибкость, оригинальность

1 слайд

В ФГОС ДО  одним из целевых ориентиров отмечено развитое воображение. Воображение это сложный психический процесс. Чтобы развивать воображение, педагогу необходимо знать  его психологический механизм.

???У кого богаче воображение у ребенка, или у взрослого?

Ответить на этот вопрос мы сможем в течение занятия.

2 слайд

Есть 4 формы связи воображения с действительностью. « Первая заключается в том, что всякое создание воображения всегда исходит из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.

Возьмем к примеру образ сказочного мира Пушкина: «У  лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. Идет направо -песнь заводит, налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит; там на неведомых дорожках следы невиданных зверей; избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей».

Что в этом отрывке существует в действительности? (кот, дуб, златая цепь). А что является нереальным? (ученый кот, ходящий  и говорящий). Т.Е. воображение всегда строится из материалов, данных действительностью с комбинацией образов фантазии.

3 слайд

« Здесь мы находим первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения. Этот закон можно формулировать так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

4 слайд

«Еще одной формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Всякий знает, что в горе и радости мы видим все совершенно другими глазами.
Всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству.
Это расширение и углубление чувств детей способствуют творчеству детей.

5 слайд

Что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциации и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии».

«Ассоциация, т. е. объединение диссоциированных и измененных элементов. заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Как мы отмечали уже, полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах».

К примеру, при выполнении задания: «Нарисуй несуществующее животное», ребенок во-первых, вспоминает какие животные в реальности существуют, а каких нет, т.е обращается к своему опыту. Подключает эмоциональную составляющую, придумывает либо доброе, злое животное, либо симпатичное и т.д. Затем идет процесс диссоциации,   от реально существующего животного отсекаются части (например, хвост петуха и тело кошки). После этого идет процесс ассоциации- объединение диссоциированных частей в комбинацию образа – кошкопетуха.

6 слайд

Еще раз вернемся к вопросу: У кого богаче воображение у ребенка, или у взрослого?

«До сих пор существует еще мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека.
«…Нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. Далее создание детского, воображения резко, ярко расходится с опытом взрослого человека, и отсюда тоже делались заключения, что ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Затем известны неточность, искажение реального опыта, преувеличение и, наконец, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребенку.

 Но опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. …Воображение у ребенка, как ясно уже из этого, не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека.
Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, т. е. чего-то такого, что является  вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций».

Рассмотрим «кривую Рибо».

 С момента встречи двух кривых воображения и рассудка в точке М дальнейшее развитие воображения идет, как показывает линия MN, параллельно линии развития рассудка ХО. То расхождение, которое было характерно для детского возраста, здесь исчезло, воображение, тесно соединившись с мышлением, идет теперь с ним в ногу.
« На чертеже символизируется кривой MNp быстро опускающейся вниз и знаменующей упадок или свертывание воображения.
И действительно, там, где сохраняется хоть незначительная доля творческой жизни, там имеет место и воображение. Что в зрелом возрасте часто кривая творческой жизни идет вниз, - это всем известное положение».

7 слайд

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое. Для дошкольного возраста характерно развитие первых двух стадий.

Наглядно-действенное мышление рождается в действии. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета.

Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К 5 годам дети обучаются расчленять представления на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.

8 слайд

 Сейчас будут продемонстрированы задания для  развития творческого мышления детей дошкольного возраста, вы  определите на каком занятии их можно использовать.

Незаконченные рисунки,

9 слайд

Заполнение отсутствующих деталей в изображении (анализ зрительного образа)

10 слайд

неопределенные образы типа пятен и каракулей,

11 слайд

Нелепые картинки

12

Фантастический образ(сочетание признаков разных предметов)

13

Воссоздание образов (работа со свойствами предметов)

14

Назови отличие, найди общее

15

 Спасибо за внимание

Использованная литература:

Лев Выготский: "Воображение и творчество в детском возрасте"

А.Э.Симановский. Развитие творческого мышления детей

Л.Ю.Суббтина. Развитие воображения детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих способностей у дошкольников Консультация для педагогов Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ № 13 Лунькова Н.Г.

Слайд 2

Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать) 2. Использование для ремонтных и строительных работ(заклеить окна, наклеить под обои) 3. Использование в качестве подстилки(постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка) 4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку обернуть книги, завернуть цветы) 5. использование для животных (подстилка кошке, привязать на нитку бантик из газеты, играть с кошкой) 6. использование как средства для вытирания и мытья 7. использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты) 8. сдача в макулатуру 9. получение информации 10. использование в качестве покрытия( укрытия от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли) 11. сжигание 12. создание поделок , игрушек Категории ответов к тесту для изучения творческого мышления

Слайд 3

Воображение всегда строится из материалов, данных действительностью Связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением дейст­вительности Эмоциональная связь Построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека, но материально вопрощается Формы связи фантазии и реальности

Слайд 4

Закон воображения Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, из которого создаются построения фантазии Л.С.Выготский

Слайд 5

Эмоциональная связь

Слайд 6

Диссоциация воспринятых впечатлений Ассоциация воспринятых впечатлений Важнейшие составные воображения

Слайд 7

Кривая Рибо

Слайд 8

наглядно-действенное причинное эвристическое Стадии развития творческого мышления

Слайд 9

Незаконченные рисунки

Слайд 10

Заполнение отсутствующих деталей в изображении

Слайд 11

Н еопределенные образы типа пятен и каракулей

Слайд 12

Нелепые картинки

Слайд 13

Фантастический образ

Слайд 14

Воссоздание образов

Слайд 15

Найди отличие и сходство

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Консультация для педагогов."Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности".

Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности.Детский рисунок,Процесс рисования-Это частица духовнойЖизни ребёнка.Дети не просто переносятНа бумагу что-то из окружающе...

Консультация для родителей: "Развитие творческих способностей у дошкольников"

Консультация для родителей: "Развитие творческих способностей у дошкольников"...

Консультация «Конструирование как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и п...

Консультация Тема « Развитие творческих способностей у дошкольников через продуктивную деятельность

                             Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продукт...

Консультация "Развитие музыкально – творческих способностей у дошкольников".

Консул"ьтация "Развитие музыкально - творческих способностей у дошкольников"...