Мастер – класс для воспитателей и педагогов «Песочная игра»
методическая разработка на тему

Крашенинникова Наталья Николаевна

Материал содерит краткое описание различны игр песком в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_strana.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей и педагогов

«Песочная игра»

Сегодня вашему вниманию я предлагаем мастер – класс «Песочная игра».

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Среди всего разнообразия игр есть та, которая прошла красной нитью через все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

Игра с песком – одна из форм естественной и доступной для каждого ребенка деятельности. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процесс  занятий, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка.

Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии, говорил: «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Это замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-развивающая среда. На занятиях песочными играми  развиваются  тактильно - кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук, снимается мышечное напряжение, развивается активность, преодолевается комплекс «плохого художника», развиваются творческие действия.

Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в течение часа рисования песком стабилизируются все физические и эмоциональные процессы. Приятный на ощупь, чистый и рассыпчатый песок позволит Вам и ребенку легко воплотить на стекле самые фантастические замыслы!

Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока малоизвестен в России. Юнгианская песочница. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир.

Для работы используется деревянный ящик с песком размером примерно 60x70x10 (пространство, которое одномоментно может быть легко охвачено взглядом). Внутренняя поверхность  окрашена в голубой цвет - таким образом, дно может изображать море или реку, а также служит символом бессознательного. Также необходимо множество разнообразных фигурок, из которых ребенок выбирает то, что притягивает или, наоборот, пугает или отталкивает его. В ходе сеанса ему сначала предлагается выбрать фигурки, которые привлекают внимание, и построить из них композицию на песке. После того, как он это сделал, его просят дать название построенному, и рассказать об этом историю.

Следующий вид песка – кинетический.

Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Родом кинетический песок из Швеции. Именно там производится и выпускается эта инновационная развивающая игрушка. Материал, будучи свободно насыпанным, выглядит рыхлым, пушистым. Он приятен на ощупь. Когда материал пересыпается, его частицы под воздействием силы тяготения стремятся разъединиться. Однако связующее вещество в составе песка вытягивается в нити длиной около одного-двух миллиметров, которые почти невидимы глазу. Они замедляют движение частичек, поэтому можно визуально проследить перемещение любой песчинки как в замедленной съёмке. Если песок резко сжать, то объем материала уменьшается в два раза. В результате внешнего воздействия образовывается новая форма, которая сохраняется в течение довольно длительного времени.

Детские психологи в один голос твердят, что игра с этим материалом не только увлекательна, но и необходима для того, чтобы малыш гармонично развивался.

Что же еще можно сделать с песком? Оказывается им можно рисовать!

Для этого необходим световой стол и кварцевый песок.

Сейчас, мы хотели бы познакомить вас с техникой рисования песком на световом столе.

Первый способ - рисование песком по светлому фону – темным по светлому. А так же светлым по темному песку. Можно комбинировать эти способы.

Мы выдели два основных и доступных способа засыпания стола: просеивание и расхлопывание.

Методика рисования светлым по темному

Рисование темным по светлому

Необходимо сказать, что для рисования можно использовать различные материалы и инструменты: Ситечко, Массажные мячики, Трафареты, Кисточки, Расчески, Валики и многое другое. Декоративные  украшения.

Говорить о песочной ирге можно очень долго. Изобретают все новые и новые способы. Из песка можно строить, песком можно рисовать и лепить, использовать на занятиях и в свободной деятельности.  Но при любой работе существует определенная последовательность.

  1. Вход в песочницу, приветствие песочной феи.
  2. Игра с песком, выполнение заданий
  3. Выход из песочницы, прощание с песочной феей.

Уважаемые коллеги! Для выполнения практической работы предлагаю подойти к столу.

- Встаньте вокруг стола.

-А вы любите путешествовать?

Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную песочную страну. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить волшебный ритуал: (звучит музыка)

Вытяните руки над песочницей ладонями вверх. А теперь волшебное заклинание:

Куда мы с вами попадем

Узнаете вы скоро.

В стране песочной мы найдем

Помощников веселых…

- Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

- Положите руки на песочек, и потрогайте его! Мне приятно, а вам?

- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?

- Давайте уберем руку и посмотрим, что осталось?

- На что может быть похож отпечаток ладошки?

- Вдруг откуда ни возьмись, налетел ветерок (разравнивают песок ладошкой)

- Ветерок принес тучку, из которой пошел дождь. Сделайте отпечатки кончиков своих пальцев. Сколько пальчиков, столько капель.

- Еще пуще подул ветер.  (ровняют песок, меняем цвет стола) и принес нас на берег моря. (рисую волны)

Прошу пройти к столам для индивидуальной работы

Я хочу рассказать вам волшебную историю. Слушайте и рисуйте за мной.

Жила в морском царстве королевская рыбка. Сама кругленькая с длинным волнистым хвостиком. Звали ее Бусинка.

Бусинка плавала по морским водам в поисках приключений. Ей нравилось находить новых друзей.

Однажды заплыла она далеко-далеко от своего дома. Перед ее глазами предстал удивительный пейзаж.

На подводных холмах красовались водоросли, в них мирно дремали ракушки. Среди разноцветных камушек ползали маленькие улитки.

И вдруг наша путешественница повстречала……

-Как вы думаете, кого она повстречала? Нарисуйте. Расскажите, чем закончилась сказка.

Вот и закончилось наше путешествие в Песочной стране. Теперь, мои хорошие, протяните руки над песочницей и скатайте в воздухе шарик. Приложите его к сердцу и повторяйте за мной:

«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

До следующей встречи в Песочной стране!

- Уважаемые дамы, спасибо Вам за ваш интерес к нашему опыту, активное участие, в масстер - классе, за чудесные картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для воспитателей и педагогов «Все про мандалу»

Презентация для  воспитателей  и педагогов «Все про мандалу»...

Мастер - класс для воспитателей и педагогов

Тема моего мастер – класса «Развитие речи детей» по сказке «Гуси-лебеди» с элементами квест-технологии....

Мастер - класс для воспитателей "Развиваем логику. Развивающие игры по ФЭМП" в рамках очередного методического семинара "Профессиональное развитие педагога дошкольного уровня образования"

Развивающие игры позволяют разнообразить дидактические средства работы с детьми по ФЭМПи развитию логического мышления. Они расширяют возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывают эффе...

Мастер-класс для воспитателей*** От педагог Васильевой Н.Е. МБДОУ No77 «Бусинка»

Познакомить педагогов со способами лепки человека(конструктивный, скульптурный, комбинированный)....

Мастер-класс для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Развитие речи детей с использованием игровых технологий»

Представление опыта работы по речевому развитию детей в разновозрастной студии. Участники мастер-класса через погружение в игровую ситуацию пробуют себя в разных социальных ролях, развивают устную и п...

Конспект. Мастер- класс для воспитателей и педагогов. «Роспись на камнях или ожившие камушки»

Цель: Познакомить воспитателей и педагогов с росписью на камнях. Создание художественных образов на основе природных форм – камешков.Задачи:- познакомить с приёмами рисования на камешках разной ...

Мастер класс для воспитателей и педагогов ДОУ. Тема: «Артикуляционная гимнастика».

Цель: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе; познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на артикуляционный аппарат д...