Доклад «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через экспериментирование»
материал по теме

Лихачева Анастасия Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Развитие познавательной активности у детей раннего возраста

через экспериментирование».

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности мы не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее пониманию.

Малышей интересует все новое, неизведанное.  В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в деятельности. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира.

Благодаря проведению игр - экспериментирования у детей развивается познавательный  интерес. Они учатся делать выводы, причинно – следственные связи, сравнивать.

По мнению академика Николая Николаевича Поддьякова: «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения».

Экспериментирование - это опыты с реальными предметами и их свойствами. Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, специально организованных опытов и экспериментов, а также в игровой деятельности.

Работая  в группе раннего возраста, нам очень нравится открывать для малышей такой большой и непонятный для них мир. Все наши детки подвижные и любознательные. Они очень любят экспериментировать.

Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся с их свойствами.

Одна из забав детей этого возраста – игра в песочнице. Малышам нравится пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку, насыпать в ведро. А мы, педагоги, можем совместить игру и эксперимент. Сначала мы предлагаем малышу насыпать сухой песок в ведерко и высыпать его обратно. Так мы учимся отсеивать песок. Во время игры мы обращаем внимание малышей на главное свойство сухого песка – сыпучесть.

Рисование – увлекательное занятие для детей, а рисование песком – еще и необычное, особенно в таком возрасте. Предварительно насыпаем песок на крышку песочницы в летнее время на прогулке или на поднос в зимнее время в группе и  рисуем с помощью пальчиков или веточек дорожки к домику, следы животных, солнышко и т.п.

Далее, мы знакомим детей с сырым песком. Сухой песок смачиваем водой и вместе с детьми мы замечаем, что он уже не рассыпается, он стал липкий и из него можно делать куличики.

  Таким образом, в процессе игр с песком дети узнают, что сухой песок состоит из мелких зернышек – песчинок, он сыпучий, но из него нельзя строить куличики, а сырой песок – липкий и из него получаются замечательные куличики. С помощью песка можно рисовать. Кроме приобретения новых знаний малыши во время таких игр пополняют свой словарный запас, развивают мелкую моторику и у них появляется интерес к творчеству.

Играя с водой  мы рассказываем малышам, что вода жидкая, ее можно наливать в чашечку. В процессе игры дети к тому же учатся переливать воду из одного сосуда в другой, стараясь не разлить ее.

Затем показываем, что вода прозрачная, а если добавить в стаканчики с водой немного красок, то она станет разноцветной и в подкрашенной воде можно спрятать игрушки. 

Зимой мы экспериментируем со снегом и льдом. Гуляя на прогулке обращаем внимание детей, что снег белый, холодный, из него можно лепить куличики, башенки. Возвращаясь с прогулки, набираем с детьми в ведёрко снег и заносим в группу. На некоторое время оставляем в теплом помещении и затем обращаем внимание что снега не стало, а в ведёрке появилась вода.  

Показываем с помощью опыта, что воду можно превратить в лед. Предварительно с детьми закрашиваем ее с помощью краски, выливаем в формочки и выносим на улицу. На следующий день наблюдаем, вода в формочках замерзла и превратилась в разноцветные льдинки. Таким образом, малыши познают, что вода может быть жидкой, а может находиться в твердом состоянии, может замерзать и таять.

Также проводим эксперименты и с другими предметами: с мыльными пузырями (дуем на них, ловим ладошками), с музыкальными инструментами (играем, а затем отгадываем, что и как звучит), дуем на кораблик и наблюдаем, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Подобные эксперименты и опыты очень эффективны. Ведь знания, полученные в результате собственного исследования, значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены им в готовом виде.

Экспериментирование не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображения, мышление, фантазию, речь. Улучшается динамика развития познавательного интереса и наблюдательности. Расширяется словарный запас и знания детей о свойствах живой и неживой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы «Познание» на тему: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через ознакомление с природой»

Этот материал был мною использованидля сдачи на первую квалификационную категорию. В презентации отображена работа по стимулированию познавательной активности детей раннего возраста через ознакомление...

«Развитие познавательной активности у детей через детское экспериментирование»

«Развитие познавательной активности у детей через детское экспериментирование»...

Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...

Доклад «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях «Детской научной лаборатории»

«Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста  в условиях «Детской научной лаборатории»...

Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре»

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми ...