Статья : "Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребёнка дошкольника".
статья (средняя группа) на тему

Николаева Марина Анатольевна

Статья для выступления на Всероссийском практико-ориентированном  семинаре «Современное состояние детской игровой культуры :проблемы и решения»

Тема выступления: Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребёнка дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №102 комбинированного вида

Невского района г. Санкт- Петербурга

Всероссийский практико-ориентированный семинар «Современное состояние детской игровой культуры :проблемы и решения»

Тема выступления: Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребёнка дошкольника.

 

Воспитатель:

Николаева Марина Анатольевна

Санкт-Петербург

2017

Игра одно из самых древних занятий людей. Наверное с появлением на Земле человека у него родилась потребность играть. Дети всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.

Игра- одна из основных деятельностей детей дошкольного возраста, которая оказывает огромное влияние на их развитие. Это утверждение уже стало аксиомой, которую никто не пытается оспаривать.

Игра представляет собой абсолютную деятельность, которая расцветает в детские годы и  сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Действительно, игра – это не только развлечение, но и вся наша жизнь.  Можно видеть, что с самого рождения мы играем те или иные роли, определённые социумом. Игра – это состояние, которое надо прожить. Состояние азарта, удачи, радости, победы или горечи поражения. Игра даёт ощущение счастья и полноты жизни. Этим и объясняется притягательность игры. В современной дошкольной педагогике одной самых острых является проблема игры. Ценность игры для детского развития признаётся практически всеми специалистами.

Доказано, что игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самопознания.

Игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей. Однако, несмотря на эти весомые аргументы игра всё больше вытесняется из системы дошкольного образования.

В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не хватает времени. Формирование игры не является самостоятельной задачей дошкольного образования. Более того игра противопоставляется полезным занятием, как что-то необязательное, а потому не нужное. В результате чего уровень развития игры современных дошкольников резко снижается.

В связи с этим можно наметить ряд следующих условий способствующих возвращению игры:

  • Открытость образовательной программы. В настоящее время дети и взрослые в детских садах существуют  в жёстких рамках образовательных знаний, предписанных программой. Вся деятельность запрограммирована, каждый шаг и каждый час расписан. Ни взрослые, ни дети не имеют возможности выбрать занятия и материалы для собственной активности. В связи с этим нет и не может быть места для свободной игры. Учитывая мощный развивающий потенциал, игры, образовательная программа для дошкольников должна предусматривать специальное время для этой деятельности. Это не менее 1 – 2 часов и возможность свободного и содержательного общения детей. Это необходимое условие для появления детской игровой инициативы.
  • Адекватная предметно-пространственная среда. Она предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов (мебели, мягких модулей, тканей) для самостоятельного построения игровой ситуации.

Между тем в дошкольных учреждениях преобладают стационарные игровые уголки и закрытые реалистические игрушки с фиксированным способом действия ( пластмассовые овощи и фрукты, посуда, кухонная утварь, инструменты..). Такие  игрушки провоцируют детей на стереотипные и однообразные способы действий. Дети быстро теряют к ним интерес поскольку набор игрушек остаётся неизменным.

  • Главное условие формирования игры является позиция воспитателя. Прежде всего, это – креативность и развитое воображение: умение придумывать сюжет, по- новому видеть привычную ситуацию, придать новое значение знакомым предметам. Воспитатель должен уметь играть и заражать своей эмоцией детей. Для этого нужны открытость воспитателя, артистичность и самое главное эмоциональная выразительность, серьёзное отношение к игре. Тогда играющие дети верят в созданную ситуацию и живут в ней.
  • Тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, давая жизненные указания и контролируя действия детей. Возможно быть непосредственным участником действия, но удерживая общий план и замысел
  • Важно, чтобы педагог дошкольного образования знал разнообразные игры -  современные, народные, фольклорные.

А если нет игровой компетентности педагога,  то невозможно развитая игра детей. Игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявлять полностью свою инициативу и творческую активность. Именно в игре дети учатся контролировать себя, оценивать и понимать, что они делают.

Дети должны получать удовольствие от игры.

На содержание детских игр оказывает решающую роль меняющееся социокультурные условия их жизни. Из детского наблюдения ушли ряд профессий, которые являлись основой сюжетно- ролевой игры. Например, игра «магазин» предполагала наличие одного продавца с определёнными функциями. Современные дети играют в « Супермаркет», где кассир выполнят роль традиционного продавца магазина. В детском саду дошкольники уже не организовывают игру « Парикмахерская», в группе создан уголок « Салон красоты». С необходимым набором атрибутов для игры, и т.д.

Процесс руководства игрой сложный. Это в первую очередь связано с тем, что игра является свободной детской деятельностью. Поэтому педагогу в первую очередь необходимо сохранить эту свободу и непринуждённость.

Важно помнить, что игровая деятельность имеет исключительную важность для формирования главных новообразований дошкольного детства; произвольного поведения, творческого воображения, самопознания и т.д. именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей. Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламента действий.

Ребёнок должен овладевать всё более сложным «языком» игры – общими способами её осуществления, увеличивающими свободу творческой личности, реализации его собственных замыслов.

Литература.

  1. Андреева А.Д. « Детская игра, как проблема современного образования»
  2. Пахомова В.В. « Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».
  3. Смирнова Е.О. « Игра в современном дошкольном образовании».
  4. Смирнова Е.О. « Игра и произвольность современных дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника Один из основополагающих принципов  ФГОС ДОО - это построение образовательного процесса дошкольного образования в...

Статья на тему: «Роль и место игры, в развитии познавательных способностей ребёнка-дошкольника»

Представленный в статье материал описывает ообенноти организации игровой деятельности в условиях ДОУ...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника.

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника....

Роль и место игры ы развитии познавательных способностей ребенка - дошкольника

Какие виды деятетельности появляются в дошкольном возрасте и какю имеют роль в данный период времени...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...

Статья "Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника"

Игра это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной каждому человеку. Игра может быть как средством развлечения и отдыха, средством физического и обще...