Исследовательская работа "Откуда берется звук"
проект (старшая группа) по теме

Хабарова Ирина Сергеевна

«Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» ( В.Келлер)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_habarova.docx77.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

Исследовательская работа

«Откуда берется звук?»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Картинки по запросу музыкальный звук

        Составила:

Музыкальный руководитель

Хабарова Ирина Сергеевна

- 2017г. -

Оглавление:

1. Введение

2. Основная часть:

      2.1. Этапы реализации исследовательской работы.

3. Заключение

4. Список использованной литературы.

5. Приложения

5.1 НОД « Вхождение в волшебный мир звуков»

5.2. НОД « Откуда берется звук»

5.3. НОД « Как распространяется звук»

5.4. НОД « Откуда берется голос»

5.5. НОД «Звук и тишина»

5.6. Музыкально- шумовая сказка « Чей голос лучше?»

1. ВВЕДЕНИЕ

Темы  работы    « Откуда берется звук?»

                             « Откуда берется голос?»
                            « Как распространяется звук?»

                             «Звук и тишина»

               

Цель работы: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с принципами образования и улавливания звука.

Задачи:

- Развитие познавательного интереса, познавательной активности детей, создание творческих предпосылок в процессе экспериментальной деятельности со звуком и экспериментального музицирования со звуками окружающего мира.

- Воспитывать интерес к звучащему миру.

- Развивать наблюдательность, слуховое внимание и слуховую память.

- Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма в совместном музицировании.

- Развивать навыки самостоятельного экспериментирования со звуками окружающего мира ( использование звуков окружающих предметов в создании звукового образа).

Познакомить со звуками музыкальными и шумовыми.

Обучать различать шумовые и музыкальные звуки.

Предметы исследования: Шумовые и музыкальные звуки .

Гипотеза: Звук образуется с  помощью  колебаний чего-либо. (предметов, голосовых связок).

                                                   

Актуальность.

Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Стук захлопнувшейся двери, звон водопроводной струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей, гул пылесоса, жужжание электробритвы. Это город. Это его голос. Или стрекотание сверчка, разноголосый хор птиц, шелест листьев, шум далекой электрички, пыхтение теплохода на реке, доносящиеся откуда-то гудки... Все это звуки. Мы слышим их. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее.

«Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» ( В.Келлер)

Методы исследования.

Беседы, непосредственно – образовательная деятельность, эксперимент.

Участники исследования.

Дети подготовительной группы №9. 

Сроки проведения проекта - средне срочный ( 2 месяца)

Основные направления:

 1. Познание. Цель: создать условия для пробуждения в детях потребности познать принципы образования и улавливания разнообразных звуков.

 2. Художественное творчество. Цель: способствовать проявлению творческой активности детей, активизируя интерес к изготовлению музыкальных инструментов; помочь детям ощутить радость творчества.

3. Музыка. Цель: развивать навыки творческого музицирования, развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве.

2.1.ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Этапы

проектирования

 

Проектные мероприятия

 

Промежуточный результат

Направление деятельности

Содержание

деятельности

1-ый этап: постановка цели, создание ресурсной базы

  • Создание мотивации

  • Формулирование проблемы

  • Работа с источниками информации (литературой, Интернет – ресурсами и т. д.).
  • Создание ресурсной базы  для реализации проекта:

- создание картотеки музыкально – дидактических игр и пособий

- создание графических карт

 

Беседы с музыкальным руководителем детского сада о разнообразии мира звуков, который нас окружает.

Надо уметь слышать и различать звуки, которые  нас окружают.

Поиск информации о различных звуках и музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.

.

поиск и  подбор музыкально – дидактических игр  на развитие тембрового и ритмического слуха

изготовление графических карт по методу Т.Тютюнниковой.

 

  Дети начали активно действовать с музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, находившимися в группе, начали извлекать и сравнивать получающие звуки из всех окружающих предметов.

 

2-ой этап: организация работы над проектом

1.  Совместная деятельность педагога с детьми

 - наблюдение:

 

-

- музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха

 - опытническая деятельность:

  • опыт «Музыка или шум?»

  • опыт «Почему все звучит?»

  • опыт «Откуда берется голос?»

  • опыт «Как распространяется звук»

  • опыт «Как сделать звук громче?»

- непосредственная  образовательная                            деятельность 

Темы:

1. Звук – знакомый незнакомец.

2. Откуда берется звук?

3. Звуки музыкальные и шумовые.

4. Музыка вокруг нас.

3.  Взаимодейст-вие и просвети-тельская работа с родителями.

- Консультативный материал

4. Работа  с  воспитателями ДОУ

-Практическая консультация.

-Презентация.

слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических, стеклянных звуков;


Лото «Музыкальные инструменты», «Найди свой звук», «Угадай, что звучит» и т.д.

- Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки;

- подвести детей к пониманию причин возникновения звука (колебание предметов);

- подвести к пониманию причин возникновения звуков речи;

- объяснить, как распространяются звуковые волны;

- подвести к понятию возникновения эха;

- выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера;

- выявить причину усиления звука;

Интеграция с образовательной областью «Познание».

Интеграция с образовательной областью «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Интеграция с образовательной областью «Познание», «Коммуникация».

Интеграция с образовательной областью «Познание», «Коммуникация»

Консультации:

  • «Ваш домашний оркестр»
  • «Как научить ребенка любить музыку».

Работа по ознакомлению с различными звуками способствовала обогащению познавательной сферы, а также музыкальному развитию детей. Дети называют услышанные звуки природы, улицы, дома и подбирают к ним схожие по звучанию звуки музыкальных инструментов (например, шелест листьев деревьев  изобразили звуком «шуршалок», грохот грома - звуком «стучалок», капельки дождя – звуком «звенелок»);

Дети с большим интересом озвучивали знакомые художественные произведения, стихи и сказки, подбирали подходящие шумовые инструменты, импровизировали.

 

3-ый этап: презентация продукта деятельности

  Открытый показ музыкально- шумовой сказки «Чей голос лучше». Е. Железновой.

 

-дети групп учавствуют в создании и показе музыкально- шумовой сказки.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Цель, поставленную перед выполнением исследовательской работы, считаю достигнутой. Задачи, поставленные перед выполнением исследовательской работы, выполнены.

Вывод: Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезу проекта.

 Результат: В результате выполнения проекта у детей произошло: - развитие познавательных способностей, - развитие творческого мышления, - развитие коммуникативных навыков, - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002
  2. Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные  опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003

  1. .«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб

  1. Н. Алексеева, Т. Э. Тютюнникова «Музыка», учебно – наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста, М., 1998.

  1. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008

  1. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003

Интернет источники:

  1. http://dszorenkrn.edu22.info/images/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%D0%A2_%D0%97%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3_%D0%BD%D0%B0%D1%81.pdf
  2. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0ahUKEwjjtuSE8IDSAhWHBZoKHeuQAjoQFggiMAE&url=http%3A%2F%2Fwww.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai%2Fattachments%2F%25D0%259C%25D1%2583%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2585%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0%2520%25D0%2590.%25D0%2598.%2520-%2520%25D0%2598%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9%2520%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582%2520%25C2%25AB%25D0%2597%25D0%25B2%25D1%2583%25D0%25BA%2520%25E2%2580%2593%2520%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%2588%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25C2%25BB.doc&usg=AFQjCNElxOkS7FS0BNpVPt-7VKN5pizoxg&cad=rjt

 

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

                                Приложение 5.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?»

В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети устанавливают путем экспериментирования процесс улавливания звука животными, зависимости размера ушей и жизнедеятельности животных....

Исследовательская работа "Откуда берется звук?"

Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности....

Мастер-класс «Откуда берется звук»

Мастер-класс «Откуда берется звук»...

Мастер- класс на тему "Откуда берется звук"

Для детей подготовительной группы...

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОО "Откуда берется звук?"

Цель данного мастер-класса ознакомление с принципами образования звуков, воспитание интереса к звучащему миру, развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку....

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "Откуда берется звук?". Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Тема: «Откуда берется звук?»Цель: Создать условия для знакомства детей с принципами образования и улавливания звука.Задачи: Организовать деятельность детей по закреплению навыков словообразования, упо...

Исследовательский проект "Откуда берется звук и как его слышит человеческое ухо"

Мир звуков окружает нас и сейчас и со всех сторон. В наше время на человека в течение дня воздействуют самые разнообразные звуки. Да и сами мы любим пошуметь.Как мы слышим?...