Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
статья на тему

Ольховик Алиса Витальевна

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».                                                                                                                                                                         

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие ребенка.                                                                                

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prostranstvennaya_sreda_dou.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

1 Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды.

Изменение предметно-развивающей  среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

Педагог-психолог Ольховик А.В.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.

2. В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».                                                                                                                                                                        

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие ребенка.                                                                                

3-4. Предметно – развивающая среда в детском саду должна: иметь привлекательный вид; выступать в роли естественного фона жизни ребенка; снимать утомляемость; положительно влиять на эмоциональное состояние; помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

5. Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»: содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками.

6. При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, а т.ж. индивидуальных особенностей.

Как же в нашем ОУ реализуются требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде.

7. Первое требование к условиям это насыщенность среды. В нашем образовательном учреждении развивающая предметно-пространственная среда соответствует возрастным возможностям детей, их индивидуальным особенностям, и содержанию Программы «Детство» и Программе Л.Б. Боряевой.

8. В группах и кабинетах специалистов имеется разнообразный материал для полноценного развития и коррекции имеющихся нарушений.

9. В группах созданы условия для самостоятельной и организованной игровой деятельности.

10. Оборудование размещено по секторам, что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструировать, рисовать, заниматься ручным трудом, театрально-игровой деятельностью, экспериментирование).

11. Созданы условия для познавательной и творческой  активности (кабинеты дефектологов).

12. У детей имеется достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в двигательной активности. (Слайд)

13. В группах мы учитываем ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества.

14. В группах предусмотрено место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать. (Слайд).

15- 19 Трансформируемость пространства

В зависимости от образовательной ситуации развивающая предметно-пространственная среда может изменяться. В  процессе коллективной работы, по интересам детей.

20 Так же у нас присутствует полифункциональность материалов и оборудования. Оборудование в группах и кабинетах передвигается и может использоваться в различных вариациях.

21. Природный материал мы используем так же  в разных назначениях.  Используется для аппликаций, как сортировочный материал, используем для самомассажа,  и конечно украшения пространства.

22. Вариативность среды

Игровой материал в группах периодически сменяется,  дети могут выбирать себе вид деятельности и  игру.  Оборудование и материал яркий, интересный, благодаря чему стимулируются все виды активности детей.

23. Доступность среды.

У детей имеется свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности.

Безопасность среды.

Предметно-пространственная развивающая среда в нашем ОУ соответствует всем требованиям безопасности. Оборудование закреплено, мебель расположена так, чтобы не мешать свободному перемещению детей по группе. Все оборудование имеет сертификаты качества, оно нетоксично, у оборудования отсутствуют острые углы.

Эстетичность среды.

Эстетичность в нашем ОУ работают творческие аккуратные педагоги. Группы оформлены в современном стиле.

Для того чтобы коррекционный процесс проходил более успешно в ДОУ созданна:

24. Сенсомоторная комната.

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития у детей с ООП трудно переоценить. Поэтому мы уделяем огромное внимание сенсомоторному развитию детей с УО и ЗПР.

В нашем ОУ сенсомоторная комната наполнена разнообразными дидактическими оборудованием и пособиями.

Настольные игры  - одна из удобных форм работы с детьми. Они позволяют развивать такие базовые психические процессы, как восприятие, внимание, воображение, память, устная речь, мышление; формируют навыки коллективной игры, игры по правилам. 

25. Настенный модуль с мешочками для организации тактильных и сенсорных игр.

Сортировка различных предметов по цвету (цветные шарики, бусы, овощи и фрукты и т.д.)

26. Нахождение пар. Для игры подбираются парные предметы, один из которых кладут в мешочек, а другой помещают на полочку над мешочками. Задача ребенка – ощупать предмет в мешочке и положить парный предмет на полочку над этим мешочком.

Работа с настоящими фруктами и овощами или их муляжами.

Работа с несколькими детьми. Дети определяют предметы по очереди или дают друг другу задание – найти нужный предмет.

Игра на расстоянии. Работа с парами предметов. Один предмет спрятан в мешочке, парный лежит на столе на некотором расстоянии от настенного модуля. Ребенок подходит к столу, ощупывает какой-либо предмет, кладет его обратно на стол, подходит к модулю и пытается найти такой же на ощупь в мешочках.

         27. Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно - моторной координации мы осуществляли в играх с мелкими предметами -  бусы разного диаметра,  разнообразные кольца, которые нанизываются на ленты и т.д.

28. Игры на полу. Помогают снять детскую агрессивность, тревожность, научиться играть со сверстниками в неформальной обстановке. Возиться с игрушками на полу, конструировать, ползать, сидеть так, как удобно, - все это естественно для ребенка. Игры на полу дают ему свободу - не только двигательную, но и психологическую. 

 29. «Сенсорная юбка», она  многофункциональна, способствует развитию  психических процессов,  развитию мелкой моторики,  эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей.  С помощью данного пособия можно учить детей дифференцировать цвета, форму предметов, развивать тактильное восприятие.

 Действуя с элементами юбки, ребенок приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: учится застегнуть и расстегнуть пуговицы и замки, липучки, доставать понравившийся предмет из определенного кармашка и убирать его на место.

30. Мы широко используем многофункциональные пособия и инновационные технологии, которые позволяют решать ряд коррекционно-развивающих задач. Одной из таких технологий является «Прозрачный  мольберт». Он используется для обогащения сенсорного опыта, развития психических функций, развития пространственно-логического мышления и вербального анализа, внимания, мелкой моторики, зрительно-моторной координации,  формирование пространственных представлений, ориентировки на вертикальной поверхности, расширение словарного запаса и увеличение объема общей осведомленности ребенка, коммуникативных навыков.

Занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми. 

 Во время занятий на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование  листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист), что позволяет разнообразить упражнения и поддерживать интерес к занятиям. 

31. В нашем учреждении есть темная сенсорная комната, которая позволяет решить ряд коррекционных задач.

Темная сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития сенсомоторных и познавательных навыков ребенка. В ней  окружающая среда  организована особым образом, она наполнена различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы чувств.

32. Это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует сенсорному развитию, эмоциональному.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников коррекционно-развивающего процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи

Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач данного возраста. Стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на “зону ближай...

Консультация "Создание предметно развивающей среды для формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста".

Материал для воспитателей по организации  предметно - развивающей среды  для формирования у детей  привычки к ЗОЖ....

Предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями основной образовательной программы ДОУ Старший дошкольный возраст

ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Центр конструирования(Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность)...

Презентация Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей детей в группе старшего дошкольного возраста

Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей детей в группе старшего дошкольного возраста...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей.

Основная цель ДОУ - воспитание, обучение, охрана и укрепление здоровья и физического развития ребенка, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни....