Дополнительная общеобразовательная программа " В гостях у сказки"
методическая разработка на тему

Саранцева Валерия Викторовна

Программа расчитана для детей 4 - 7 лет. Основной задачей является базовое формирование театральных представлений  и навыков ребёнка. Очень интересна в реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosti-skazka.odt53.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2120»

ГБОУ Школа № 2120

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Атласова, д.7, к.3.  

ИНН 5051005670;    КПП 775101001;     ОГРН 1025007515510

тел. / факс: 8 (495) 764-23-17;

email: 2120@edu.mos.ru;

web: http://sch2120tn.mskobr.ru/

«СОГЛАСОВАНО»

на Педагогическом Совете

ГБОУ Школа № 2120

Протокол № 1

от 30 августа 2017 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школа № 2120

__________________Шурухина А.Ю.

Пр. № 07-О от 30 августа 2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«В гостях у сказки»

 Направленность: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                           Автор составитель:      

                                          Саранцева Валерия Викторовна

педагог дополнительного образования  

Овчинникова Наталья

педагог дополнительного образования

                               

                                              г. Москва 2017

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Во все эпохи искусство считалось одним из самых важных средств формирования духовного мира человека, его личностных качеств. В древние времена искусство было синкретичным и основывалось на единых принципах, а также имело единую цель - пробудить в человеке основы нравственности, заложить критерии красоты, чувство соразмерности, гармонии. Бертольд Брехт, немецкий поэт и писатель говорил: «Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле», поэтому, воспитывая эстетическое начало в ребенке, мы автоматически закладываем морально-этические представления, т. к. доброе и справедливое в жизни всегда отображается в искусстве как прекрасное.

Театр обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому он одно из прекрасных и очень сильных средств, способствующих внутреннему развитию детей. Программа разработана с целью художественно-творческого развития воспитанников в условиях системы дополнительного образования в разных видах художественной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество). Необходимость воспитания восприимчивости к красоте, способности видеть прекрасное и творить самим является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем формирования социально активной, творческой, созидательно настроенной личности. Вовлечение детей в творческий процесс создания спектакля даёт ощутимый эффект в их общем, социальном, психическом, интеллектуальном и художественном развитии. В процессе работы происходит формирование детского коллектива, внутренней общности творческого существования. В общепедагогическом плане программа ориентирована на удовлетворение общественной потребности в художественном образовании, в системе дополнительного образования в развитии коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействии социализации и способности к сотрудничеству в продуктивной деятельности, выявлении и развитии задатков и творческих способностей воспитанников. Задача педагога – выявить способности детей, помогать им раскрывать творческую индивидуальность, найти соответствующий индивидуальный подход для развития потенциальных возможностей каждого ребенка.

 С переходом в школу, ребёнок сталкивается трудностями - эмоциональной адаптацией. Театральная же игра эмоционально раскрепощает ребёнка, снимается его «зажатость». Для нашего общества необходим человек, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение

Используемые методы и подходы:

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия литературного произведения через музыку и пластику. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2. Творческий подход используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

3. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов.

4. Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое  выполнение поставленной задачи, произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями.

Новизна:

- является синтезом нескольких видов театральной деятельности: театральные игры, музыкальная игра-драматизация, основы пластики, развитие речевого аппарата (дикции, голоса, речевого дыхания), инсценирование песен, создание пластических этюдов, чтение стихов: - использование разнообразных видов деятельности в рамках одного занятия; - создание творческих проектов, - активное развитие творческого мышления.

Актуальность. 

1. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

2. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Рабочая программа имеет цель:

раскрытие творческой индивидуальности ребенка, формирование его общекультурных ценностей средствами театрального искусства, создание условий для развития творческих способностей детей через разные формы театральной деятельности и личное участие в постановке спектаклей.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Воспитательные:

 • Создание условий для формирования и развития творческого развития личности.

• Воспитание духовности и эстетического вкуса посредством театра.

 • Предоставление детям возможности опыта эмоционально-творческих переживаний в процессе подготовки и показа спектакля, организации театрализованно-досуговой деятельности.

 • Формирование качественно нового уровня коллективных взаимоотношений.

Развивающие:

• Развитие коммуникативных способностей детей.

• Развитие наблюдательности, воображения, внимания, памяти.

 • Развитие самостоятельности учащихся в процессе работы над спектаклем.

 • Расширение кругозора детей в области музыки, литературы, изобразительного и театрального искусства.

 • Развитие уважения к выступлению товарищей, развитие внимания, сочувствия, понимания, умение тактично и справедливо высказывать свое мнение и т. д.

• Развитие выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких номеров. Через игровые упражнения развивать речевое дыхание, интонационную выразительность речи, правильное произношение звуков

 • Развитие сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром, контакта со зрителем и т.д.).

 Обучающие:

• Пробудить интерес школьников к театральному искусству вообще, повысить их культурный уровень, расширить кругозор.

• Учить детей передавать настроение через разные виды творческой деятельности: импровизацию движения, танец, пластические этюды.

• Обучение основам сценического движения и сценического танца.

Формы обучения и режим занятий – групповые занятия.

Количество детей в группе до 20 человек, т.к. каждый этап работы требует индивидуального подхода к каждому ученику. Дети принимаются без предварительного отбора. Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Дети занимаются 2 раза в неделю по 30-35 мин.

Ожидаемые результаты:

 По окончании обучения дети будут знать:

 • краткие сведения об истории возникновения театра;

 • основы простого сценического движения;

 • комплекс элементарных театральных игр и упражнений для разминки;

• о понятиях артикуляции, дикции. уметь:

 • выполнять несложные сценические движения;

• создавать небольшие импровизационные этюды, сочинять и разыгрывать истории с использованием простых предметов;

• исполнять небольшие художественные произведения;

• исполнять небольшие диалоги;

 • взаимодействовать с партнёром;

• работать в команде;

• участвовать в коллективных номерах.

Содержание программы

Важной задачей является базовое формирование театральных

представлений и навыков ребенка.

Ознакомление с основами сценической речи: проведение артикуляционной

гимнастики; постановка голоса (сила звука, правильное звукообразование);

работа над интонационной выразительностью; составление рассказов в разных

формах (групповой, индивидуальной, описательной, озвучивание предмета,

куклы; составление сказки по кругу, новой концовки к старой сказке и

контоминация); развитие техники запоминания текста (стихотворного, прозы);

упражнения на правильное произношение звуков, сочетания согласных и

гласных; четкое произнесение скороговорок, сценических диалогов.

Формирование основ сценического внимания: расширение круга внимания

(большой, средний, малый); упражнения на память физических действий;

копирование, подражание, импровизация; упражнения на внимание,

собранность, развивающие наблюдательность, память; формирование

сценической дисциплины; развитие этики коллективного творчества,

дружественности, внимания друг к другу.

Работа над сценическими движениями: снятие мышечной напряженности;

упражнения на развитие чувства ритма, пластики; развитие представлений о том,

что такое язык жестов; внесение элементов пантомимы;

проведение беспредметных действий; упражнения и этюды на синхронность

движений; действия с предметами; передача походки, осанки, манер (насекомых,

птиц, зверей, людей, сказочных персонажей) ; упражнения на ориентирование в

пространстве.

Элементы актерских навыков:

физическое действие и воздействие словом;

введение в воображаемый мир и мир реальных вещей;

развитие физического

самочувствия: внешнего, внутреннего;

обучение действию и поведению ребенка

в предлагаемых обстоятельствах (волшебное слово "если бы");

упражнения на

развитие фантазии и воображения; общение с партнером в ролевой игре;

изменение отношений: к партнеру, к месту действия, к предмету;

 обучение

общению мимикой, жестами в условиях вынужденного общения; развитие

представлений о характерности и характере;

обучение умению воспользоваться

эмоциональной памятью.

Важно также развивать внимание и доброжелательность по - отношению к

окружающим, чувствовать настроение тех, кто рядом, учиться действовать

сообща.

Проверкой знаний и умений в течение учебного года являются участие в

праздниках, концертах, фестивалях.

Название раздела

Содержание изучаемой программы

Театральные игры,

драматизация, основы

актерского мастерства.

- познакомятся со средствами эмоциональной

выразительности (жест, мимика, движение,

голос, речь).

- развивать способность искренне верить в

любую воображаемую ситуацию.

- разовьют навык коммуникативного и

творческого общения в парах и мини-

группах.

- научатся следить за развитием сюжета и

включаться в игру в свое время.

- смогут предлагать сюжет и движения

героев.

- освоение основных принципов

импровизации: сольной, дуэтной и

групповой.

- научатся постепенно переходить от

коллективного проигрывания каждой роли к

спектаклю, где ребенок учится проявлять себя

индивидуально.

- научатся быстро переключать внимание с

одного вида деятельности на другой.

- быстро включаться в творческий процесс.

. Пластика.

Музыкально-

ритмические

движения

- расслаблять тело, держать осанку;

- самостоятельно менять движение и

выбирать соответствующие движения в

зависимости от смены характера, динамики

музыки;

- ориентироваться в пространстве:

самостоятельно строиться в круг,

выстраиваться в одну линию и в одну

колонну в разных частях зала, вставать

парами друг за другом, свободно двигаться по

залу, не мешая движению других;

- встраиваться в общее движение;

- через движение научатся этике

взаимодействия друг с другом;

- использовать выразительную пластику для

создания образа;

- напряжение и расслабление мышц;

- поиск выразительных средств для создания

образов через движение;

- умение произвольно реагировать на команду

или музыкальный сигнал, готовность

действовать согласованно, включаясь в

действие одновременно или последовательно;

- развитие координации движений; учить

запоминать заданные позы и образно

передавать их;

- учить создавать образы животных с

помощью выразительных пластических

движений.

- уметь выразить через пантомиму бег,

ходьбу, полёт.

. Развитие речевого

аппарата

научатся выполнять упражнения

артикуляционного и артикуляционно-

фонетического характера (1-й уровень

сложности);

- говорить чистоговорки и скороговорки с

разной силой голоса и в разных темпах;

- равномерно и спокойно дышать во время

говорения;

- рассказывать детские стихи выразительно с

передачей разного настроения и словесного

действия;

- разыгрывать короткие диалоги-

импровизации от лица игрушек или других

заданных персонажей;

- правильное и четкое дикционное

произношение с посылом звука;

- развитие соединения дыхания и движения;

- знакомство с простыми словесными

действиями (просьба, приказ, отказ и др.) и

движениями.

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов разнообразны: это открытые занятия, участие в

праздниках, импровизационные этюды на занятиях, постановка спектакля.

Оценивать работу каждого ребенка можно как по уровню выступления на

спектакле или концерте, так и по уровню положительной динамики его работы

на занятиях.

Методическое обеспечение программы

   Технология преподавания по данной программе основана на соответствии содержания целям и задачам, нормам и требованиям, предъявляемым к программам дополнительного образования учащихся. Методическое обеспечение реализации программы включает, прежде всего, разнообразие форм проведения занятий. Основными формами занятий является познавательно – игровая деятельность, практические упражнения и тренинги. Данная программа не подразумевает отдельных теоретических занятий. Знакомство с тем, что такое театр, история его появление, из каких элементов состоит театральное действие, устройство речевого аппарата, разные виды дыхания и проч. теоретические сведения включены в качестве коротких бесед, объяснений и игровых элементов в процессе комбинированного занятия. Каждое занятие состоит из нескольких элементов и включает в себя деятельность по всем разделам. Формы, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: - театральные, ритмические, подвижные и музыкальные игры - элементы театрального тренинга - игры-загадки - интерактивные занятия - беседа - совместная творческая деятельность детей и педагога - самостоятельная творческая импровизация - сочинение и разыгрывание сказок и историй - чтение и обыгрывание сказок, стихов, пословиц, скороговорок в режиме импровизации, создание этюдов по ним. - разучивание элементов танцевальных движений - разучивание стихов, пословиц, считалок, скороговорок - просмотр видеоматериалов - прослушивание аудиоматериалов - работа над исполнительским и сценическим мастерством - создание поисковой ситуации Данные формы, методы и приемы обучения способствуют раскрытию творческого потенциала воспитанника, а также учитывают здоровье сберегающие технологии. В ходе занятия главной решаемой задачей является развитие технических навыков и художественных способностей детей в исполнительской деятельности на разных ее этапах. Оно занимает центральное место в деятельности театрального творческого объединения. Подобные занятия могут быть тематическими или предметными, проводиться в коллективной или индивидуальной форме. Методические приёмы, используемые педагогом, должны обеспечить соблюдение пропорций технической, тренинговой и исполнительски-творческой деятельности детей в ходе занятия, создать эмоционально-образный настрой всех участников на совместную деятельность, обеспечить включение всех детей группы в процесс занятия на каждом отрезке времени в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Важно, чтобы в ходе занятия и после него педагог мог оценить деятельность детей с точки зрения динамики изменения их исполнительского роста, а также, чтобы и сами дети приобретали в ходе таких занятий навыки самооценки. В творческом занятии создаются условия для развития общих и специальных творческих способностей детей. Условно можно охарактеризовать занятия этого вида по преимущественно используемым приёмам и видам организации деятельности: импровизация, сочинительство, поисковая или творческая игра и т.д. Комбинированные и комплексные занятия решают задачи художественно- эстетического развития личности ребёнка в разных направлениях. Такое занятие сочетает элементы разных форм и позволяет развивать разные личностные стороны участников театрального творческого объединения. В работе объединения широко применяются игровые методы, поскольку игра может использоваться: – как средство обучения (учить, играя); – как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки (отдыхаем, играя); – как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности (развиваем, играя); – как средство коррекции (помогаем решать проблемы в игре); – как средство и форма досуговой деятельности (развлекаемся в игре); – как средство диагностики (раскрываемся в игре). Особое место в методическом обеспечении деятельности объединения играет тренинг – специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций. Тренинг используется для решения преимущественно обучающих и технических задач; кроме того, в работе объединения возможно и целесообразно использование психологического тренинга как метода активного социально-психологического развития и обучения. В последнем случае тренинг используется в целях совершенствования разных сторон личностного развития и в целях коррекции и преодоления проблем личностного развития. Формы проведения тренингов могут быть различны (индивидуальные, парные, малыми группами и целыми группами объединения). По ведущему способу (виду) деятельности тренинги можно подразделить на – технические (используемые для отработки определенных движений, быстроты реакции, навыков, операций исполнительского мастерства и т.п.) – игровые (решающие технические задачи в игровой форме) – контактные (связанные с отработкой умений обучающихся работать в паре или в ансамбле). Наконец, необходимым средством методического обеспечения деятельности объединения является и работа с родителями. Используются такие основные формы: – концерты и открытые занятия для родителей; – совместные праздники (просмотры, экскурсии); –непосредственное участие родителей в деятельности театральной студии и помощь в подготовке спектакля. Условия для реализации программы Для реализации учебного процесса необходим зал для театральных игр и репетиций театральных постановок, соответствующий санитарно- гигиеническим нормам по освещению и тепловому режиму. Техническое оснащение занятий: музыкальный центр, видеопроектор, мячи, элементы реквизита, элементы костюмов, элементы декораций

Организация занятий кружка.

Кружок посещают дети 4-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.

Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
  • Практические – упражнения, игр методы,
  • Словесные  методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:

  1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
  2. коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 5 минут),
  3. динамическая пауза.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

  • Тематические выставки
  • Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
  • Оформление среды в группе и т.д.

Показатели прохождения рабочей программы:

  • Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • Дети учатся цветоведению.
  • Экспериментируют.
  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Преемственность:

  • сформировать умения и навыки,
  • развивать личностные качества.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. 

     

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводные занятия. Техника безопасности

1

1

Мир вокруг нас

2

1

1

Почему театра называется театром? Зрительный зал. Волшебный свет рампы. Звук, рожденный зрителями. Путешествие за кулисы

7

4

3

Работа над репертуаром

8

2

6

Грим. Театральный костюм

2

1

1

Элементы музыкальной грамоты

4

2

2

Ритм в музыке и движении. В мире ритма: ритм в музыке. Музыка. Образ. Движение

4

2

2

Сценический этюд. Элементы сценодвижения

2

1

1

Как звучат слова. Играем пальчиками и развиваем речь. Забавные чистоговорки. Игры-говорилки

2

1

1

Работа над репертуаром. Постановка мюзикла. Герои и образы. Вокальные партии, Сольные номера

10

2

8

Речевой аппарат. «Подайте мне… голос»

2

1

1

Волшебной музыки страна.

 В гости к музыке. В мире загадочных звуков. Рисуем музыку

Три кита.

6

3

3

Что музыкальный инструмент расскажет о себе?

 Сказка на шумовых инструментах.

 Музыкальная палитра

3

1

2

Элементы сценической грамоты

5

2

3

Работа над репертуаром. Постановка мюзикла. Герои и образы. Вокальные партии, Сольные номера

10

2

8

всего

68

26

42

Методическое обеспечение программы

   Технология преподавания по данной программе основана на соответствии содержания целям и задачам, нормам и требованиям, предъявляемым к программам дополнительного образования учащихся. Методическое обеспечение реализации программы включает, прежде всего, разнообразие форм проведения занятий. Основными формами занятий является познавательно – игровая деятельность, практические упражнения и тренинги.    

     Данная программа не подразумевает отдельных теоретических занятий. Знакомство с тем, что такое театр, история его появление, из каких элементов состоит театральное действие, устройство речевого аппарата, разные виды дыхания и проч. теоретические сведения включены в качестве коротких бесед, объяснений и игровых элементов в процессе комбинированного занятия.  

      Каждое занятие состоит из нескольких элементов и включает в себя деятельность по всем разделам.

    Формы, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:

- театральные, ритмические, подвижные и музыкальные игры;

 - элементы театрального тренинга ;

- игры-загадки - интерактивные занятия;

 - беседа;

 - совместная творческая деятельность детей и педагога;

 - самостоятельная творческая импровизация - сочинение и разыгрывание сказок и историй;

 - чтение и обыгрывание сказок, стихов, пословиц, скороговорок в режиме импровизации, создание этюдов по ним.

 - разучивание элементов танцевальных движений - разучивание стихов, пословиц, считалок, скороговорок;

 - просмотр видеоматериалов;

- прослушивание аудиоматериалов;

 - работа над исполнительским и сценическим мастерством;

 - создание поисковой ситуации.

    Данные формы, методы и приемы обучения способствуют раскрытию творческого потенциала воспитанника, а также учитывают здоровье сберегающие технологии.

      В ходе занятия главной решаемой задачей является развитие технических навыков и художественных способностей детей в исполнительской деятельности на разных ее этапах. Оно занимает центральное место в деятельности театрального творческого объединения. Подобные занятия могут быть тематическими или предметными, проводиться в коллективной или индивидуальной форме. Методические приёмы, используемые педагогом, должны обеспечить соблюдение пропорций технической, тренинговой и исполнительски-творческой деятельности детей в ходе занятия, создать эмоционально-образный настрой всех участников на совместную деятельность, обеспечить включение всех детей группы в процесс занятия на каждом отрезке времени в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Важно, чтобы в ходе занятия и после него педагог мог оценить деятельность детей с точки зрения динамики изменения их исполнительского роста, а также, чтобы и сами дети приобретали в ходе таких занятий навыки самооценки.

     В творческом занятии создаются условия для развития общих и специальных творческих способностей детей. Условно можно охарактеризовать занятия этого вида по преимущественно используемым приёмам и видам организации деятельности: импровизация, сочинительство, поисковая или творческая игра и т.д.

    Комбинированные и комплексные занятия решают задачи художественно- эстетического развития личности ребёнка в разных направлениях. Такое занятие сочетает элементы разных форм и позволяет развивать разные личностные стороны участников театрального творческого объединения.

     В работе объединения широко применяются игровые методы, поскольку игра может использоваться:

 – как средство обучения (учить, играя);

 – как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки (отдыхаем, играя);

 – как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности (развиваем, играя);

 – как средство коррекции (помогаем решать проблемы в игре);

 – как средство и форма досуговой деятельности (развлекаемся в игре);

 – как средство диагностики (раскрываемся в игре).

    Особое место в методическом обеспечении деятельности объединения играет тренинг – специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций. Тренинг используется для решения преимущественно обучающих и технических задач; кроме того, в работе объединения возможно и целесообразно использование психологического тренинга как метода активного социально-психологического развития и обучения. В последнем случае тренинг используется в целях совершенствования разных сторон личностного развития и в целях коррекции и преодоления проблем личностного развития.

     Формы проведения тренингов могут быть различны (индивидуальные, парные, малыми группами и целыми группами объединения). По ведущему способу (виду) деятельности тренинги можно подразделить на:

 – технические (используемые для отработки определенных движений, быстроты реакции, навыков, операций исполнительского мастерства и т.п.)

 – игровые (решающие технические задачи в игровой форме)

 – контактные (связанные с отработкой умений обучающихся работать в паре или в ансамбле).

Наконец, необходимым средством методического обеспечения деятельности объединения является и работа с родителями. Используются такие основные формы:

 – концерты и открытые занятия для родителей;

 – совместные праздники (просмотры, экскурсии);
–непосредственное участие родителей в деятельности театральной студии и помощь в подготовке спектакля.

     Условия для реализации программы

 Для реализации учебного процесса необходим зал для театральных игр и репетиций театральных постановок, соответствующий санитарно- гигиеническим нормам по освещению и тепловому режиму.

Техническое оснащение занятий:

музыкальный центр, видеопроектор, мячи, элементы реквизита, элементы костюмов, элементы декораций.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

   занятия

Содержание

Кол-во       часов

Сроки (дата)

планируемые

скорректированные

1

Вводные занятия. Техника безопасности.

1

02.10.17

2

Мир вокруг нас

1

04.10.17

3

1

9.10.17

4

Почему театра называется театром? Зрительный зал. Волшебный свет рампы. Звук, рожденный зрителями. Путешествие за кулисы

1

11.10.17

5

1

16.10.17

6

1

18.10.17

7

1

23.10.17

8

1

25.10.17

9

1

30.10.17

10

1

01.11.17

11

Работа над репертуаром

 

1

08.11.17

12

1

13.11.17

13

1

15.11.17

14

1

20.11.17

15

1

22.11.17

16

1

27.11.17

17

1

29.11.17

18

Работа над репертуаром

1

04.12.17

19

Грим. Театральный костюм

1

06.12.17

20

1

11.12.17

21

Элементы музыкальной грамоты

1

13.12.17

22

1

18.12.17

23

1

20.12.17

24

1

25.12.17

25

Ритм в музыке и движении. В мире ритма: ритм в музыке. Музыка. Образ. Движение.

1

27.12.17

26

1

10.01.17

27

1

15.01.18

28

1

17.01.18

29

Сценический этюд. Элементы сценодвижения

 

1

22.01.18

30

1

24.01.18

31

Как звучат слова. Играем пальчиками и развиваем речь. Забавные чистоговорки. Игры-говорилки.

1

29.01.18

32

1

31.01.18

33

Работа над репертуаром. Постановка мюзикла. Герои и образы. Вокальные партии, Сольные номера»

1

05.02.18

34

Работа над репертуаром. Постановка мюзикла. Герои и образы. Вокальные партии, сольные номера .

1

07.02.18

35

1

12.02.18

36

1

14.02.18

37

1

19.02.18

38

1

21.02.18

39

1

26.02.18

40

1

28.02.18

41

1

05.03.18

42

1

07.03.18

43

Речевой аппарат. «Подайте мне… голос».

1

12.03.18

44

1

14.03.18

45

Волшебной музыки страна.

В гости к музыке. В мире загадочных звуков. Рисуем музыку

Три кита.

 

1

19.03.18

46

1

21.03.18

47

1

26.03.18

48

1

28.03.18

49

1

02.04.18

50

1

04.04.18

51

Что музыкальный инструмент расскажет о себе?

 Сказка на шумовых инструментах.

 Музыкальная палитра

1

09.04.18

52

1

11.04.18

53

1

16.04.18

54

Что музыкальный инструмент расскажет о себе?

 Сказка на шумовых инструментах.

 Музыкальная палитра.

1

18.04.18

55

1

23.04.18

56

1

25.04.18

57

1

02.05.18

58

1

07.05.18

59

Работа над репертуаром. Постановка мюзикла. Герои и образы. Вокальные партии, Сольные номера.

 

 

1

14.05.18

60

1

16.05.18

61

1

21.05.18

62

1

23.05.18

63

1

28.05.18

64

1

30.05.18

65

1

резерв

66

1

резерв

67

1

резерв

68

1

резерв

Итого

68

Список методической литературы:

1. Басина Н.Э., Крайзель Е.З., и др. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды.// Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования. - Екатеринбург: АМБ, 2005.

 2. Буйлова Л.П. Как разработать авторскую программу? (рекомендации педагогу дополнительного образования). – М., 1999.

 3. Буренина А.И. Театр всевозможного. От игры до спектакля. Выпуск1. – СПб, 2010.

4. Викторова О.В. Техника и выразительность речи в работе учителя. – М., 2009.

 5. Гиппиус С. В. Актерский тренинг.// Гимнастика чувств - Спб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, - 2008.

6. Иванов В.Д. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

 7. Исаенко В.П. Игры наших детей. – М., 1996.

8. Искусство и дети. – М., 1983.

9. Кипнис М. Актерский тренинг.// Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. - Спб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, - 2008.

 10. Кнебель М.О. Поэзия педагогики – М., 1966.

11. Колчеев Ю.А., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М.:Школьная пресса, - 2003

12. Мелик-Пашаев А. А Искусство и здоровье.//искусство в школе №5 2011.

13. Никитина А. Б., Белюшкина И. Б., Витковская Ю. Н. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

14. Никитина А. Б. Ребёнок на сцене. ВЦХТ – М., 2003.

15. Родарри Дж. Грамматика фантазии. М, 2006

16. Розет И. Психология фантазии. – Минск, 1977.

17. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. – М., 1983.

18. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972.

19. Рябчук-Ситко Т.Ф. Звучащее слово. Практическое руководство по технике речи. М, 2003.

 20. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 2003.

21. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Список литературы для занятий и репертуара: 

Русские народные и авторские сказки русских и зарубежных писателей; Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», рассказы; К. Чуковский «Айболит», «Муха-цокотуха»; Рнс «Гуси-лебеди»; Д. Хармс. Стихи; «Рифмы матушки гусыни» (в пер. С. Маршака) Стихи зарубежных и русских, советских и современных российских поэтов.

 Все произведения репертуарного списка подбираются для детей с учетом их индивидуальных и актерских особенностей, а также их интересом к тем или иным произведениям и могут варьироваться. Репертуар может заменяться, дополняться и расширяться новыми произведениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "В гостях у сказки"

Проблема развития речи детей дошкольного возраста по средствам  малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Программа поможет реализовать на практике основные методы и ...

дополнительная образовательная программа «В гостях у сказки» для детей среднего возраста

дополнительная образовательная программа «В гостях у сказки» для детей среднего возраста...

дополнительная общеразвивающая программа «В гостях у сказки» для детей от 4 до 5 лет

дополнительная общеразвивающая программа «В гостях у сказки» для детей от 4 до 5 лет...

Дополнительная образовательная программа "В гостях у сказки"

Данаая программа содержит тематический план работы с детьми и родителями по нравственному воспитанию детей через художественную литературу....

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Бумажная сказка"

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества. ...

Дополнительная общеобразовательная программа "В гостях у сказки"

Дополнительная общеобразовательная программа "В гостях у сказки"Цель программы:развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса детей посредством театрализованной деятельности.Зада...