Тифлокомменторование (аудиодескрипция) как новая социальная услуга для людей с проблемами зрения.
консультация на тему

Маркова Наталья Александровна

Тифлокомменторование (аудиодескрипция) как новая социальная услуга для людей с проблемами зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тифлокомменторование (аудиодескрипция) как новая социальная услуга для людей с проблемами зрения.

     Из-за слепоты у незрячих людей возникает проблема с получением визуальной информации и удовлетворением своих образовательно-познавательных, культурно-эстетических, интеграционно-коммуникационных и других социально-личностных потребностей.

    Потеря зрения становится ощутимым информационным барьером для лиц с нарушением зрения при посещении ими музеев и выставочных залов, театров и кинозалов, спортивных и других культурно-массовых мероприятий, просмотра телевизионных программ не позволяет в полной мере воспринять красоту произведений искусства, архитектуры, литературы, того, что является культурным и историческим наследием.

     Одним из современных направлений государственной социальной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации является устранение визуальных информационных барьеров в получении социально значимой информации, в реализации законного права слепых и слабовидящих на информационное обеспечение, которое предусмотрено пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации и «право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (пункт 2 статьи 44).

А также статьей 14 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    Кроме этого в Российской Федерации реализуются мероприятия по социальной интеграции инвалидов, в т.ч. и по зрению, с учетом «Конвенции о правах инвалидов», принятой Генеральной ассамблеи ООН. Статья 30 Конвенции обязывает государства принимать меры по обеспечению инвалидов информацией, по организации их доступа к ценностям культуры и искусства:

Государства-участники признают право инвалидов участвовать наравне с другими в культурной жизни и принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды:

- имели доступ к произведениям культуры в доступных форматах;

- имели доступ к телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям в доступных форматах;

- имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наиболее возможной степени доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость…

    Что такое тифлокомментирование и аудиодескрипция?

     Снять часть информационных барьеров для лиц с нарушением зрения призван метод тифлокомментирования (от греч. typhlos – слепой, от лат. commentarius – заметки, толкование).

Тифлокомментирование — это лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему (слабовидящему) без специальных словесных пояснений.

Тифлокомментарий — это целевая информация, специально подготовленная для незрячих (слабовидящих) для замещения (или дополнения) визуальной информации, которую воспринимает зрячий и которая из-за слепоты недоступна (или малодоступна) незрячим (слабовидящим)

Аудиодескрипция - это закадровое описание видеоряда, появляющиеся между диалогами, составленное сценаристом и начитанное тифлокомментатором. Она представляет собой комментарий визуальных элементов – жестов, предметов, костюмов, декораций. Таким образом, незрячие люди могут представить себе весь спектр визуальных приемов, которые использовал режиссер.

Термин «тифлокомментирование», введён Сергеем Николаевичем Ваньшиным в 2002 году, — это понятие более широкое по смыслу, чем «аудиодескрипция», которое используется гораздо дольше, так как подразумевает использование не только звукового тифлокоментирования, но и письменного, печатного (например описание для незрячих картины, фотографии, географической карты, чертежа и т. п.), выполненного на бумаге.

За рубежом и странах ближнего зарубежья используют термин аудиодескрепция, в России — тифлокоментирование.

 Встречается еще термин «тифлоперевод». Он возник в среде организаторов международного кинофестиваля «Кино без барьеров», по аналогии с термином «сурдоперевод». Когда подразумевается перевод с одного языка на другой (в данном случае вербальной речи на язык жестов) – термин «сурдоперевод» правильный и корректный. Тифлокомментарий – это не перевод, а описание, пояснение для незрячих, поэтому выражение «тифлоперевод для незрячих» ошибочно и неуместно.

      Тифлокомментарование проводится:

- при посещении музыкальных спектаклей;

- в театре;

- на концертах, эстрадных представлениях, шоу;

- в цирке;

- на спортивных состязаниях;

- в кинотеатре;

- тифлокомментирование телепередач;

- на показе мод;

- в музеях и на выставках.

      Тифлокомментирование может быть:

- групповым с использованием применяемого для тифлокомментатора и незрячих оборудования;

- индивидуальный, когда предусматривается комментирование для одного, максимум двух человек.

Виды тифлокомментирования

В случаях посещения театров, концертных залов, стадионов, музеев возможны варианты тифлокомментирования: групповой, с использованием применяемого для экскурсовода и экскурсантов специального оборудования, и индивидуальный, когда предусматривается комментирование для одного, максимум двух человек.

Тифлокомментирование может быть подготовленным и неподготовленным (горячим). Предварительная работа над тифлокомментарием помогает комментатору хорошо подготовиться к работе, поэтому он и называется подготовленным тифлокомментарием. Подготовленное тифлокомментирование может быть прямым и автоматическим. В первом случае тифлокомментарий передаётся незрячим непосредственно, комментирующий лично следит за правильным соотношением происходящего на сцене, в музее и тифлокомментарием. Во втором текст тифлокомментария готовится заранее и производится его звукозапись, а на киносеансе специальная аппаратура автоматически синхронизирует саундтрек фильма и звукозапись тифлокомментария.

«Горячее тифлокомментирование» – это ситуация, когда приходится действовать без предварительной подготовки, например на любом спортивном или праздничном мероприятии, выстовке. Для прямого комментирования важна смелость, внутренняя раскованность, которые помогут свободному течению речи. Для этого вида комментирования человек должен быть начитанным, широко эрудированным. Он должен обладать большим словарным запасом и владеть грамотной русской речью. Здесь необходим навык – правильно ставить ударение в словах, управляя интонациями, верно передавать мелодику русского языка.

     История развития тифлокомментирования в России

Исторически метод тифлокомментирования складывается отнюдь не на пустом месте. По cyти тифлокомментарием были радиорепортажи с различных соревнований спортивных комментаторов, которые ведутся в нашей стране с конца 1920-х годов, а также радиорепортажи с места важнейших политических, общественных, научных событий содержали информацию, которую можно отнести к ТК, поскольку радиослушатели, не имея визуальной информации, вынуждены опираться на свой слух и на пояснения ведущего радиорепортаж журналиста. Такие пояснения идентичны ТК и в полной мере удовлетворяют потребности незрячих.

Другой пример доведения дополнительной информации, который тоже можно отнести к ТКН, — это радиотрансляция спектаклей из драматических и музыкальных театров, что практиковалось на всесоюзном радио между 1935 и 1991 годами. Сюда можно отнести аудиозаписи спектаклей с пояснительным текстом от ведущего.

Сложнее для лиц с нарушением зрения воспользоваться достижениями киноискусства и телевидения. Немое кино было вообще недоступно незрячим.

Впервые демонстрация кинофильма с ТК для незрячих была проведена в конце 1978 года в московском кинотеатре «Буревестник» группой специалистов Всероссийского общества слепых. Первым фильмом, на который организаторы решили пригласить незрячих, была двухсерийная костюмированная историческая мелодрама «Клеопатра» производства США.

А потом были такие фильмы как «Мимино», «Осенний марафон», «3+2» и целый ряд других. В общей сложности было показано десять фильмов, после чего по причинам организационно-финансового характера этот проект был, к сожалению, свёрнут.

В театрах с тифлокомментированием дело обстоит хуже всего. В конце 80-х годов был выпуск звукозаписей наиболее популярных спектаклей московских театров. Всего было выпущено 10 таких произведений. В их числе: спектакль «Говори» в Театре имени Ермоловой, «Мизантроп» Ж. Мольера в театре на Таганке, «Спешите делать добро» М. Рощина в «Современнике», «Диктатура совести» М. Шатрова в театре «Ленинского Комсомола» и другие.

Первая попытка описать несколько основных приёмов ТКН была сделана в 1989 году в книге «Слепой ребёнок в семье», как комментировать происходящее на экране. Таким образом, родители должны были выступать в качестве непрофессиональных ТКР в кинозале или у телевизора

Наступившая перестройка и изменившиеся политико-экономические условия прервали развитие ТКН в нашей стране. Эта работа возобновилась лишь спустя полтора десятилетия.

    В 2002 году   С.Н. Ваньшиным, возглавляющий институт «Реакомп» – базовое учреждение ВОС, разработана концепция тифлокомментирования (впервые в РФ), введен термин «тифлокомментирование». Под руководством Сергея Николаевича Ваньшина была издана книга «Тифлокомментирование, или словесное описание для слепых. Инструктивно-методическое пособие». По настоящее время эта книга остаётся наиболее полным пособием, освещающим проблемы тифлокомментирования с разных сторон. Впервые в России разработаны программа и учебно-тематический план курса обучения тифлокомментаторов. «Реакомп» получил лицензию на образовательную деятельность – повышение квалификации на базе высшего и среднего образования.

В 2013 в Московском губернском театре, впервые прошла постановка «Пушкин» с тифлокомментированием.

Практику тифлокомментирования уже ввела в московском Государственном Дарвиновском музее Ольга Павловна Ваньшина, жена и единомышленник Сергея Ваньшина, соавтор концепции.

Проектом "ВОС ФИЛЬМ", занимающимся подготовкой тифлокомментариев к фильмам, а также методическим сопровождением данного процесса, выпущено приложение "Тифлокомментатор" для систем Android. Оно предоставляет доступ к звуковым дорожкам тифлокомментариев, а главное обеспечивает возможность синхронизировать их воспроизведение со звуковой дорожкой соответствующих фильмов путём распознавания их через микрофон устройства. В итоге, незрячий человек может получить закрытый тифлокомментарий в любом месте, в том числе в кинотеатре, необорудованном соответствующей аппаратурой.

  1.    Федеральный закон от 28 марта 2017 г. № 34-ФЗ “О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»

28 марта 2017г. президент России подписал федеральный закон, обязывающий создателей национальных фильмов снабжать ленту субтитрами и тифлокомментариями для зрителей с ограниченными возможностями.

Закон вступает в силу с 1 июня 2017 года. Кроме того, кинопрокатчики (демонстраторы) должны будут обеспечить доступную среду для инвалидов при просмотре таких фильмов с 1 января 2018 года, то есть соответствующим образом оборудовать свой кинотеатр. Согласно закону, устанавливается обязательность субтитрирования и тифлокомментирования полнометражных национальных фильмов, производство и прокат которых осуществляются при государственной поддержке.

В 2016 году, по данным организации «ВОС-Фильм» было подготовлено около 50 фильмов с профессиональными ТК. Большое количество фильмов можно найти в интернете, но не все сделаны профессионалами, большинство – волонтерами.

     За рубежом

США - Концепцию тифлокомментирования для кино и телевидения еще в 1974 году сформулировал американский журналист Грегори Фрезир. Тифлокомментарий впервые появился в 1981 году на сцене театра Arena Stage Theatre (Вашингтон, США), тогда же на базе театра возникла Служба тифлокомментирования (Audio Description Service), которая продвигала свой опыт по всей территории США. В 1981 году специальная радиостанция для незрячих «Вашингтонское ухо» стала транслировать спектакли городских театров, затем телепередачи, добавляя к ним тифлокомментирование. «Вашингтонское ухо» первой в мире начала выпускать магнитофонные кассеты для посещения слепыми нескольких музеев и выставок. Идею подхватило американское телевидение, в 1992 году тифлокомментариями снабдили кинотеатры, а с 1998 года Конгресс США принял программу, в соответствии с которой вся видеопродукция страны с 2001 года выходила с аудиодескрипцией (почти то же, что тифлокомментарий). В 2007 году в США выработали единые стандарты продукции и ввели этический кодекс, а с 2009 года по теме аудиодескрипции американские ученые проводят специальные исследования. 
В этот процесс в мире сейчас вовлечено более 40 театров.

Великобритания - лидирует в Европе по количеству мест в театрах, где можно прослушать тифлокомментарий. Каждый седьмой кинотеатр Туманного Альбиона имеет систему автоматизированного тифлокомментирования. Законодательной квотой устанавливается объём 10 % телепередач с аудиодескрипцией. Самообязательство телекомпаний: 20 % телепередач обеспечивается аудиодескрипцией.

В Германии, диски с фильмами с тифлокомментариями пользуются спросом и среди домохозяек, которые привыкли смотреть фильмы, занимаясь домашними делами. Аудиодескрипцией обеспечивается каждый десятый выходящий в прокат кинофильм, а на 5 каналах телевидения 20 % передач сопровождается пояснениями для слепых. За последние четырнадцать лет в Германии выпущено 1300 художественных фильмов с аудиодескрипцией.

 Франция - сейчас занимает второе место по количеству театральных мест с тифлокомментированием – в пяти театрах.

 Как мы можем использовать метод тифлокомментирования в нашей школе?

- создание видеотеки фильмов, мультфильмов, доступа к интернет ресурсам с   тифлокоментариями

 - тифлокомментирование школьных мероприятий

- проект или конкурс «Опиши мне»

Правила, применяемые в тифлокомментировании

  • Есть строгое правило тифлокомментирования: нужно укладываться в паузы между репликами героев и не мешать саундтреку фильма, то есть если звучит атмосферная и важная для понимания момента музыка или герои разговаривают друг с другом, то нельзя накладывать тифлокомментарий на эти звуки.
  • переход от общего к подробностям,
  • кратко, конкретно, образно,
  • не путать героев, чётко вводить их персонажи,
  • использовать сравнения, относящиеся к окружающей действительностью (не абстрактной),
  • разные голоса диктора и тифлокомментатора,
  • ссылка на другие чувства.

Описывать все, что происходит, на  сцене или на киноэкране. Действия героев, как они одеты, как сменяются декорации, как персонажи взаимодействуют друг с другом. Стараюсь передать их эмоции, если они не читаются в интонациях и репликах. На комедийном сеансе все смеются в зале, а незрячий не понимает, почему смеются, потому что там какое-то действие происходит без звука, и он себя чувствует выключенным из процесса — все это тоже нужно описывать.

При любой возможности необходимо заранее посмотреть материал, который предстоит комментировать. Это обязательно поможет определить, как и что объяснять, когда и что произнести, разобраться с терминами, именами и географическими названиями, пометить паузы, во время которых удобнее всего произнести тифлокомментарий. Полезно провести хронометраж, который может помочь определить, «ляжет» ли в паузу подготовленный текст тифлокомментария.

Очень сложны для комментирования танцы, потому что про описание танца написаны толстенные книги, целые методические пособия. Еще сложно описать спецэффекты, и часто компании, которые берутся за тифлокомментарий, не работают с блокбастерами, потому что сложно компенсировать полностью визуальный ряд.

Описать неподвижное изображение проще, чем действие на экране или сцене, так как у тифлокомментатора на это имеется больше времени. Фотографию, рисунок, диораму можно комментировать сколько понадобится для незрячих, чтобы они могли уяснить суть тифлокомментария. Главное здесь – лаконичность, точность, яркость описания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по проблеме развития социально-бытовой ориентировки детей с нарушением зрения

Это методический материал из опыта работы по теме: «Игра, как средство развития социально – бытовой ориентировки». Он поможет воспитателям при организации специальных коррекционных занятий с детьми....

"Родительский клуб в дошкольном образовательном учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста

Статья  "Родительский клуб в дошкольном образовательном учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста была включена в сбор...

Объединение специалистов, предоставляющих услуги детям, людям с особенностями развития

Информационное письмо Управления образования, постоянный состав участников (список)...

Родительский клуб в дошкольном образовательно учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста

Для любого общества одной из главных проблем является воспитание и социализация подрастающего поколения, так как перспективы развития общества и сохранение его трудового потенциала, прежде всего, опре...

Родительский клуб в дошкольном образовательно учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста

Для любого общества одной из главных проблем является воспитание и социализация подрастающего поколения, так как перспективы развития общества и сохранение его трудового потенциала, прежде всего, опре...

Информационно-методический материал.Как воспринимают окружающий мир люди с нарушением зрения.И.В.Бородай.Барнаул,2017г.

1).Алтайская специализированная библиотека для незрячих и слабовидящих.Информационно-методический материал по теме:"Как незрячие воспринимают мир".Текст./КГКУ АКСБ;сост.И.В.Бородай.-Барнаул,...

День здоровья в детском саду 7 апреля, ежегодно празднуется как Всемирный день здоровья. Этот праздник учрежден для привлечения внимания людей к проблемам здоровья и здравоохранения. Празднование организовано по принципу «новый год — новая тема». В 2019 г

В России в этот день проходит акция "Быть здоровым"направленная на пропоганду здорового образа жизни.В рамках празника проходят Дни здоровья в дошкольных учреждения и в нашем городе.В нашем ...