Семинар-практикум для педагогов «Создание бесконфликтной среды в ДОУ»
методическая разработка на тему

Чуркина Людмила Михайловна

Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы можем конфликтовать  дома, на улице, в магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Хотя конфликты  в современном обществе возникают постоянно, их можно признать нормой общественной жизни, необходимо правильно регулировать  и разрешать конфликтные ситуации. Поскольку профессиональное общение в сис­теме "педагог — родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_sozdanie_beskonfliktnoy_sredy_v_dou.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Создание бесконфликтной среды в ДОУ»

Цель: формирование у педагогов  представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования.

Задачи: формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

Материал: мультимедийная презентация, памятки «Правила разрешения конфликтов».

Ход семинара- практикума:

1. Вводная часть. Создание мотивации.

Слово педагога-психолога: Добрый день, дорогие коллеги!

В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам.

А всякое ли взаимодействие будет носить доброжелательный характер? Конечно же, нет. Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы можем конфликтовать  дома, на улице, в магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Хотя конфликты  в современном обществе возникают постоянно, их можно признать нормой общественной жизни, необходимо правильно регулировать  и разрешать конфликтные ситуации. Поскольку профессиональное общение в системе "педагог — родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Cегодня мы поговорим о том, как могут складываться наши отношения с другими людьми (родителями воспитанников, в педагогическом коллективе), а тема звучит: «Создание бесконфликтной среды в ДОУ».

2. Информационный блок

СЛАЙД -   Вопросы для обсуждения  

·        Что такое конфликт? Как он развивается (его основные стадии)?

·        Как вы думаете, нужны ли конфликты в нашем обществе? Почему?

·        Назовите вероятные причины возникновения конфликтов.

·        Какие виды конфликтов вы знаете?

·        Какие стратегии выхода из конфликтных ситуаций, способы регулирования конфликтов вы знаете? Какая из них является лучшей?

Психолог: Слово «конфликт»(с латинского) означает «столкновение». А как вы думаете, почему может произойти конфликт? (стороны не могут договориться, а отсюда возникает конфликтная ситуация)

Что же такое конфликт? Давайте с вами сформулируем определение конфликта, а для этого для нам нужно синонимы к слову «Конфликт» (спор, ссора, столкновение, стычка, разногласие, раздор, размолвка, коллизия, выяснение отношений).

Психолог: Как видно из анализа синонимов к слову конфликт – это всегда противоборство сторон. А может ли возникнуть конфликт, если человек находится один? Значит, конфликт возникает между двумя и более людьми или социальными группами. А что должно быть общего у данных людей или социальных групп, что бы между ними возник конфликт? (Общие цели, интересы, позиции, мнения, взгляды, взаимодействия, которые одинаково ценятся обеими сторонами).

Мы с вами самостоятельно вывели определение конфликта: конфликт – это спор, столкновение между  двумя и более людьми или социальными группами за владение чем-то, что одинаково ценится обеими сторонами.

Итак, мы вместе вывели понятие «конфликта»:

  • Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
  • Конфликт- противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

СЛАЙД - Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон (например: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.)

Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, что все конфликты проходят ряд стадий.

Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.

Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.

На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избегания аналогичной ситуации в будущем.

СЛАЙД

Как правило, последствия конфликта делятся на две большие группы:

 - негативные: большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников, сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»).

 -позитивные: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения, сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом, получить новую информацию об оппоненте, диагностика возможностей оппонента.

СЛАЙД  - Виды конфликтов

·        Межличностный – это ситуация, когда в противоречия вступают личности, то есть когда мотивы, интересы или способы действия разных личностей не совмещаются,  противопоставляются друг другу. Проще говоря, когда в противоборство вступают двое или более людей, - это конфликт.

       Межличностный – самый распространенный конфликт, так как любой конфликт в конечном счете сводится к межличностному.

·        Внутриличностный. Он порождается противоречием мотивов, целей, взглядов и ценностей одного и того же человека. С одной стороны, он имеет желание что-то сделать, а с другой – по каким-то причинам не может позволить себе это осуществить.      

·         Деловой – конфликт, возникший в сфере деловых отношений, он не затрагивает собственно личности участников.

·        Явный (открытый) – начинается с открытой дискуссии, вызванной разногласиями, и может касаться разного способа решения какой-то проблемы.

·        Скрытый («подспудный») – характеризуется скрытой враждебностью, отсутствием открытой дискуссии.

·        Сглаженный – чаще касается не самых важных для участников проблем, при решении которых они легко могут уступить друг другу, хотя чувство неудовлетворения и присутствует. Чаще он характеризуется тем, что чувства «загоняются» в сферу подсознания, пересиливается разумная оценка  ситуации с целью предотвратить переход конфликта в острую форму.

·        Острый – возникает тогда, когда спорный вопрос приобретает для участников определяющее личностное значение, отношения переводятся в область чувств и эмоций, а ситуация приобретает характер «театра военных действий». Часто теряется объективное зерно конфликта.

СЛАЙД     Одной из причин возникновения конфликта есть конфликтогены поведенияЭто слова или действия, которые порождают конфликт.

Koнфликтогенами  называют слова, действия (или бездеятельность), поведенческие акты или обращения в целом, которые могут привести к конфликту. 

Назовите примеры  конфликтогенов (педагоги дают ответы)

Выделяют следующие разновидности типичных конфликтогенов, или, как их еще называют, «саботажников» общения: угрозы и приказания; негативная и необоснованная критика, замечания  и  отрицательные оценки; снисходительное отношение и снисходительный тон; оскорбительные и унижающие достоинство прозвища и  клички; слова -«должники»;  хвастовство;   безапелляционность и категоричность в суждениях и высказываниях; перебивание второго, повышение голоса и другие попытки самоутвердиться за счет унижения или обесценивания другого, навязывание советов; утаивание важной информации; сравнение и навязывание конкурентных отношений; допросы, загоняющие «в угол» и вызывающие «чувство вины»; ложь или же попытка обмана с целью добиться чего-либо нечестным путем; перекладывание ответственности на другого человека; любые проявления агрессивности и раздражительности; эгоизм; манипулирование (с целью получения желаемого и с использованием другого человека).

Конфликтогены несут в себе психологическую склонность к эскалации конфликтов, и по сути каждый конфликтоген можно отнести к одной из трех психологических первопричин: 1) стремление к превосходству; 2)проявление агрессивности; 3)проявление эгоизма.

На конфликтоген обычно отвечают либо похожим, либо еще более сильным конфликтогеном. Закономерность эскалации конфликтогенов тесно связана с обидами, вытесненными психотравмами детства, переживаниями их и стремлением компенсировать психологические проигрыши, желанием снять  раздражение, защитив себя, ответив обидой на обиду. При этом ответ обычно не слабее, а чаще сильнее раздражителя, «с запасом». Таким образом, сила конфликтогенов стремительно нарастает.

Обязательно ли нам знать, как конструктивно решить конфликт? Да, так как если конфликт не решается, это приводит к ухудшению отношений, иногда и к разрыву отношений. А если решается, то мы можем найти согласие в межличностных отношениях.

Итак,  признаки конфликтогенного поведения.

Признака конфликтогенов поведения:

  • открытое недоверие;
  • перебивание другого человека;
  • оценивание людей;
  • ударение на  расхождениях между собой и другим человеком;
  • стойкое нежелание признавать свои ошибки и чью-то  правоту;
  • занижение вклада других людей и одновременное преувеличение своего вклада в общее дело;
  • постоянное навязывание своей точки зрения другим;
  • неискренность суждений;
  • резкое ускорение темпа речи и внезапное окончание разговора;
  • неумение выслушать и понять точку зрения другой стороны.

Какой вывод мы можем сделать, посмотрев  на список конфликтогенов.  (Стараться их не употреблять, чтобы не создавать конфликта.)

СЛАЙД     Упражнение - Выделите речевые формулы, которые помогут избежать конфликт:

  • Я не знаю. – Мне необходимо уточнить.
  • Я не могу сейчас. – В настоящее время это невозможно, однако…
  • Вы не должны. – Будет лучше, если вы…
  • Вряд ли это возможно. – Я понимаю вас, однако…
  • Это не так. – Я в целом разделяю ваше мнение, но..
  • Я не согласна. – Очень бы хотелось с вами согласиться, но…
  • Не думаю, что это верно. – Верно (правильно), но нужны уточнения
  • Я не могу согласиться. – Позвольте возразить вам.

СЛАЙД  В каких  фразах есть негативное воздействие?

1. Ну что у тебя за вид! 

2. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей. 

3.  Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!

4. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь. 

5. Ты не мог бы потише?!

6. Меня очень утомляет громкая музыка.

СЛАЙД    «Я-сообшения» названы так в противоположность «ты-сообщениям».
 Сравним...

Я-сообщения

1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей. 
2. 
Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь. 
3. 
Меня очень утомляет громкая музыка.

Ты-сообщения

1. Ну что у тебя за вид! 
2. Перестань тут ползать, 
ты мне мешаешь! 
3. 
Ты не мог бы потише?!

«Я-сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты — сообщением».
1. Оно позволяет вам выразить мысли и чувства в необидной для собеседника форме.
2. «Я-сообщение» дает возможность собеседнику ближе узнать вас.
3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, собеседник становятся более искренним в выражении своих. Собеседник начинает чувствовать, что ему доверяют.
4. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем собеседнику возможность самому принять решение. И тогда — удивительно! — они начинают учитывать наши пожелания и переживания.
СЛАЙД   Метод Я - сообщения
1. Начинать фразу надо 
описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».
2. Далее следует описать свои 
ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
3. Потом нужно 
объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.
4. В завершающей части фразы надо сообщить о 
вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

Поскольку профессиональное общение в системе "педагог — родитель" таит в себе целый ряд конфликтных ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

СЛАЙД  Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций

Психолог: Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.

(Участникам семинара раздаются заранее приготовленные распечатки модели "Способы выхода из конфликтной ситуации".)

Психолог:   Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс — достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Стратегия поведения

Характеристика стратегии

Конкуренция, соперничество («акула»)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество («сова»)

Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс («лиса»)

Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание, уклонение («черепашка»)

Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление («медвежонок»)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

         СЛАЙД    Упражнение «Праздничный пирог»

 «К имениннику на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Определите стратегию поведения именинника?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

  1. Откажется резать, попросит кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)
  2. Разрежет сам, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)
  3. Учтет пожелания гостей, себе возьмет кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)
  4. Постарается поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)
  5. Скажет, что торта ему не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки бы съел. (Компромисс «лиса»)

(педагоги определяют стратегию поведения, опираясь на таблицу)

3. Работа в подгруппах. Решение конфликтных ситуаций. Педагогам предлагаются ситуации разных стратегий поведения. Они должны найти благоприятный выход из ситуации.

Типичные ситуации из практики общения

педагогов с родителями воспитанников

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

Комментарий психолога. Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий психолога. Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".

Ситуация 3

Одного из воспитанников родители приводят в группу после завтрака, из-за чего мальчик  постоянно пропускает занятия, игры и зарядку.

На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий психолога. Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде "нападения". Лучше использовать метод "Я-сообщения", выразив свои чувства. Например: "Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)".

Ситуация 4

Данная ситуация возникла из-за того, что родители неправильно оценивают поступки своего ребенка: он постоянно берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, но не своего ребенка. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводят. Конфликт не разрешен.

Комментарий психолога. Дошкольный возраст — период формирования нравственных привычек. На этом этапе развития ребенку еще трудно обуздать свои импульсивные поступки. Очень важно в этой ситуации не навешивать на дошкольника "ярлыков", категорически запрещается называть его вором. Проявите чувство такта к родителям ребенка и терпение к малышу, выразите недовольство его поведением в виде "Я-сообщения" (я огорчена, расстроена) и спокойно объясняйте каждый раз, что так делать нельзя. Вера родителей в своего ребенка только поможет в данном случае. Гораздо хуже, если они начинают "принимать меры" в подобных ситуациях, т. к. страх делает ребенка малодушным, усугубляет его неправильное поведение.

Педагог-психолог поможет разобраться в причинах такого поведения дошкольника.

Ситуация 5

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях, Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.

Для решения данной проблемы педагог стал участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

Комментарий психолога. Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой ситуации ведет себя вполне грамотно. Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать педагог-психолог детского сада, организовав специальные коммуникативные игры.

(После обсуждения в группах педагоги рассказывают всем о выбранных ими стратегиях, проходит их обсуждение)

Психолог: в заключение хотелось бы дать следующие рекомендации по разрешению конфликтов.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации, могут быть сведены к следующему.

1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда, конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

2.     Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

3.     Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда, и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

4.     Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

5.     Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

6.     Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

7.     Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

СЛАЙД    Памятка «Пути разрешения конфликта».

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя останавливаться.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.


4. Рефлексия.

Каждому участнику предлагается поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт (Была ли эта встреча полезной? Что нового я сегодня узнал? Что хотелось бы узнать ещё?)

Психолог: Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью. Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем. Дорогие коллеги, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к сотрудничеству!

Использованная литература

  1. Стебенева Н. Королева Н. «Путь к успеху»// Школьный психолог – 2003 - № 29
  2. Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе». М.:Генезис, 2003.
  3. Школьный психолог № 15, 2009.

        4.   Анцупов А.Я. «Профилактика  конфликтов в школьном коллективе». М: Владос,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар - практикум для родителей «Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»

Описаны методы и приемы воспитания ребенка,  не применяя авторитарный стиль воспитания...

Семинар-практикум для родителей «Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»

Цель: побуждение родителей к совершенствованию собственной воспитательной позиции для воспитания у детей правильной системы ценностей, волевых качеств, порядочности, ответственности, справедливос...

Семинар-практикум для родителей «Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»

Цель: побуждение родителей к совершенствованию собственной воспитательной позиции для воспитания у детей правильной системы ценностей, волевых качеств, порядочности, ответственности, справедливости, г...

Семинар-практикум для родителей «Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»

побуждение родителей к совершенствованию собственной воспитательной позиции для воспитания у детей правильной системы ценностей, волевых качеств, порядочности, ответственности, справедливости, гармони...

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении»

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении»Новые условия, осознание важности и возрождение необходи...

Семинар-практикум с элементами тренинга «Создание экологической развивающей среды в ДОО»

Цель: создать благоприятную атмосферу для проведения семинара- практикума с элементами тренинга «Создание экологической развивающей среды в ДОО», передать присутствующим педагогам навыки в...