"Макеты экологической направленности в предметно-пространственной среде ДОУ как средство преемственности детского сада и школы"
статья (подготовительная группа) на тему

Арсеньева Ольга Геньевна
Сложность идеи преемственности, как плавного перехода от одного звена образования к другому заключается в ее многоаспектности, изменения в образовании тоже вносят свои коррективы. Ведь правильно организованная преемственность это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом уже более высоком уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_dou_i_shkoly.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Макеты экологической направленности в предметно-пространственной среде ДОУ как средство преемственности детского сада и  школы.

Преемственность в дошкольном образовании и начальной школы это тема, которая волнует всех педагогов, родителей, учителей. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенку было комфортно в детском саду и в школе.

Сложность идеи преемственности, как плавного перехода от одного звена образования к другому заключается в ее многоаспектности, изменения в образовании тоже вносят свои коррективы.

Ведь правильно организованная преемственность это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие  имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом уже более высоком уровне. Воспитатели должны понимать требования, которые предъявляет школа к поступающим в первый класс, учителя в свою очередь  владеть информацией об уровне развития будущих первоклассников, а родители проявлять интерес к программе 1 класса, учителю и школе – все это является залогом успеха обучения детей в школе.

Участники образовательного процесса стремятся к осуществлению преемственности к ее правильной организации на современном уровне, в соответствии с федеральными государственными стандартами, поэтому каждое образовательное учреждение по своему решает очень непростую, но важную проблему, без которого невозможно качественно решать образовательные задачи.

Наш детский сад №34, что на Васильевском острове не является исключением в решении вопросов преемственности.

В детском саду работает творческий коллектив  педагогов-единомышленников. Сегодня наши педагоги ориентированы  на  новые подходы, они заявлены в ФГОС: личностно- ориентированный, деятельностный, развивающий. Со всей ответственностью принимают педагогику мышления, инициативы, социальной пробы. Понимают, что современный ребенок должен быть готов осваивать способы деятельности: научиться ставить цель, планировать собственную деятельность, добиваться результата деятельности, корректировать результат. Уделяют внимание навыкам коммуникативного взаимодействия, навыкам культуры организации работы в группе, в паре, в коллективе, умению проявлять собственную инициативу.  Период дошкольного детства является очень важным в формировании личности ребенка, ведь после детского сада дети пойдут учиться в школу, поэтому необходимо дать детям не багаж знаний, а научить их добывать знания. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Необходимо обеспечить ребенку поддержку на этапе этого перехода. Главным является  создание условий, организация предметно-пространственной среды ФГОС, подбор материалов, оборудования, игрушек способствовало личностному развитию и решению развивающих задач.  
В распоряжении детей огромная благоустроенная территория, на которой произрастают  разнообразные представители флоры. По сути она является макетом нашей окружающей среды, в котором дети активно действуют. Воспитатели проводят не традиционные формы работы с дошкольниками: занятия под «открытым небом». Их специфика требует создания необходимой предметной среды: разнообразие деревьев и кустарников, многолетних и однолетних цветущих растений, овощные культуры на сформированных грядках. Экологические экспедиции проводятся по заранее намеченному плану, где отмечаются объекты, требующие защиты или восстановления. Дети совместно с воспитателями, определяют, почему куст плохо развивается, почему вянет трава на склоне участка. Воспитатели организуют совместную образовательную деятельность в игровой форме. Это путешествия по экологической тропе, акции добрых дел, разыгрывание этюдов, драматизация экологических сказок, загадывание загадок, развлечения, досуги и праздники экологической направленности, решение педагогических ситуаций моральной направленности и т. д. Именно во время такой деятельности дети учатся наблюдать, сопоставлять, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Такая исследовательская деятельность значительно повышает у ребят уровень развития мышления, памяти, речи, внимания, воображения, мотивации к учебной деятельности, что очень важно для будущих первоклассников.

Учитывая современные требования к среде как к средству успешной социализации и индивидуализации дошкольников, соблюдая принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, педагоги находятся в постоянном творческом поиске. Исходя из интересов и потребностей именно наших воспитанников, педагоги совместно с родителями создают  предметы, пособия, макеты. Сюжетное оформление среды соответствует задачам реализуемых проектов и поставленных педагогических задач. Такое средство, оптимальное решение нашли - это создание педагогами, родителями, воспитанниками МАКЕТОВ. Макеты в предметно-пространственной среде ДОУ являются эффективным средством преемственности детского сада и  школы.

Нами созданы макет леса, макет городского парка, макет финского залива. Макеты содержательно насыщены, легко трансформируются, доступны, безопасны, полифункциональные, отвечают задачам реализуемых проектов. Все макеты оснащены дополнительным игровым материалом, который постоянно пополняется. Дети самостоятельно макет осеннего леса превращают в зимний лес; осенний парк в зимний парк. Именно работа с макетами позволяет корректировать навыки взаимодействия в группе, паре, способствовать освоению способами деятельности, проявлять инициативу и многое другое, т.е. на практике осуществляется деятельностный, личностно-ориентированный, развивающий подходы. Остановлюсь на отдельных моментах непосредственной работы с макетами. Воспитатель создает проблемную ситуацию, она наглядно видна на макете. Проблемная ситуация всегда содержит противоречие: хотим помочь испачкавшимся в нефти уткам, но не знаем как лучше помочь. Далее дети превращаются в маленьких человечков, которые хотят спасать перепачкавшихся уток. Всем предлагается высказаться. И вот уже робкий, нерешительный ребенок от имени своего персонажа участвует в диалоге, дискуссии. Другой пример: отряд защитников природы видит оставленный костер в лесу. Как лучше потушить костер в лесу, чтобы не было пожара. Дети высказываются о безопасном правильном поведении в случившейся ситуации. Воспитатель умело направляет диалог в нужное русло с помощью игровых технологий, обыгрывания ситуаций и экологических рассказов на макете. Наши воспитанники привлекаются в создании макетов и игрового материала, в составлении композиций из мелких частей, конструировании дополнительных игровых атрибутов из бумаги, природного и бросового материалов для разворачивания событий на макете. Так для развития сюжета по художественному произведению «Эколята спешат на помощь» воспитатели совместно с детьми изготовили садки из картона, боны из бросового материала, пушку стреляющую реагентом, багры с крючками для уборки мусора из Невы, мусоросборщик «Дозор» из картона. Работа с ножницами, способствует развитию мелкой моторики, соответственно активизирует развитие речевого центра.

Так же воспитателями, совместно с детьми, был изготовлен макет загрязненного земного шара, который нужно очистить от мусора и превратить в цветущую землю. Благодаря работе с таким макетом дети учатся высказывать свое мнение, слушать другого ребенка, приобретают навык корректно исправлять своих товарищей, если те, сделали ошибку. Макет помогает развивать воображение и связную речь детей, а также приобретать новые знания.

Макеты используются и в физическом воспитании детей, так например, при проведении эстафет, задействуется макет костра. Дети самостоятельно, при помощи небольших палочек и красной материи, которые являются предметами-заместителями, выстраивают макеты костров, которые символизируют пожар в лесу. А затем в командном соревновании дети должны помочь лесу и потушить этот пожар. Используя этот игровой метод, дети учатся любить и беречь природу, развивают физические качества, учатся работать в команде и узнают какими средствами и способами можно затушить пожар.

Так как дети очень любят играть, а создание и обыгрывание макетов, для них в первую очередь игра, детям очень нравится это занятие. Они научились изготавливать макеты самостоятельно и при помощи родителей, которые таким образом тоже вовлекаются в образовательный процесс. И чтобы поддержать их интерес и творческие начинания в нашем детском саду проводятся разнообразные конкуры. Так, например, в этом году проводился конкурс «Красная книга глазами детей». Участники этого конкурса изготавливали макеты из различных материалов, а после представляли свою работу и рассказывали о ней. Участвуя в таком проекте дети учились находить нужную им информацию, приобрели навык публичных выступлений, а также инновационная работа развивает связную речь, воображение, память.

Примеры нашей работы с макетами можно перечислять очень долго, но итог все равно один, несомненно, работа с макетами помогает, в игровой форме, развивать детей во всех пяти направлениях, заявленных во ФГОС. Тем самым помогая, облегчит переход ребенка со ступени «Детский сад» на ступень «Школа».

Важным условием успешного обучения наличие у ребенка соответствующих мотивов и стремления к приобретению знаний,  развитию интереса добывать знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание и предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земл...

Презентация "Художественно-эстетическое направление в предметно-пространственной развивающей среде"

В презентаии представлены работы воспитателя Хлебниковой Т.Н. с детьми 2-7 лет по художественно-эстетическому направлению...

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ. Игра – форма организации детской жизни

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ. Игра – форма организации детской жизни...

Макет как элемент развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

В статье раскрываются возможности совместного с воспитанниками создания и использования в игровой деятельности макетов социально-культурных объектов. Прослеживается развитие игровых умений и освоение ...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада.

Предметно - пространственная развивающая среда в  детском  саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада....