Обобщение опыта работы"Дидактические игры с использованием нестандартных средств в сенсорном развитии"
методическая разработка на тему

Обобщение опыта работы "Дидактические игры с использованием нестандартных средств в сенсорном развитии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_1.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

«Дидактические игры с использованием нестандартных средств в сенсорном развитии ребенка»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам.

 Наиболее эффективными и современными пособиями считаю логические блоки Дьенеша , цветные счетные палочки Кюизенера и камешки Марблс.

Важно развивать у ребенка способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать» , оперировать предметами, знаками и символами.

Во всем мире эти дидактические материалы используются для развития:

  • сенсорной культуры,
  • логики,
  • знаковой культуры,
  • памяти, внимания, воображения,
  • речи,
  • творческих способностей.

Для повышения эффективности образовательной работы по сенсорному воспитанию большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: непосредственная образовательная деятельность, дидактические игры, совместные игры - экспериментирования воспитателя с детьми ( «Помощники, которые всегда с тобой»), индивидуальная работа с детьми, интерактивные выставки («Предметный мир»), коллекционирование (создание мини – альбомов «История об одном автобусе и его пассажирах»), мини-музеи («Любимые игрушки», «Посуда» , где размещаются «шедевры» детей из нестандартных средств) , развлечения, экскурсии, проектирование ( «Сенсорное развитие детей в процессе игр с камешками Марблс »).

Для успешной организации сенсорного развития детей в группе создана предметно-развивающая среда. В зоне сенсорного развития, ребенок учится различать предметы по определенным признакам. Здесь находятся материалы, которые развивают тактильные ощущения, слух, обоняние, имеется широкий выбор дидактических нестандартных средств – логические блоки Дьенеша, камешки Марблс (со среднего возраста), цветные счетные палочки Кюизенера.

 Игры с блоками Дьенеша доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике, развивают творческие способности, восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет различные предметные действия: группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму

Задачи блоков Дьенеша:

 - познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

- развивать умение выявлять свойства предмета, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;

- обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);

- объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям я предоставляю детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками Дьенеша. Они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности.

        В процессе различных манипуляций с блоками, дети устанавливают, что они имеют цвет, форму, размер и толщину. Я стараюсь не заострять внимание детей на термин «блок», ведь для ребенка это просто геометрическая фигура. После самостоятельного знакомства детей с блоками я перехожу к играм и упражнениям например: «Чудесный мешочек» где дети на ощупь выбирают блок и называют его свойства ; « Три обруча», где дети делятся на три команды и каждая собирает в свой обруч фигуры красного, синего или желтого цвета, большие или маленькие, толстые или тоненькие ; « Дорожки для матрешки» , «Составь узор» и другие. Золтон Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой нужно объяснить ребенку основную терминологию – «внутри» и «вне» обруча.

Также в своей работе широко применяю дидактические игры с палочками Кюизинера, которые предшествуют занятиям по ФЭМП, развитию речи, предметному миру и конструированию. Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Также использую в своей работе плоский вариант палочек , сделанные из двустороннего цветного картона , они сделаны по размеру крупнее и используется мной для работы на фланелеграфе. Ребенок может выбрать по желанию дидактическое средство для самостоятельной деятельности, учитывая характер задания. Прежде чем начинать занятия с детьми даю им возможность рассмотреть палочки (полоски). Дети играют с ними, выкладывая узоры, конструируют, разворачивают сюжетно-ролевую или самостоятельную игру и т. д. Уже в ходе этих игр детям удается сделать собственные открытия. Выделение цвета и длины палочек помогает ребенку освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов ( по цвету, длине, ширине, высоте). От элементарной игры с цветными полосками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно – количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка и воспитателя. Не  ограничиваю показом готовых построек, а даю возможность ребенку выбирать действия самому, поэтому игра становится радостным открытием нового. Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения.

К играм подготовительного этапа относятся: «Строим дорожки»; «Ленточки в подарок»; Подбираем ленточки к фартучкам»; игровые упражнения «Моделируем квадрат»; « Подбираем к домику крышу»; игра – конструирование «Дом и мебель для матрешки»; «Собачка»; рисуем цветными палочками игрушки и другие картинки. В дальнейшем данные игры научат детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации например: «Логические задачи на световую последовательность» , логические задачи «Детская железная дорога» и др.  

Использую в своей работе игровые альбомы «Вместе весело играть» для детей 2-3 лет , где находятся развивающие игры и упражнения. отличительной особенностью этого альбома является использование в конструировании одновременно двух дидактических материалов ( блоков Дьннеша и палочек). Это увеличивает простор для творческих идей ребенка. В альбоме есть также задания математического , творческого и исследовательского характера, речевые игры, художественное слово, что позволяет содержательно общаться с ребенком. Все картинки альбома объединены одним сюжетом, небольшой сказочной историей, которую прочитываю ребенку, а затем выкладываем и обыгрываем каждую картинку. Каждая страница альбома дарит ребенку радость, восторг и гордость открытия: «Я сам! Я могу!». Не тороплюсь сразу выкладывать и играть с несколькими героями , стараюсь сохранить интерес к игре как можно дольше ( эффект сериалов). В зависимости от возможностей ребенка блоки и палочки можно накладывать  на изображение на картинках или рядом  (более сложно).

Однако очевидно, что работу в данном направлении необходимо осуществлять на основе основных дидактических принципов: системности, учета склонностей и индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка, а также создания определенных условий, способствующих развитию сенсорных способностей посредством дидактических игр и упражнений с использованием нестандартных дидактических средств. Знакомя детей с различными свойствами предметов, с сенсорными эталонами, системой дидактических игр и упражнений, воспитатели смогут достичь хороших результатов в вопросах сенсорного воспитания детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...

Презентация из опыта работы "Дидактические игры как средство развития и коррекции социальных навыков у детей с ОВЗ"

Презентация опыта работы по теме "Дидактические игры как средство развития и коррекции социальных навыков у детей с  ограниченными возможностями здоровья"...

игры с использованием нестандартного оборудования для сенсорного развития детей

В этой консультации описано что . Сенсорное развитие ребенка имеет большое значение в образовательной области «Художественное творчество», именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствован...

Из опыта работы «Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет»

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.vНо, как известно, основной формой и сод...

Обобщение опыта работы "Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Активные методы обучения (АМО) должны формировать у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оп...

Обобщение опыта работы по теме "«Круги Луллия как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников»

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент и...

Обобщение опыта работы по теме "Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

В статье я попыталась обобщить свой личный опыт работы над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а также опыт кружковой работы по ручному труду....