Выступление на заседании районной творческой лаборатории по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей.
материал (старшая группа) на тему

Николашина Оксана Анатольевна

В данном материале представлен доклад выступления и слайдовая презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании районной творческой лаборатории

по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей

Доклад

на тему: «Работа с родителями, как ключевой элемент

реализации программы «Социокультурные истоки»

в дошкольном образовании

26.04.2018 г.

Выполнила:

Николашина О.А.

Слайд 1. Добрый день! Представляю вашему вниманию доклад на тему: «Работа с родителями, как ключевой элемент реализации программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании».

Слайд 2. В последние годы очень актуальной является задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи. Это возможно благодаря созданию единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Данную задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. В ней заложена идея воспитания на социокультурном опыте, т.е. приобщения взрослых и детей к социокультурной традиции нашего народа.

Слайд 3. Методологической основой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И.А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности, на укрепление семьи, на развитие системы духовно-нравственных ценностей, на применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием.

Слайд 4. Работа с родителями является важным, ключевым элементом в реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья, то, недостаточно формировать систему ценностей у детей в дошкольном учреждении. Необходимо формировать единую систему ценностей как в семье, так и в дошкольном образовании.

Слайд 5. Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решать следующие задачи:

  • объединить усилия дошкольного учреждения и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;
  • осуществлять руководство взаимодействия взрослых и детей;
  • обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста;
  • повышать педагогическую культуру родителей.

Слайд 6. Данная работа осуществляется по следующим направлениям.

  1. Проведение занятий с родителями по программе «Моя семья»
  2. Организация взаимодействия детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. В книгах содержится система ценностей и категорий, которую необходимо усвоить взрослым и детям, а также продумана система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и их детьми.
  3. Проведение занятий с детьми по курсу пропедевтики «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» с активным участием родителей (36 занятий в течение 4 лет обучения).

В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными.

Слайд 7. Разработка «Моя семья» представляет систему занятий с родителями. Она включает в себя планы занятий и систему активных форм обучения. В течение 4 лет совместной работы педагогов и родителей предлагается проведение 20 занятий (5 занятий в течение каждого года). Они проводятся с родителями дошкольников, начиная с 3-4 летнего возраста.

Организация занятий в вечернее время дает возможность всем родителям принять в них активное участие.

Слайд 8. Темы занятий: «Имя моего ребенка», «Доброе слово», «Любимый образ», «Дружная семья», «Добрая забота», «Радость послушания», Мудрое слово», «Семейные традиции» и др.

Традиционное взаимодействие педагога с родителями, когда педагог выступает в роли учителя, а его слушатели в роли учеников, препятствует установлению доверительных отношений.

Разработка «Моя семья» основана на реализации идеи активного воспитания. Каждый взрослый (родитель, педагог) становится в активную позицию в воспитании детей. Это способствует освоению единой системы ценностей родителями и детьми, организации эффективного общения, активного взаимодействия между взрослыми и детьми.

Слайд 9. Занятия проводятся в активных формах на основе методологии Истоковедения.

Слайд 10. Для создания благоприятной для общения, доверительной обстановки организуется работа в ресурсном круге, в паре, в четверке, микрогруппе. Это позволяет развивать стержневую основу личности и систему духовно-нравственных и социокультурных ценностей, способствует приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Родители учатся слушать и слышать друг друга, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения.

Слайд 11. Активное взаимодействие с ребенком в условиях дошкольного образовательного учреждения, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

В активных формах обучения педагог такой же участник общения, как и родители. Спокойная интонация располагает родителей к доверительному разговору. Воспитатель видит, чувствует и слышит каждого сидящего в круг. Он делится с родителями своими мыслями, чувствами, с понимаем выслушивает собеседников, поддерживает словом, взглядом, жестом.

Существующая открытая коммуникация между всеми участниками воспитательного процесса, способствуют появлению взаимного доверия у воспитателей и родителей.

Каждый имеет возможность обменяться знаниями, опытом, чувствами и прийти к понимаю того, что у всех в опыте много общего и совместными усилиями можно найти способы решения сложных педагогических проблем.

У родителей развиваются навыки общения, способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей.

В результате освоения положительного опыта развивается ресурс успеха каждого участника воспитательного процесса.

Слайд 12. Каждое занятие имеет определенную структуру. В начале занятия педагог произносит вводное слово для того, чтобы настроить родителей на тему разговора.

Каждое активное занятие предполагает этапы работы, соблюдение которых является необходимым условием для получения положительных результатов совместной работы с родителями.

Слайд 13. На подготовительном этапе происходит присоединение к теме образовательной деятельности. Подготовительный этап необходим для создания атмосферы доверия, психологически комфортной обстановки, взаимопонимания, взаимоуважения, а также для мотивации детей и родителей на предстоящую работу.

Слайд 14. Основной этап активного занятия направлен на осмысление родителями главной идеи и способствует накоплению социокультурного опыта у каждого его участника.

Слайд 15. Заключительный этап включает в себя рефлексию. Родителям предоставляется возможность высказать свое отношение к обсуждаемой теме.

Результатом такой системной целенаправленной работы является интеграция дошкольного образовательного учреждения и семьи, создание единого контекста воспитания детей, развитие социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.

Слайд 16. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания молодёжи: от детского сада, к школе и вузу»

ДОКЛАДДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ  «Всероссийской  научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравст...