семинар-практикум "Родительское собрание в современном формате"
материал на тему

цель семинара-практикума повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. в семинаре затронут вопрос организации одной из форм взаимодействия ДОУ с семьей - родительское собрание, а также методы активизации родителей в ходе встреч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_kak_uspeshno.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Ромашка»

607061, Нижегородская область, город Выкса,

улица Ульянова, здание №4.

Тел.8(83177)6-16-23

Семинар - практикум

«Родительское собрание в современном формате»

Подготовила:

старший воспитатель

Кулева И.С.

г.о.г. Выкса, 2018

Сценарий семинара – практикума

«Как успешно провести родительское собрание»

1 часть – теоретическая.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я очень рада видеть вас, но прежде чем озвучить тему нашего мероприятия давайте поиграем:

В начал

  1. Упражнение «Ледокол» –«Составь пословицу» (пословицы о семье разделены на две части, необходимо составить целое)

Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о семье

2. Сообщение темы:

В соответствии с ФГОС ДО социальная среда ДОУ должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности сада. Стоит отметить что, какой бы высокой не была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Я бы даже сказала центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастит человек, и какие черты характера формируют его натуру.

В семье ребенок получают первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя  полноправным представителем общества. Новая философия работы с семьей строится на понимании того, что за воспитание и развитие детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты (включая дошкольное учреждение), должны этому содействовать.

Нелегко ломать стереотипы, в том числе и при организации работы ДОУ с родителями. К сожалению, многие педагоги исходят из того, что именно они должны «разъяснять» родителям, как следует воспитывать своих чад, под час, выбирая для этого менторский тон нравоучений и, как правило, получая при этом не менее грубую отповедь: «Вы педагоги, вы и воспитывайте». Почему так происходит? Потому что в течение многих лет складывалось уничижительное отношение к семейному воспитанию, под влиянием которого у педагогов сложилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелание её преодолевать. Родители допускались в ДОУ, когда требовалась их помощь (н-р, в благоустройстве помещения), их приглашали на праздники, собрания. В остальные дни двери детского сада были для них закрыты. Педагоги искренне полагали, что их миссия – поучать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (ни структивные сообщения на собрании, консультации, стенды) это вызывало ошибки в общении педагога с родителями: безличное обращение, торопливость в оценке ребенка, с акцентом на негатив, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта.  Следствием этого и стала позиция родителей, пример которой мы приводим ранее.

Для того, чтобы изменилось отношение родителей к вопросам ответственности за воспитание собственных детей, необходимо, прежде всего, педагогам перестроить свое отношение к данной проблеме и найти такие формы взаимодействия, которые бы позволили сделать семью и ДОУ партнерами в воспитании детей.

Выбор технологии взаимодействия с родителями определяется задачами, которые решает ДОУ, организуя взаимодействие с семьей.

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их общей и педагогической культуры.

2. Оптимизация стиля семейного воспитания – это реализуется в двух основных направлениях:

Информативном – ознакомление родителей с особенностями детей, привлечение внимания родителей к оздоровительным мероприятиям.

Обучающее – формирование у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением.

3.  Гуманизация детско-родительских отношений.

4. Включение семьи в содержательную деятельность в системе «родители – ребенок - воспитатели». Решение задачи осуществляется посредством изучения семьи,  установления контакта с её членами в целях согласования воспитания воздействия на ребенка.

А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Сейчас я буду говорить утверждение, а вы выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.

  • Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения родителей является опыт, похлопайте в ладоши;
  • Если вы полагаете. Что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами;
  • Если вы считаете, что желание родителей учится, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов помашите рукой;
  • Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, встаньте;
  • Если вы считаете, что в процессе обучения эмоции не столь важны, коснитесь кончика носа;
  • Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, кивните головой;
  • Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, кивните головой.

Итак,  какой же вывод можно сделать, проанализировав нашу игру:

Действительно, больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима  лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме и которая ориентирована на их собственный опыт.

Взаимодействие с родителями  эффективно только в том случае когда:

- оно отвечает текущим нуждам родителей и глубоко мотивированно;

- связано с их прошлым и настоящим опытом;

- участники активно вовлечены в процесс обучения и сами управляют им;

- создана атмосфера взаимного уважения, положительный эмоциональный фон.

Очень хорошо, что мы понимаем главное – тактику взаимодействия с семьей. А теперь давайте разберемся  в том,  какие формы работы с родителями существуют и как выбрать наиболее эффективную для решения той или иной задачи.

Формы…

Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Все формы с родителями подразделяются на

  • коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информаци-онные;
  • традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.( индивидуальные консультации, беседы…..)

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.( информационные уголки в группе, обращение к родителям через сайт ДОУ….)

Традиционные (день открытых дверей, консультаций, лекций, семинары) и нетрадиционные (педагогическая гостиная, педагогическая конференция, семинар-практикум, душевный разговор, мастер-класс, ток-шоу, тренинг, игровое моделирование ). Сегодня нас интересует нетрадиционные формы, но мы не будем сильно углубляться в теоретические аспекты, в целях экономии времени, о каждой из форм проведения я скажу очень кратко.

 Форм работы с родителями существует множество, но мы сегодня остановимся на одной из них, наиболее сложной, требующей тщательной подготовки от педагога и профессиональных умений. Эта форма – родительское собрание, или как сейчас принято ее называть – родительская встреча.

Итак, «Педагогическая гостиная» - основная цель такого родительского собрания – обсуждение участия родителей в различных мероприятиях.

Рекомендации:

-  проводить в начале и в конце года.

- проводить анкетирование «Родитель-ребенок-детский сад»

- обсуждать либо намеченные мероприятия, либо, проводить анализ прошедших

- выслушать предложения родителей о возможной помощи и поддержке с их стороны в запланированных мероприятиях;

- а также выслушать пожелания и предложения родителей на учебный год.

 «Педагогическая конференция» - основная цель такого родительского собрания – всестороннее и глубокое рассмотрение интересующей нас проблемы. 

Рекомендации:

- за месяц до мероприятия родителям дается задание по теме собрания – рассмотрение проблемы с различных позиций

- педагог предлагает свое видение проблемного вопроса

- наиболее удачные и ценные советы оформляются в картотеки или альбомы: «педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

Для проведения такого собрания отлично подходит метод активизации родителей, разработанный Эдвардом де Боно, который называется 6 шляп мышления: при помощи него мы можем рассмотреть проблему с точки зрения: анализа ситуации – т.е. опираясь только на факты, без включения эмоций, с т.з. чувств – уже включая только эмоциональный аспект, с т.з. оптимизма – находить в ситуации положительные стороны, с т.з. пессимизма – рассматривая отрицательные проблемы ситуации, с точки зрения креативности творчества – предложить нестандартный подход к решению проблемы, и наконец с т.з. координирования процесса – опираясь на все предшествующие шляпы и обобщая их – находим наиболее удачные решения проблемы.

Сейчас мы с вами попробуем сыграть в такую игру: достаньте из мешочка по 1 жетону… те кому достались жетоны желтого, белого, черного, красного, зеленого и синего цвета, получают по карточке об основных симптомах кризиса трех лет, надевают соответствующую жетону шляпку и начинают вещать с той точки зрения, которую подразумевает цвет шляпки, на доске есть подсказка для вас (выступления педагогов, обсуждение).

 «Семинар-практикум» - основная цель подобного собрания – обыгрывание и решение проблемных ситуаций.

Рекомендации:

- выступают не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог, другие специалисты

- теоретическая часть выступления, постоянно разбавляется упражнениями и играми по теме встречи

- выслушивается мнение родителей по рассматриваемой проблеме

Например: если встреча посвящена теме детских страхов 1) подготавливается небольшое теоретическое сообщение 2) затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, можно обыграть небольшую ситуацию 3) далее с родителями проводится мини-тренинг, в котором демонстрируются игровые приемы на снятие тревожности и страхов, чтоб родители в случае чего могли помочь своим детям.

 «Душевный разговор» - такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а только на тех, чьи дети имеют общие проблемы (агрессивность), в конце такой встречи родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.

Рекомендации:

- провести анкетирование по теме собрания

- обыгрывание ситуаций

- демонстрация коротких видеофильмов

- могут приглашаться узкие специалисты

- рефлексия в конце встречи.

Я предлагаю вам просмотреть небольшую презентацию, которая может быть использована на собрании – «Послание родителям от ребенка».

 «Мастер-класс» - основная цель данного мероприятия – поделиться опытом работы педагога с родителями (такую встречу можно провести в преддверии какого-либо творческого конкурса, либо по запросу родителей). На такой встрече участники дают друг другу практические советы по развитию личности ребенка.

Рекомендации:

- определиться с темой мастер-класса, она должна быть актуальной для родителей

- проведение фрагмента какого-либо занятия для детей (изготовление поделки, проведение дидактических игр или их изготовление)

- можно задать тему нескольким родителям, которые смогут объяснить, как они на практике увлекают своих детей к проведению экспериментов, либо обучают элементарным жизненным навыкам

 «Ток-шоу» - основная цель данной встречи раскрыть плюсы и минусы рассматриваемой проблемы. Собрание проводится в форме дебатов: участники произвольно делятся на 2 группы, одна из которых отстаивает положительные стороны вопроса, а вторая делает акцент на отрицательных.

Рекомендации:

- родителям заранее дается тема для ее изучения

- после проведения дебатов, проводится совместное обсуждение обоих позиций

- в конце встречи участникам предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения

- можно провести голосование – какая же точка зрения победила

 «Тренинг» - эта форма активной работы с родителями, направлена на тех, кто желает изменить свое взаимодействие со своим ребенком.

Рекомендации:

- участие обоих родителей ребенка

- тренинг должен включать в себя 5-8 занятий (для результативности)

- родителям дают возможность ощутить себя ребенком

- предлагаются педагогические ситуации, которые необходимо решить всеми возможными путями

- в конце встречи проводиться рефлексия

 «Игровое моделирование» - основная цель такого собрания – обмен опытом семейного воспитания.

Рекомендации:

- ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания

- игровое взаимодействие родителей и детей, в различной детской деятельности

- моделирование способов родительского поведения

В завершение нашего семинара предлагаю всем нам провести рефлексию проведенной работы, с помощью короткой анкеты.

Родительское собрание (встреча) это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год.

 При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:

  • собрание должно быть целенаправленным;
  • отвечать запросам и интересам родителей;
  • иметь четко обозначенный практический характер;
  • проводиться в форме диалога;
  • на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно она включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями таких слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).

Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

А сейчас я предлагаю вам попрактиковаться в изготовлении афиши – приглашения на родительскую встречу. Ведь это одно из немаловажных условий успешного родительского собрания. От того, в какой форме она будет составлена, каким содержанием наполнена, будет зависит, захотят ли родители прийти на встречу, насколько информированы будут по теме и т.д…Перед вами все необходимые материалы. Приступаем….

Изготовление афиши для собрания

Замечательно, какие интересные и  нетрадиционные приглашения у нас получились…..

2 часть – практикум -  Ролевая игра «Родительское собрание »

А сейчас я предлагаю вам превратиться в родителей и посетить  мини - родительское собрание, а я буду вашим воспитателем…И так раз, два повернись, в родителей обернись…

 (Педагоги выступают в роли родителей)

Здравствуйте уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об игрушках в которые играют наши дети, о том, как их выбирать и как играть с ними.

В начале давайте с вами немного поиграем. Выходите в круг.

  1. Упражнение «Ледокол»

У всех нас в детстве была самая любимая игрушка. Давайте вспомним ее, представим, как она выглядела, как мы с ней играли… И назовем ее по очереди, передавая мяч.

2. Упражнение «Погружение»:

- «Любимая игрушка моего детства  (Мяч передается по кругу Тот у кого он в руках называет свою любимую игрушку, ответы фиксируются на листе ватмана)

Замечательно, а сейчас я хочу вам представить результаты опроса детей по данному вопросу.

3. Результаты интервьюирования детей «Моя любимая игрушка» (Открывается соседний лист ватмана)

Вывод: Изменилось, время, общество и вместе с ними изменились игрушки, в которые играют наши дети, но мы с вами как сознательные родители, должны ответственно подходить к выбору игрушек для детей. Руководствуясь не только сиюминутным желанием, но и  другими критериями выбора игрушек. Сейчас мы отправляемся в магазин игрушек, где вам предстоит купить игрушку своему ребенку.

5. Ролевая игра «Магазин».

«Магазин»  -  это стеллаж с  игрушками. Участники практикума  «покупают» какую – либо игрушку, затем объясняют, чем они руководствовались делая свой выбор.

А теперь, пожалуйста, объясните, чем вы руководствовались при выборе данной игрушки?

А для какого возраста подходит данная игрушка?

Хорошо, а теперь я предлагаю совместно разработать правила приобретения игрушек.

4. Совместная выработка правил приобретения игрушек.

Замечательно. Теперь мы знаем как правильно выбирать игрушки для детей.

А в напоминание , я хочу поделиться с вами памятками – буклетами.

Досвидания, уважаемые родители, до новых встреч!

 Раз, два – повернись, в педагогов обернись!

Пример еще одной игры-упражнение «Не детские запреты»

Упражнение «Недетские запреты» 

Выбирается один участник и садится на стул в центре – роль ребенка.

В семье появился ребенок. С какими проблемами родители начинают сталкиваться? Ребенок подрос, начал ползать, везде лазать. Какой запрет дают родители в данной ситуации? Не трогай!(ведущий завязывает руки) 

Ребенок начинает ходить, бегать. Какой запрет? Не бегай, не ходи! (При этом ведущий атласной лентой завязывает ту часть тела, которой касается запрет).

Мы ребенка оградили от всего. 

Вопрос к педагогу в роли ребенка:

- Вам хорошо? 

- Попробуйте встать.

- Что вам мешает. 

- Какую часть тела вы хотите освободить в первую очередь? (ребенок захочет снять тот запрет, нажим которого был самым большим). 

- Для этого необходимо снять запрет, заменяя его тем, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается, меняется его форма.

Например: «Не кричи-говори спокойно».

Рефлексия для участника, игравшего роль ребенка: 

- Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

- Ограничения движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

- Какие чувства вы испытали, когда вам предложили встать? 

- Что вы чувствуете сейчас? 

Рефлексия участников, игравших роль взрослого: 

- Что вы чувствовали, когда увидели обездвиженного ребенка? 

- Что вам хотелось сделать? 

- Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет? 

- Какие чувства вы испытываете сейчас? 

Любое неправильное воздействие на ребенка ведет за собой ряд психологических нарушений: в поведении, структуре личности, замкнутость, эгоцентризм.

3 часть. Подведение итогов:

А теперь давайте вспомним этапы нашего родительского собрания и обсудим,  каковы же правила успешного родительского собрания…

В завершении нашего семинара предлагаю вам провести рефлексию проведенной работы, с помощью короткой анкеты.

В заключении своего выступления хотелось бы отметить, что положительной стороной подобных форм взаимодействия с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в новом формате

Родительское собрание в новом формате...

планирование работы в современном формате

В современном мире поддержка детской инициативы выходит на первый план. Необходимо вносить изменения в ежедневный план свои корректировки. С данной задачей справляется новый вид планирования. Все разд...

Родительское собрание (в дистанционном формате) по теме: «На пороге нового 2020-2021 учебного года»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Участники: воспитатели и родители.Пов...

Родительское собрание (в дистанционном формате) Тема: «Знакомство родителей с современными игровыми технологиями, используемыми в ДОУ»

Цели: способствовать повышению педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....

Конспект родительского собрания в онлайн-формате "Первые шаги к успеху"

Конспект родительского собрания на тему "Первые шаги к успеху", подлежащего проведению в дистанционном формате с применением информационных технологий....

Родительское собрание в дистанционном формате

Родительское собрание на тему: "Одинь день из жизни детского сада"...

Родительское собрание в нетрадиционном формате

Собрание погружающее  в тему нового учебного года....