Предметно - развивающая среда в старшей группе, в соответствии с ФГОС.
статья на тему

Москаленко Лариса Ивановна

Предметно-развивающая среда в жизни ребёнка имеет важное значение, так как это "среда обитания" ребёнка - дошкольника, в которой он находится значительную часть времени. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена окружающая его предметно-пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как они расположены. Они должны быть доступными, для того чтобы в самостоятельной деятельности ребенок мог взять понравившуюся игрушку, пополнив тем самым арсенал игровых средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetno.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно - развивающая среда в старшей группе, в соответствии с ФГОС.

В построении предметно-пространственной среды нашей группы мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена в соответствие с принципами.

- содержательно-насыщенной,

- трансформируемой,

- полифункциональной, - вариативной,

- доступной,

- безопасной.

Принцип насыщенности:  образовательное пространство должно быть оснащено расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:  двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

Принцип трансформируемости: предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

 Принцип полифункциональности: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей; когда один и тот же игровой уголок по желанию детей можно легко и быстро преобразовать в другой; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Принцип вариативности: включает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и отражение гендерного принципа и регионального компонента. Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Принцип доступности: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность: предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В старшей группе №9 создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития).

Уголок сюжетно-ролевых игр: Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей. В него входят атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Кафе», «Пароход», «Моряки», руль для шафёра. С бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад», «На дачу». Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Для этого в группе оборудованы «Парикмахерская» - Салон «Очарование», внесены зеркала.

  Уголок театрализованной деятельности: Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. В уголке имеются разнообразные атрибуты: Маленькая ширма для настольного театра, различные виды театра, (плоскостной, теневой, кукольный, бибабо). Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.

Уголок природы: Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Ведётся совместная с воспитателями работа по заполнению календаря природы. Подобран литературный материал сезонных явлений (стихи, поговорки, загадки, приметы по временам года).

Уголок ПДД: Включает в себя плакаты с дорожными знаками, правилами дорожного движения, различного размера и назначения машины, светофор, дидактические игры, макеты домов, деревьев, дорожных знаков. Макет дороги с тротуаром, перекрёстком и пешеходным переходом. Альбом с иллюстрациями, книги, раскраски. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о ПДД через сюжетно-ролевую игру.

Уголок музыкального развития: Способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря, шум улицы, а так же различные музыкальные сказки и инструменты). Магнитофон. Диски.

Книжный уголок: Расположен на специальной полке. Здесь представлены книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой - произведения устного народного творчества, загадки. Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.

Уголок «Любознайка» Представлен с природным материалом. Сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, песочными часами, опрыскивателями. Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации). Мини лаборатория, детские энциклопедии, есть отдельная полка патриотического воспитания, коллекция денежных знаков и значков.

Спортивный уголок: Цель которого является развитие двигательной активности, физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей. Где размещены материалы: Кольцеброс, боулинг, мячи (большие, средние, маленькие). Обручи, дорожки с пуговицами, нашитыми следами для ходьбы, ребристые дорожки, кегли.

Уголок художественного творчества: Изобразительная деятельность - одна из самых любимых для старших дошкольников. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Художественное творчество имеет широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изобразительной деятельности; альбомы, белые листы формата А4, цветной картон, цветная бумага, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, гуашь, акварельные краски, кисти разного диаметра, самоклеющаяся бумага, трафареты, образцы для рисования, цветной пластилин, доски, стеки, раскраски на каждого ребёнка.

В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы (крупные, мелкие) конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления. В уголок входит: крупный деревянный конструктор, мелкий деревянный конструктор, лего (средней величины), лего (мелкое).

В уголке дежурства формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.

Уголок именинника: В который входит плащ и корона именинника, альбом с фотографиями детей, рамка для поздравления детей, коробка для сюрприза, медали, подарка.

Учебная зона: У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Целесообразно выделить учебную зону. Учебная зона является трансформируемой и используется для разных видов деятельности. В группе имеется магнитная доска, она многофункциональна и используется детьми, как в свободное время, так и во время занятия. Материалы для занятий.

Специальное место и оборудование выделено для «Игротеки». Это дидактические, развивающие и математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Игр с правилами; лото, домино, маршрутные игры

Благодаря многофункциональности и гибкого использования предметно - пространственной среды гендерный принцип реализуется возможностью для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами. Так для мальчиков имеются разные наборы машин, конструкторов, фигурок «Армия» и другое. Для девочек есть наборы посуды, куклы разного размера, коляски, кроватки. Швейная машинка, парикмахерские принадлежности, и т.д.

Вывод: Предметно-развивающая среда в групповой комнате создает все условия для самостоятельной двигательной активности воспитанников: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, имеются необходимые игрушки, побуждающие к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Оснащение предметно-развивающей среды отвечает требованиям ФГОС, СанПиНам и направлена на зону ближайшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающая предметно – пространственная среда в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО (ЦЕНТРЫ ПДД, ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ)"

Развивающая предметно – пространственная среда в группе в соответствии с ФГОС ДО(ЦЕНТРЫ ПДД, ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ)...

Презентация предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО

         Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС....

Сообщение на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС».

Слайд №1Главным условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей, эмоционально комфортной образовательной среды для дошкольников.Важнейшие образовательные ориентиры:...

Предметно развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС

Предметно развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС...

Предметно – развивающая среда в старшей группе, в соответствии с ФГОС.

      Правильная организация предметно - развивающей среды это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС.Создавая предметно-развивающую среду в ...