Тренировка внимания у детей
консультация на тему

Старостина Вера Васильевна

Большинство педагогов сходятся во мнении, что развитие внимания — важнейшее из условий положительных результатов любой деятельности. Ученик, который способен слушать (и слышать!) педагога, проще усваивает материал, а на выполнение домашних заданий тратит меньше усилий и времени. Это позволяет заложить прочный фундамент для самореализации, обеспечить социальную успешность в условиях стремительного развития информационного общества. Благодаря умению концентрироваться на задаче у школьника остаётся больше времени для активного времяпрепровождения, отдыха, развлечений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenirovka_vnimaniya_u_detey.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировка внимания у детей

Большинство педагогов сходятся во мнении, что развитие внимания — важнейшее из условий положительных результатов любой деятельности. Ученик, который способен слушать (и слышать!) педагога, проще усваивает материал, а на выполнение домашних заданий тратит меньше усилий и времени. Это позволяет заложить прочный фундамент для самореализации, обеспечить социальную успешность в условиях стремительного развития информационного общества. Благодаря умению концентрироваться на задаче у школьника остаётся больше времени для активного времяпрепровождения, отдыха, развлечений.

Дефицит внимания: что делать?

Термин «внимание» подразумевает сосредоточенность сознания на конкретном объекте, т.е. это избирательность восприятия, что предполагает повышение уровня двигательной, интеллектуальной либо сенсорной активности. Различают произвольное, постпроизвольное, непроизвольное. Последнее возникает как ответ на звук, свет, контрастность, неожиданность и тому подобные раздражители. К примеру, большинство взрослых и детей младшего школьного возраста тотчас отыщут среди больших предметов маленький, среди жёлтых — оранжевый, среди пластиковых — деревянный и т.п. Яркий пример — рекламные плакаты и ролики. Эти же инструменты (новизну, динамизм) для раздражения нейронов пользуют и педагоги, если необходимо быстро переключить внимание класса.

Произвольным управляет сознание. Это проявление воли, направленное на решение конкретной задачи. Когда деятельность, вызывающая напряжение, увлекает настолько, что ребёнок забывает о времени, говорят о послепроизвольном внимании. Если же ваш маленький непоседа рассеян, часто отвлекается — это не всегда является показателем дефицита внимания, а скорее сигналом об утомлении.

Сегодня всё чаще психологи наблюдают у младших школьников рассеянность в совокупности с гиперактивностью. Многих детей достаточно проблематично усадить за занятия, т.к. они предпочитают побегать и поиграть. Однако у тех, кто не способен сконцентрироваться на предмете, в усвоении базовых материалов образовательной программы нередко возникают пробелы, восполнить которые в последствии достаточно сложно. Поэтому специалисты разрабатывают эффективные техники, программы на развитие концентрации внимания. Они необходимы для лёгкого обучения в дальнейшем.

Как помочь маленькому непоседе стать успешным?

Трудности с концентрацией время от времени испытывают большинство людей. Не только малышам, но и взрослым бывает затруднительно заставить себя длительное время заниматься однообразной деятельностью. Не удивительно, что всякий раз, когда вашему сыну или дочери нужно готовиться к контрольной или выполнять уроки, возникает потребность поесть, попить, позвонить другу или отлучиться в туалет. Вывод напрашивается только один: детям нелегко концентрироваться. В то же время любимым делом они могут заниматься часами, не проявляя признаков утомления.

Следовательно, ключевая причина сложностей с концентрацией — отсутствие интереса. Если ваш непоседа не видит лично для себя практической пользы от выполняемой работы, у него отсутствует причина направлять внимание на данное задание. В этой ситуации задача взрослого — мотивировать ребёнка, придумав эту причину. К примеру, напомнить, что скоро начнётся увлекательный фильм, посмотреть который можно только после приготовления уроков.

Усталость, недомогания, большое количество уроков, недостаток сна — всё это заставляет школьника думать не о занятиях, а об отдыхе. Проследите, сколько времени он сохраняет хорошую работоспособность, и по прошествии этого периода предложите сделать небольшой перерыв, включающий 10-ти минутную физическую нагрузку или послушайте любимые мелодии, подвигайтесь, просто пошутите. Помните, что прежде чем «усаживать» за уроки, необходимо дать ребёнку возможность успокоиться, выплеснуть эмоции. Если же внимание продолжает блуждать по разным предметам, это говорит о том, что ему не помешает особая тренировка. 

Эксперты определили: оно обладает устойчивостью, концентрацией, объёмом, возможностью переключения и распределения. Все эти качества поддаются тренировке. Проводились научные исследования, подтвердившие, что благодаря организованной игре возможно развить детское внимание. Единственное условие — регулярность таких игр.

Простые способы и игры на развитие внимания

Упражнение 1

Называйте различные существительные в единственном числе. Малыш должен внимательно слушать и хлопать в ладошки всякий раз, когда прозвучит название животного. Усложните задачу. Попросите топнуть ногой, если встретится название растения.

Упражнение 2

Понадобится несколько листов формата А4 и пуговички. Кладём на лист 3-5 пуговиц в определённом порядке, даём ребёнку 15-20 секунд на их запоминание. Затем закрываем бумагой и просим выложить пуговки в таком же порядке. Игру можно усложнить: расчертить лист на сегменты, добавить больше пуговиц.

Упражнение 3

Развивают концентрацию и умение сосредоточиться задания типа «найди 5-10-15 отличий». Подберите специальные иллюстрации в детских развивающих журналах (две аналогичные картинки). Другой вариант — пусть ребёнок самостоятельно нарисует изображение. Затем он отворачивается, а наставник дорисовывает несколько элементов и возвращает рисунок. Малышу следует отыскать и назвать изменения.

Упражнение 4

Ещё один удачный способ, подходящий для всех, кто знаком с буквами и цифрами, заключается в следующем. Предложите ребёнку лист с напечатанным на нём текстом. Задание заключается в том, чтобы в течение 5-ти мин. подчёркивать определённую букву (например, «р») и зачёркивать «и». Со временем пропусков обозначенных букв должно становиться всё меньше и меньше. 

Упражнение 5

Малышу предлагаются две таблицы. В одной расположены 25 цифр от одного до 40. Малыш должен переписать цифры в пустую таблицу в порядке возрастания.

Все игры проводятся в доброжелательной атмосфере. За промахи — весёлые штрафы. Например, попросите попрыгать на одной ножке столько раз, сколько было допущено ошибок. Наблюдение за работой/играми сына или дочери предоставляет родителям возможность оценить уровень внимательности и сосредоточенности. Заметили, что эти качества недостаточно развиты, сразу же начинайте систематические тренировки. К сожалению, в ряде случаев видимые нарушения концентрации являются показателем СДВГ (синдрома дефицита внимания с hyper активностью) — состояния, характерного для дисфункции мозговых структур. Если регулярные занятия не дают результата, необходимо проконсультироваться с неврологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры, направленные на тренировку внимания гиперактивного ребенка.

игры для тренировки внимания, цели, описание...

Консультация для родителей "Аутогенная тренировка для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания."

Аутогенная тренировка для гиперактивных детейс синдромом дефицита внимания....

Корректурная проба (цветная) – упражнение для тренировки свойств внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста (транспорт 1)

Данное упражнение используется в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, испытывающие проблемы с вниманием: расстройство внимания, невним...

Корректурная проба «Тачки» – упражнение для тренировки свойств внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Цель: коррекция и развитие свойств внимания.Задачи: - развить объем внимания,- развить переключение внимания,- развить распределение внимания,- развить образную память.Возраст: дети средней, старшей и...

Тренировка внимания, мышления, памяти у детей старшего дошкольного возраста. Игры дома.

Данная консультация помогает развивать внимание,мышление и память ребенка не только в учебных заведениях, но и в домашних условиях....

Рекомендации для родителей по тренировке внимания детей с СДВГ

Ребёнку с СДВГ важно расходовать свою избыточную энергию и для этого можно использовать ряд игр и упражнений....