Дополнительная образовательная программа «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ» .
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Дополнительная образовательная программа

 

   «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2017_god_podgotovka_ruki_k_pismu_karpova_e.a._1.docx135 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 общеразвивающего вида»

(МДОУ «Д/с № 11»)

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МДОУ «Д/с № 11»

от « ___ »_________  20__г.

протокол заседания № __

УТВЕРЖДЕНО

приказом МДОУ «Д/с № 11»

от «____» ________ 20___г.

 № _____________

________________________

(подпись руководителя ДОУ)

Дополнительная образовательная программа

   «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»  .

 (Название программы)

Возрастная группа     6-7 лет                         .

                     Срок реализации:       1 год                            .

Составитель: Карпова Е.А., воспитатель

г.Ухта, 2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка………………………………………………

3

2.

Цель и задачи программы …………………………………………...

6

3.

Содержание программы ……………………………………….........

7

4.

Планируемые результаты …………………………………………

10

5.

Характеристика организационно-педагогических условий……….

11

6.

Список литературы …………………………………………….........

13

Приложение №1. Картотека пальчиковой гимнастики

Приложение №2. Сценарии проведения образовательной деятельности с детьми по лепке

Приложение №3. Схемы оригами

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Положениями «Концепции развития дополнительного образования детей» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014г. №1726).
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. №729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.1. 3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
  • Уставом МДОУ «Д/с № 11».
  • Положением о дополнительной образовательной программе МДОУ «Д/с №11».
  • Изменениями, вносимые в Положение о дополнительной образовательной программе МДОУ «Д/с №11».

Направленность дополнительной образовательной программы «Подготовка руки к письму» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной. (Порядок 1008, п.9).

Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.

Отличительной особенностью данной программы заключаются в том, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что подготовка детей к обучению в школе в настоящее время является одной из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Педагогическая целесообразность:

  • Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.
  • Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
  • Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

Программа «Подготовка руки к письму» рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Она предполагает проведение 1 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, во второй половине дня. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей не должна превышать 12 человек. Занятия проводятся с октября по май. Общее количество занятий в год – 32. Зачисление детей в кружок проходит на основе учёта интересов детей. Занятия проводятся в групповом помещении. Срок реализации программы один год.

        

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: помочь детям 6-7 лет подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Задачи программы:

  1. Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
  2. Развивать мелкую моторику и зрительно–двигательную координацию.
  3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  4. Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
  5.  Продолжать работать над развитием слухо-зрительно-моторных функций.
  6. Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
  7.  Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
  8.  Способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.
  9. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Таблица 1

Наименование программы

Максимально допустимое количество занятий

неделя

месяц

год

Дополнительная образовательная программа «Подготовка руки к письму»

1

4

32

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • работа в рабочих тетрадях
  • раскрашивание
  • лепка
  • работа с бумагой
  • работа в тетради в клетку

Структура занятия.

1 часть. В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети на каждом занятии знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для тренировки пальцев и укрепления мышц руки.

2 часть. Во второй части занятия дети занимаются в рабочих тетрадях, выполняют различные задания.

3 часть. В последней части занятия дети занимаются различными видами деятельности: лепка, раскрашивание, работа с бумагой, различные задания для развития мелкой моторики. Все виды деятельности чередуются.

Календарное планирование

Таблица 2

Месяц

№ занятия

Содержание деятельности

Предметно-пространственная среда/Информационно методическое обеспечение

Октябрь

1.

Вводная часть: Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки.

Знакомство с рабочей тетрадью.

Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, рабочая тетрадь

2.

1. Пальчиковая гимнастика «Осень» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 1).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

3.

1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» (Приложение 1).

2. Лепка «Аквариум с рыбками» (Приложение 2).

3. Работа в тетради в клетку        .

Дощечки для лепки, стеки, пластилин, цветной картон, аудиозапись.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

4.

1. Пальчиковая гимнастика «Птички» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 2).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

Ноябрь

5.

1. Пальчиковая гимнастика «Грибы» (Приложение 1).

2. Раскрашивание по цифрам.

3. Работа в тетради в клетку.

Раскраски, цветные карандаши.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

6.

1. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 3).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

7.

1. Пальчиковая гимнастика «Ботинки» (Приложение 1).

2. Упражнение «Перебери узелки».

3. Работа в тетради в клетку.

Веревочки, завязанные в узелки.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

8.

1. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира» (см. приложение 1)

2. Работа в рабочей тетради (стр. 4)

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

9.

1. Пальчиковая гимнастика «Машина каша» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 5).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

Декабрь

10.

1. Пальчиковая гимнастика «Подарки» (Приложение 1).

2. Работа с бумагой. Оригами «Собака» (см. схему в Приложении 3).

3. Работа в тетради в клетку.

Клей-карандаш, салфетки, цветная бумага, ножницы.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

11.

1. Пальчиковая гимнастика «Повар» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 6).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

12.

1. Пальчиковая гимнастика «Акула» (Приложение 1).

2. Раскрашивание по цифрам.

3. Работа в тетради в клетку.

Раскраски, цветные карандаши.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

13.

1. Пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 7).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

Январь

14.

1. Пальчиковая гимнастика «Школа» (Приложение 1).

2. Лепка «Коровка» (Приложение 2).

3. Работа в тетради в клетку.

Пластилин, дощечки для лепки, стеки.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

15.

1. Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей» (Приложение 1).

2. Упражнение «Перебери крупу».

3. Работа в тетради в клетку.

Крупа двух видов.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

16.

1. Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 8).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

17.

1. Пальчиковая гимнастика «Наша группа» (Приложение 1).

2. Работа с бумагой. Оригами «Медведь» (см. схему в Приложении 3).

3. Работа в тетради в клетку.

Цветная бумага, салфетки, ножницы.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

Февраль

18.

1. Пальчиковая гимнастика «Путешествие в страну дорожных знаков и правил» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 9).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

19.

1. Пальчиковая гимнастика «Жизнь диких животных» (Приложение 1).

2. Раскрашивание по цифрам.

3. Работа в тетради в клетку.

Раскраски, цветные карандаши.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

20.

1. Пальчиковая гимнастика «Семья-это важно, семья-это сложно» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 10).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

21.

1. Пальчиковая гимнастика «Мамочка любимая, родная!» (Приложение 1).

2. Лепка «Ежик» (Приложение 2).

3. Работа в тетради в клетку.

Пластилин, дощечки для лепки, стека, еловые иголки.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

Март

22.

1. Пальчиковая гимнастика «Тише, тише не шумите» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 11).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

23.

1. Пальчиковая гимнастика «Зимушка-зима!» (Приложение 1).

2. Нанизывание пуговиц на веревочку.

3. Работа в тетради в клетку.

Пуговицы, веревочка.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

24.

1. Пальчиковая гимнастика «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 12).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

25.

1. Пальчиковая гимнастика «Если не иметь посуды, жить придется очень худо!» (Приложение 1).

2. Работа с бумагой. Оригами «Енот» (Приложение 3).

3. Работа в тетради в клетку.

Цветная бумага, клей-карандаш, салфетки.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

Апрель

26.

1. Пальчиковая гимнастика «Путешествие по городу профессий» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 13).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

27.

1. Пальчиковая гимнастика «Полна чудес весенняя пора» (Приложение 1).

2. Раскрашивание по цифрам.

3. Работа в тетради в клетку.

Раскраски, цветные карандаши.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

28.

1. Пальчиковая гимнастика «На чем мы ездим?» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 14).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

29.

1. Пальчиковая гимнастика «Путешествие в Африку» (Приложение 1).

2. Лепка. Пластилинография  «Божья коровка на ромашке».

3. Работа в тетради в клетку.

Пластилин, дощечки для лепки, стека, цветной картон.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

Май

30.

1. Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 15).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

31.

1. Пальчиковая гимнастика «Если очень захотеть, можно в космос полететь» (Приложение 1).

2. Расскрашивание по цифрам.

3. Работа в тетради в клетку.

Раскраски, тетрадь в клетку, простой карандаш

32.

1. Пальчиковая гимнастика «В деревне» (Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради (стр. 16).

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитанник будет знать:

  •  гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради)
  • правила работы с тетрадью
  • правила работы с ножницами

Воспитанник будет уметь:

  • правильно сидеть за столом во время письма
  • правильно располагать рабочую тетрадь
  • правильно держать карандаш и ручку
  • проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые)
  • ориентироваться на листе бумаги в клетку

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи через:

  • Развитие коммуникативности
  • Развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук
  • Развитие наблюдательности
  • Развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий
  • Развитие инициативности и самостоятельности

Воспитанник способен проявлять:

  • Усидчивость при выполнении работ
  • Эмоциональную отзывчивость
  • Доброжелательность

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Формами подведения итогов являются: промежуточная и итоговая диагностики.

Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.

Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

Рекомендуемые задания для диагностики:

  1. Развитие мелкой моторики
  • Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу).
  • «Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусен (оценивается быстрота, создание рисунка).
  • Завязывание шнурков разной величины.
  • Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
  1. Ориентировка в пространстве
  • Продолжить узор по клеточкам.
  • Д/И «Найди, где спрятано?».
  1. Срисовывание образца
  • Задания на листе бумаги в клетку, в линейку.
  • Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).

4. Штриховка

  • Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5. Графический диктант

  • Графический диктант по словесной инструкции.

6. Вырезание ножницами

  • Вырезание силуэта предмета.
  • Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)

Критерии оценки деятельности ребенка:

Все результаты фиксируются в виде условных символов и заносятся в таблицу:

●-навык полностью сформирован.

○-навык сформирован не полностью, находится в стадии формирования.

◌-навык не сформирован.

Таблица 3

Ф.И. ребенка

Развитие мелкой моторики рук

Ориентирование в пространстве

Развитие графических навыков

Вырезание ножницами

Копирование образца

штриховка

Графический диктант

1

2

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. MAAM.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/15/palchikovaya-gimnastika-dlya-podgotovitelnoy-gruppy, свободный. – Загл. с экрана.

  1. MAAM.RU Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-lepke-akvarium-s-rybkami.html, свободный. – Загл. с экрана.

  1. Учебно-методический КАБИНЕТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ped-kopilka.ru/blogs/romanevich-tatjana/konspekt-zanjatija-nod-lepka-korovki.html, свободный. – Загл. с экрана.

Приложение №1

Картотека пальчиковой гимнастики

«ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,               (Плавные, волнообразные

Ветер листики считал:               движения ладонями.)

Вот дубовый,                       (Загибают по одному пальчику

Вот кленовый                              на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.     (Спокойно укладывают ладони на стол.)

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                  (Дети «разламывают» апельсин)

Много нас,                                    (Показывают 10 пальцев)

А он один.                                     (Показывают 1 палец)

Эта долька — для ежа.                 (Загибают пальцы левой руки)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.       (Бросательное движение правой рукой)

Он сердит на нас —              (Сжимают кулаки и прижимают

Беда!!!                                     их к груди)

Разбегайтесь —                     («Бегут» пальцами по столу)

Кто куда!

«ПТИЧКИ»

Эта птичка – соловей,      (Загибают пальцы на обеих руках)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.       (Машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам.     (Машут обеими руками, как крыльями)

«ГРИБЫ»

Топ-топ — пять шагов,           (Дети «шагают» пальчиками)

В кузовочке пять грибов.        (Показали 5 пальцев правой руки)

Мухомор красный —               (Загибают пальцы на одной руке)

Гриб опасный.

А второй — лисичка,        

Рыжая косичка.        

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом         (Дети загибают пальцы на обеих руках)

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,      (Удары ладонями и кулачками поочередно)

Всем тепло, уютно в нем.

«БОТИНКИ»

Всюду, всюду мы вдвоем        (Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем.                  «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам,                 (Дети загибают по одному

По зеленым берегам,                  пальчику, начиная с большого)

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.            (Укладывают ладони на стол)

«НАША КВАРТИРА»

В нашей комнате — столовой —          (На каждое название предмета

Есть отличный стол дубовый,                       мебели дети загибают

СТУЛЬЯ — спинки все резные,                   по одному пальчику)

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате доя взрослых — спальне —

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

в стенке — центр музыкальный.

«МАШИНА КАША»

Маша каши наварила,                          (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила.              руки дети мешают в левой ладошке)

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,                                  (Загибают пальцы левой руки)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                                (Разжимают кулачок)

Все до крошки раздала.                                  (Сдувают «крошку» с ладошки)

«ПОДАРКИ»

Дед Мороз принес подарки:              (Дети «шагают» пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,                       (Загибают пальцы левой руки)

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

Гав! Гав!

«ПОВАР»

Повар готовил обед,               (Ребром ладони дети стучат по столу)

А тут отключили свет.

Повар леща берет                  (Загибают пальцы на левой руке)

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он!                        (Разводят руками)

«АКУЛА»

Приплывали две севрюги,             (Двумя ладонями дети изображают,

                                                                    как плывут севрюги)

У них спины словно дуги.         (Выгибают ладони тыльной стороной вверх)

Налетали с двух сторон.                         (Изображают, как севрюги

                                                                   плывут навстречу друг другу)

Ты, акула, выйди вон.                  (Делают толчок ладонями от груди)

«ДРОЗД - ДРОЗДОК»

Дружок ты мой, дрозд,                                   (Дети машут сложенными

В крапинку хвост,                                                ладонями как крыльями)

Носик — остренький,                              (Загибают по одному пальчику

Бочок — пестренький,                         обеих руках, начиная с большого)

Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются,                    (Снова машут, сложенными накрест                 Зимой забываются.                                                                    ладонями)

«ВЕСНА»

Иди, весна, иди, красна,                     (Дети пальчиками «идут» по столу)

Принеси ржаной колосок,                  (Загибают по одному пальчику на

Овсяный снопок,                                    обеих руках, начиная с мизинца)

Яблоки душистые,                              

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

«ШКОЛА»

В школу осенью пойду.                  (Дети «шагают» пальчиками по столу)

Там друзей себе найду,                        (Загибают по одному пальчику)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду.         (Грозят указательным пальчиком правой руки)

«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»

- Где обедал, воробей?      (Дети машут ладошками)

- В зоопарке у зверей.     (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть)

Пообедал я сперва               (На каждое название животного

За решеткою у льва.                загибают по одному пальчику

Подкрепился у лисицы,                поочередно  на левой,

У моржа попил водицы.              затем на правой руке)

 Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывающуюся пасть жи-

                                                                                      вотного.)

«НАША ГРУППА»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.       (Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз)

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.     (Соединяют поочередно друг с другом одноименные

                                                            пальчики, начиная с мизинчиков)

Раз, два, три, четыре, пять                 (Разъединяют пальчики)

Мы закончили считать             (Руки вниз, встряхивают кистями.)

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ И ПРАВИЛ»

Дорожных правил очень много!       (Сжимают и разжимают кулачки)

Раз — внимание дорога!

Два — сигналы светофора.

Три — смотри, дорожный знак,

А четыре — переход.                      (Последовательно соединяют пальчики

                                                                    с большим на обеих руках)

Правила все надо знать

И всегда их выполнять                      (Разжимают и сжимают кулачки)

«ЖИЗНЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ»

Дикие животные водятся в лесу.  (Последовательно соединяют одноименные

                                                          пальчики правой руки с левой, начиная

                                                                                    с больших)

Здесь увидеть можешь ты           (Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Волка и лису,

Зайца и медведя,

Белку и ежа,

Оленя и лося.                                 (Последовательно соединяют пальчики

                                                       с большим на одной руке, затем на другой.)

Прячет всех надежно                              (Зажимают пальчики в кулачок)

Лесная тишина.                               (Подносят указательный пальчик к губам)

«Семья-это важно, семья-это сложно»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:                                 (Поднимают руки ладошкой к себе и

                                                                                   прижимают к груди.)

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой)

И у нас разлада нет.            (Вытягивают вперед руки ладошками вверх)

«МАМОЧКА ЛЮБИМАЯ, РОДНАЯ!»

«Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем».  (Выполняют движения по тексту)

«Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать         (Загибают большие пальчики на обеих руках)

Этот пальчик лег в кровать       (Загибают указательные пальчики)

Этот пальчик чуть вздремнул   (Загибают средние пальчики)

Этот пальчик уж уснул              (Загибают безымянные пальчики)

Этот крепко-крепко спит          (Загибают мизинчики)

Тише, тише, не шумите…         (Подносят указательный пальчик к губам)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,                    (Поднимают руки и делают «солнышко»)

Будут птицы щебетать,              (Машут сложенными накрест ладонями)

Будут пальчики вставать!          (Сжимают и разжимают кулачки)

«ЗИМУШКА-ЗИМА!»

Весело зимой! Не хочется домой!              (Хлопают в ладоши)

Но ветер приближается-                       (Разводят руки в стороны)

Вьюга начинается.                (Покачивают над головой руками из стороны

                                                                                 в сторону)

Крепчает мороз-                                    (Сжимают с усилием кулачки)

Щиплет щеки, щиплет нос      (Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос)

Руки стали замерзать-                                         (Трут ладони)

Надо их согревать.                                          (Дышат на ладони)

Вечер приближается-                               (Разводят руки в стороны)

Темнота сгущается.                                   (Закрывают руками глаза)

Нам домой идти пора.                                   (Пальчики «шагают»)

-До свидания! До утра!                           (Машут рукой на прощание)

«ТРУДНО ПТИЦАМ ЗИМОВАТЬ, НАДО ПТИЦАМ ПОМОГАТЬ»

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.                               («Зовущие» движения пальчиков

Приготовлю крошки-

Хлебушка немножко.               (4 раза-«режущие» движения одной ладошкой

                                                                                       по другой)

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.                  (Пальцы щепоткой – «крошат хлеб»)

Галки да вороны, Ешьте макароны!

(Одна ладошка скользит по другой по кругу - «катая из хлеба макароны», вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью)

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ПРОФЕССИЙ»

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.                       (Сжимают и разжимают кулачки)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, кондитер и строитель …

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой)

Сразу всех не называю,                           (Сжимают и разжимают кулачки)

Вам продолжить предлагаю.      (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх)

«На чем мы ездим?»

Есть игрушки у меня:                              (Хлопок, кулачок)

Паровоз и два трамвая,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран-

Настоящий великан.                      (Поочередно загибают соответствующее

                                                                           количество пальчиков)

Сколько вместе, как узнать?

Помогите сосчитать!                            (Сжимают и разжимают пальчики)

«ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ»

Если в жаркую страну

Я случайно попаду,                                 (Сжимают и разжимают пальчики)

То увижу там                       (Соединяют все пальчики с большим на обеих рук,

                                                       образуя «бинокль», подводят к глазам)

шакала, бегемота, носорога,

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

Крокодила и слона.                        (Разгибают по очереди пальчики на правой

                                                                   и левой руках, начиная с большого)

Хорошо живется им –               (Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны)

Не бывает снежных зим.     (Указательным пальчиком двигают влево-вправо)

«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

На окно скорее глянь:                                     (Показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветёт герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония                (Поочерёдно загибают одноименные пальчики рук,

                                                                      начиная с мизинчиков)

Мы все названья помним!                             (Раскрывают ладошку)

Мы взрыхлим цветы,                  (Шевелят опущенными вниз пальчиками)

Польём.                       (Соединяют все пальчики с большим на обеих руках)

Пусть подрастают день за днём!    (Обе ладошки соединяют «бутончиком»,

                                             поднимают над головой и раскрывают «цветком»)

«НА РАКЕТЕ»

Раз, два, три, четыре, пять -           (Загибают одноименные пальчики рук,

                                                                        начиная с мизинчиков)

В космос полетел отряд.            (Соединяют ладошки вместе, поднимают

                                                                                   руки вверх)

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?             (Пальчики обеих рук соединяют с большими,

                                                                                образуя «бинокль»)

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну                     (Разгибают одноименные пальчики рук,

                                                                               начиная с больших)

«В ДЕРЕВНЕ»

Я в деревне отдыхаю,

(Руки на столе ладошками вниз. Разводят и соединяют пальцы правой руки)

Всех зверей домашних знаю:

(Разводят и соединяют пальчики левой руки)

Кролик, лошадь,

Кот, корова и свинья,

(Называя животное, поднимают и удерживают на весу каждый пальчик левой руки, начиная с большого)

И коза с козлом,

А еще баран с овцой,

Да верный пес –

(Поднимают и удерживают на весу каждый пальчик правой руки, начиная с большого)

Помощник мой.

(Большой пальчик правой руки поднимают вверх, указательный сгибают, остальные вытягивают вперед и прижимают друг к другу – «собака», левая рука лежит на столе ладошкой вниз)

Приложение № 2

Сценарии проведения образовательной деятельности с детьми по лепке

1.Лепка «Аквариум с рыбками»

Ход:

Звучит шум морского прибоя.

Воспитатель:- Ребята, прислушайтесь. Что это за шум?

Дети:- Это шумит море.

Воспитатель:- Давайте, мы с вами сейчас закроем глаза и немного по фантазируем. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди – море. Как красиво вокруг!

Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру: «Найди слова» Найдите слова на небе (облака, птицы, ветер, тучи, самолет, молния, голубое, солнце и др.) Найдите слова в море (вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль и др.)

Воспитатель:- В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Назовите, каких вы знаете рыб (дети перечисляют). Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат.

Вспоминаем, какие части тела есть у рыб и для чего они им служат. (У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.)

Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам слепить своих красивых рыб, осьминога, морскую звезду из пластилиновых жгутиков и поместить их в свой аквариум. Что еще можно слепить для нашего аквариума, чтобы он был красивым? (камушки, водоросли, чтобы рыбкам было, где спрятаться). Рассматриваем с детьми двух игрушечных (разных по пропорциям.) рыбок. Уточняем название формы тела рыбок (овальное). Вспоминаем и рассказываем, как лепить рыбок, как сделать хвост, плавники, чешую изготавливаем из пайеток, выкладывая рядами, одну за другой.

Выполнение работы детьми под фоновую музыку.

Итог занятия: Ребята, вам нравятся получившиеся рыбки ваших товарищей? Какие именно работы вам понравились? Почему они вам понравились? А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте!

2.Лепка «Коровка»

Ход:

Воспитатель загадывает загадку:

Много знает и мычит,

Только так она и говорит

Крупная, большая, есть рога,

Только добрая всегда.

Хвост, рога, копыта вновь,

Пробуждают в нас любовь.

Кто же, молочко дает,

Кто ее нам назовет? (корова)

2. Введение в тему

- Сегодня мы с вами научимся лепить дикое животное корову.

Дети обращают внимание на ошибку воспитателя, что корова это домашнее животное.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных на доске: лиса, волк, корова, медведь, заяц.

- Найти среди них коровку, и докажите, почему корова это домашнее животное.

Дети рассматривают картинки, находят корову, рассказывают о корове:

За коровой ухаживает хозяин: кормит, доит, убирает за ней, поэтому это домашнее животное.

- Какую пользу приносят коровы в жизни человека?

Дети называют продукты питания, которые получаются из молока: сметана, масло,творог, кефир, йогурт, сливки, мороженое, бифидок, ряженка.

3. Рассматривание образца и показ способа выполнения

Воспитатель предлагает рассмотреть образец и назвать из каких частей выполнена скульптура, какой они формы.

Дети называют части: туловище цилиндрической формы, ноги колбаски, голова и мордочка круглой формы, на голове рога , уши овальные лепешки, тонкая колбаска хвостик.

Объясняет и показывает наглядно, как выполнить работу:

- Размять брусок пластилина и разделить на части.

- Скатать шарик-голову, шарик-мордочку, цилиндрик-туловище, колбаски-ножки 4штуки, тоненькую колбаску-хвост, овальные лепешки-ушки, конусные рожки.

- Шарик-голову слегка сжать и прикрепить мордочку, к голове прикрепить ушки и рога.

- Соединить детали туловище и голову, сглаживая места соединения пальцами.

- Прикрепить ножки к туловищу и хвост.

- Из небольших кусочков скатать маленькие шарики глаза и нос и закрепить их на мордочке.

3.Лепка «Ежик»

Ход:

- Давайте встанем в кружок и крепко возьмемся за руки, вы видели, как крепко держатся иголочки на еловой ветке; и мы также крепко будем дружить, будем всегда помогать друг другу и заботиться друг о друге!

- Ребята, отгадайте загадку "Кто колючий, словно елка, носит на спине иголки?"

- да, действительно это ежик. Ежа вы все давно знаете: все смотрели про него мультфильмы, читали сказки и стихи. И везде еж является хорошим другом и товарищем, он всегда поможет в беде. Еж трудолюбивый и честный. В сказках ежа всегда описывают положительным героем.

- какие сказки про ежа вы знаете?

(ответы детей)

- ребята, а действительно ли еж такой, каким его описывают в сказках?

(ответы детей)

- как вы думаете, какой он на самом деле?

(ответы детей)

- "Рассказ про ежа": - В природе еж немного другой. Живет он один и друзей у него почти нет. Еж никого не боится… Почему?

(ответы детей)

- он никого не боится, потому что его защищают иголки, которыми покрыто почти все его тело. Но есть у ежа и враги: это сова и хитрая лиса, от них ежик старается спрятаться. Но зато еж совсем не боится змей, он охотится на них и ему даже не страшны змеиные укусы. У ежа сильный организм, которому не страшен змеиный яд!

- Ребята, а чем питаются ежи?

(ответы детей)

- Еж - это хищник, он охотится на змей, мышей, различных жучков и червячков, очень любит землянику, в которой много витаминов, полезных для ежей. А также еж очень любит молоко.

- А где живет еж?

(ответы детей)

- еж ищет себе уютную норку или расщелину в корнях деревьев или среди камней. Натаскает туда много различных сухих листьев, травы или моха и получается теплое уютное гнездышко.

- А как зимует ежи - вы знаете?

(ответы детей)

- с наступлением первых холодов еж впадает в спячку и просыпается, когда солнышко начинает пригревать.

- Ребята, а как вы думаете, ежата рождаются с иголками?

(ответы детей)

- Ежата рождаются очень маленькими и совсем без иголок. Но уже через несколько дней у них начинают отрастать белые иглы, которые со временем темнеют и становятся очень острыми.

Физ. минутка:

"А в лесу растет черника,

Голубика, ежевика,

Ягоду я принесу

И ежа ей угощу".

- А показать вам настоящего ежа? - Его зовут Степка.

- Посмотрите внимательно, какой он интересный, забавный, колючий. Какие у него глазки, носик, лапки и даже есть маленький хвостик.

(показ детям картинки с изображением ежа)

- Ребята, какой он, ежик?

(описание детьми ежа)

- Когда Степка боится, он сворачивается в клубок и начинает шипеть и фыркать, предостерегая своего недруга о том, что он может постоять за себя. Он как будто говорит: "Я тебя не боюсь!".

- А если Степка сильно испугается, он может залаять, как маленький щенок (затявкать).

- Давайте попробуем также потявкать

(звуковая гимнастика)

- Ежи - это ночные животные. Поэтому Степка днем спит, а ночью бегает, очень сильно и быстро топая своими короткими ножками.

- У Степки есть подружка - это кошка Машка. Они по ночам играют в салочки. Сначала Машка догоняет Степку, а потом наоборот. Они очень хорошие друзья и даже вместе молоко пьют из одной миски.

- Вам понравился ежик?

- Вы хотите такого же ежа, чтобы он был вашим другом, чтобы играть с ним?

(ответы детей)

- Но если мы поймаем в лесу ежика, то он будет грустить по своим маме и папе. В неволе ежик будет чувствовать себя несчастным. О животных нужно заботиться, и о ежах в том числе. Если каждый захочет поймать ежа и принести к себе домой, то в лесу их совсем не останется. Где же нам взять такого интересного друга, ведь мы решили в лесу не ловить?

(ответы детей)

- Давайте слепим из пластилина и у каждого из нас будет свой ежик. Я и иголки уже принесла, настоящие лесные. Они конечно же не от ежа, а всего лишь от елки, но ведь елка и ежик похожи друг на друга своими иголками.

- Я собрала их в лесу с упавших веток.

- эти иголочки и помогут нам сделать ежика похожим на настоящего. Но нужно быть очень осторожными при работе с ними. Почему?

(ответы детей по технике безопасности при работе с природным материалом)

- А как же мы будем лепить ежа?

(ответы - предположения детей) - дети должны вспомнить приемы лепки.

1. берем кусок пластилина. Дальше?

2. делим стеком на несколько неравных частей. Сколько частей нам нужно? (большой -туловище, 4 маленьких-ножки)

3. разминаем большой кусок пластилина в руках. Дальше?

4. лепим туловище (вместе с головой, так как у ежа совсем не видно шеи). Надо вытянуть острый носик. А потом?

5. надо, поочередно, вылепить маленькие ножки и присоединить их к туловищу. Помните, что ножки у ежа совсем маленькие.

- Получился ежик?

(Ответы детей) - еще нет

- Что нам осталось сделать, чтобы ежик был похож на настоящего?

(ответы детей) - прикрепить иголки.

6. как мы будем прикреплять иголки?

- но у нашего ежа нет глаз! Как можно их сделать?

(ответы - предположения детей)

- я принесла вам горошины черного перца, они очень похожи на глаза - горошинки нашего ежика.

- Воспользуемся им? А чего нельзя делать с этими горошинами?

(техника безопасности при работе).

7. как мы будем прикреплять глаза?

(методом вдавливания)

- А теперь получился у нас ежик?

(дети демонстрируют свои работы)

- какие они замечательные и колючие, как настоящие ежата!

- Как вы будете играть со своими ежатами?

(аккуратно, осторожно, бережно).

А теперь Степке пора прощаться с вами, ведь он - ночное животное и ему надо спать! Скажите шепотом ему до свидания!

- А сейчас, после нашего, очень интересного занятия давайте придумаем имена вашим ежатам и поиграем с ними!

- Вы очень хорошо поработали! Спасибо вам.

4.Лепка в технике пластилинографии «Божья коровка на ромашке»

Ход:

Сегодня, дети, мы с вами вспомним лето. Кто из вас может назвать какие-нибудь полевые цветы? (ответы детей). А почему они называются «полевые»? Правильно, потому что растут в поле, на лугу. Отгадайте мою загадку:

                  В поле бескрайнем сестрички стоят,

                 Жёлтые глазки на солнце глядят,

                 У каждой сестрички - белые реснички.

Конечно, это ромашка. Издавна люди очень любят этот цветок, особенно за его лечебные свойства. А какие насекомые живут рядом с цветами в поле и на лугу? (ответы детей). Сегодня мы поговорим о насекомом, которое трудно не заметить. Отгадайте:

                  Какая коровка, скажите, пока

                  Еще никому не дала молока?

Правильно, божья коровка. Она не боится никого, потому что у неё есть хитрая защита. Птицы не едят её, потому что у неё выделяется едкая и противная жидкость. А ещё она может притвориться мёртвой. Божья коровка очень полезное насекомое: она уничтожает тлю и других вредителей на растениях. Издавна людей добрых и безобидных называли «божьими». Именно таким – добрым и безобидным казался человеку этот жучок. А почему же коровка? Да потому, что ядовитую жидкость, которую выделяет жучок в случае опасности, называли «молочком». Так и получилось «божья коровка». Как вы уже, наверное, догадались, сегодня мы изобразим божью коровку на ромашке.

Ребята, давайте выберем фон для работы (большинство детей предлагают синий или голубой).

Ромашка. Из жёлтого пластилина нам надо скатать шар и слепить из него овальную лепёшку. Картон берём горизонтально. В центре него примазываем лепёшку. Теперь сделаем лепестки. Берём белый пластилин и катаем короткие колбаски одинаковой длины. Затем сплющиваем их в овальные лепёшки. Разглаживаем лепестки вокруг жёлтой середины, как лучики.

Божья коровка. Из красного пластилина надо скатать небольшой шар, сплющив его в лепёшку. Закрепим её на ромашке (в любом месте). Затем берём небольшой кусочек чёрного пластилина и катаем тонкую колбаску. Закрепим её посередине красной лепёшки. Возьмём ещё один кусочек чёрного пластилина, скатаем шарик и сплющим его в овальную лепёшку (это голова божьей коровки). Осталось сделать точки на спинке. Скатаем маленькие чёрные шарики, сплющим их и закрепим по обе стороны от чёрной полоски (примерно по три точки).

Листья. Для завершения картины украсим её листочками по углам. Для этого шарики из зелёного пластилина сплющим в овальные лепёшки, дополнительно приплюснув их с двух сторон. Примажем листья к картине  и стекой нарисуем прожилки.

Пальчиковая разминка во время работы «Божьи коровки»

Божьей коровки папа идет. (Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу.)

Следом за папой мама идет. (Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу.)

За мамой следом детишки идут, («шагать» обеими руками.)

Следом за ними малышки бредут.

Красные кофточки носят они. (Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу.)

Кофточки с точками черненькими. (Постучать указательными пальцами по столу.)

Папа семью в детский садик ведет, после занятий домой заберет. (Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.)

Ребята, сегодня вы все постарались, и у каждого из вас получилась по -настоящему летняя картина. И никогда не забывайте, что нельзя обижать насекомых и зря рвать цветы. Природу надо беречь

Приложение №3

Схемы оригами

1.Собака

        http://sitedetstva.ru/images/dog2.gif

3.Енот

        3.Енот

http://sitedetstva.ru/images/enot-shema.gif

2.Медведьhttp://sitedetstva.ru/images/bear-shema2.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая модифицированная дополнительная образовательная программа "Подготовка к школе"

Программа рассчитана на дошкольников в возрасте 6 - 7 лет. Срок реализации программы 1 год....

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки детей к обучению в школе «Скоро в школу».

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе....

Планирование дополнительных занятий по подготовке руки к письму детей 5-7 лет

Перспективное планирование по подготовке руки к письму детей 5-7 лет посредством игр и упражнений...

Дополнительная образовательная деятельность «Подготовка руки к письму"

Прграмма для детей старшего дошкольного возрата, направлена на подготовку руки к школьному письму...

Дополнительная образовательная программа "Подготовка к обучению грамоте"

Программа предназначена для занятий со старшими дошкольниками комбинированных групп МДОУ №28 "Снегирёк"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму»

Направленность: предшкольное развитиеВозраст обучающихся: 6 лет....

Дополнительная образовательная программа «Подготовка руки к письму»

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию ин...