Статья для педагогов Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста на восприятие цвета
статья на тему

Бычкова Евгения Петровна

«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут».

Януш Корчак

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста на восприятие цвета

Бычкова Е.П., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 87»

Дидактическая игра представляет собой многоплавное, сложное педагогическое явление: она представляется и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития, как младший возраст.

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста направленны на сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове, что является фундаментом умственного развития ребенка.

В процессе разнообразных дидактических игр дети выделяют цвет предметов, называют цвета, сравнивают предметы по цвету, группируют их по сходству в цвете.

Изучение  цвета в младшей группе является  качественным  расширением  кругозора воспитанников. Узнавая  цвета,  ребенок  получает  новый  метод  классификации  всех окружающих объектов - по цвету. Кстати, помимо развивающего эффекта, знание  цветов  открывает  перед  ребенком  большое  количество интереснейших игр с цветом.

Особенности изучения цветов с самыми маленькими заключаются в том, что новые предметы и материалы для изучения необходимо вводить постепенно. Множество свойств малознакомых материалов может отвлечь малыша от основной темы - цвета. Поэтому если ребенок еще не знаком с рисованием  и  лепкой,  то  перед  началом  изучения  цветов  обязательно необходимо провести несколько занятий - знакомств с красками и пластилином.

На  изучение  первых  названий  цветов  (красного,  желтого,  синего, зеленого)  лучше  потратить  целый  день  (на  каждый  цвет  по  дню).

Для примера опишу один день изучения цвета. Другие цвета будут изучаться подобно.

План дня по изучению красного цвета:

1.  Показываю  группу  красных  предметов  и  объясняю,  что  они красного цвета.

2.  Рисуем  рисунок  или  раскрашиваем  картинку  красными  цветами. Для раскрашивания вношу разнообразие  красных красок,  фломастеров,  карандашей  и  мелков.  Альтернативой  рисованию может быть лепка.

3.  Устраиваем  «охоту»  на  красные  вещи.  Совместно  везде  ищем красный: в  интерьере  и  одежде,  на прогулке  прошу  показать красные машины.

4.  Читаем  книжки,  смотрим  карточки  с  изображением  красных предметов.

5.  Предлагаю  сортировку - выбрать  красные  детали  из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета.

Варианты предметов для сортировки:

 кубики;

 детали конструкторов (Lego и т.п.) и мозаек;

 пуговицы;

 цветная пластиковая посуда;

 поролоновые кубики из губки для мытья посуды.

Умение  сортировать  и  находить  общие  признаки предмета – эта важнейший навык, который необходимо совершенствовать в младшем  возрасте,  предоставляя  для  этого  всевозможные  материалы  для сортировки.

В дидактических играх для детей младшего дошкольного возраста с предметами игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, складывать цветные стаканчики, доставать предметы из «чудесного мешочка».

Так совершенствовать свои представления о величине, форме, цвету дети могут в следующих дидактических играх «Спрячь мышку», «Бабочка»,

«Сложи картинку», «Подбери по цвету», «Какого цвета не стало».

В  играх «Разноцветные кружочки», «Собери бусы» у детей формируются умения выделять цвет, форму, величину, группировать предметы по нескольким сенсорным признакам.

Дети овладевают операциями сравнения и обобщения, впервые знакомятся с сочетанием цветов,  а педагоги способствуют тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.  

В своей работе я использую игры с природным материалом «На что похоже?»,

 «Найди веточку красного (синего, оранжевого) цвета», «Разноцветные снежки»,

 «Собери букет из осенних листьев или цветов» В таких играх закрепляются знания детей не только об окружающей их природной среде, но и воспитывается любовь к природе, формируется эстетический вкус.

Педагогическая ценность дидактических игр состоит в том, что они содействуют развитию у дошкольников восприятия, имеют эмоционально-мотивационную направленность, способствуют получению новых художественно-эстетических знаний. Дидактические игры готовят детей к свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации, готовят детей к более сложному отражению действительности.

Дидактический смысл игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Использование дидактических игр требует от нас, педагогов большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. В качестве дидактических материалов в художественно-эстетическом развитии могут выступать: игрушки  народных промыслов, произведения декоративно-прикладного искусства; природный материал – шишки, листья, семена, камешки. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

Педагог должен создать такую среду, чтобы в процессе игр с различными материалами дети имели возможность постучать, переставить, разобрать, могли свободно пользоваться имеющимися дидактическими играми. 

Таким образом, роль дидактических игр в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников состоит в том, что они являются средством получения художественных знаний, развития художественного восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала...

"Разноцветные лоскутки" (Развивающая дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста)

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста, направленная на развитие сенсорики....

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста "С пуговками играем - ручки развиваем"

В методической разработке представлено актуальное направление в работе с детьми дошкольного возраста - развитие мелкой моторики, что достигается привлечением интересного для детей материала - разнообр...

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Раскрась предмет в нужный цвет»

Дидактическая игра «Раскрась предмет в нужный цвет» Задачи:  Знакомить детей с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом пре...

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Подбери по цвету и по форме»

Дидактическая игра на развитие восприятия цвета для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Подбери по цвету и по форме»Цель: Учить различать цвета, ориентируясь на их ...

Мастер класс для педагогов "Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста своими руками"

Мастер класс для педагогов "Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста своими руками" Педагоги ДОУ часто используют в работе с детьми дидактические игры. С помощью этих ...