Проект Люби и знай свой край
проект (подготовительная группа) на тему

Люби и знай свой край

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyubi_i_znay_svoy_kray.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 10 муниципального образования

Усть – Лабинский район

 

 

 

Инновационно - педагогический проект "Люби и знай свой край"

Воспитатель МБДОУ№10

ПусенковаО.В.

2016-2017г.

                                                                      «Ты вспоминаешь не страну большую,

                                                       Какую ты изъездил и узнал…        

                                                          Ты вспоминаешь Родину такую,

                                                             Какой ее ты в детстве увидал…»

                                                                                                К. Симонов

Актуальность

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы», где особое место уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, формированию отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» определены основные направления работы «по формированию  первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы родного края».

Академик Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его истории, культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного города.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Ведущим  замыслом  проекта, является  приобщение ребенка к истории и культуре  своего города;   пополнить  знания   детей о  городе,  в  котором  мы  живем,   воспитывать уважение  к его   традициям  и  обычаям,   развивать  потребность детей в  освоении окружающего мира путем  изучения  культурного  наследия, с участием  родителей.                        

Проблемы

Приступая к работе по знакомству детей с родным городом, в результате мониторинга знаний детей, заинтересованности и знаний родителей по данной теме, состояния предметно-развивающей среды было выявлено ряд проблем:

  • у детей старшего дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер;
  • дети не понимают значение слова «достопримечательность» и, соответственно, не могут назвать знаменательные места города Городца;
  • дети не знают знаменитых людей города, и чем они прославились;

В связи с тем, что знания детей эпизодические, разрозненные, дети не умеют их выражать в связной, монологической речи.

Также наблюдается недостаточность программно-методического и дидактического обеспечения:

  • Мало познавательной детской литературы для дошкольников о городе Городце.
  • Недостаточно методических разработок, которые можно было бы использовать при знакомстве детей с городом Городцом.

По итогам опроса родителей видно, что у родителей имеются эпизодические знания о нашем городе, и они не знают, как их донести до детей и для чего это необходимо. А в молодых семьях вопросы по ознакомлению детей с родным городом не считаются важными и даже вызывают недоумение. Также родители малоактивны в жизни города, городские праздники и мероприятия посещают меньше половины опрошенных.

Учитывая данные проблемы необходимо систематизировать знания дошкольников с родным городом, введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому (культурно - историческим фактам), формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

  • Создание в группе предметно-развивающей среды, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
  • Организовать работу с родителями таким образом, чтобы возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории родного города Городца, чтоб их знания и любовь к Городецкому краю были переданы детям.      

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сформулировать гипотезу, цель, задачи и предполагаемый результат проекта.

Цель проекта:

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Городца, местным достопримечательностям, формировать нравственно – патриотические чувства к родному краю; воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному городу.

Задачи реализации проекта:

  • Создать условия для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города.
  • Знакомить дошкольников с историческим, культурным географическим своеобразием родного края.
  • Расширять представление детей об истории родного города Городца.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Городец.
  • Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, природе.
  • Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать воображение, творческие способности.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ.
  • Оснащение предметно-развивающей среды по знакомству детей с родным городом.

Гипотеза:

      Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению  знаний детей о ближайшем окружении ребенка, родном городе и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному  формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, городу, традициям, культуре и быту родного края

Вид проекта:   творческо-информационный, групповой

Продолжительность проекта:  долгосрочный (сентябрь 2016 – декабрь 2016)

Участники проекта:  дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель группы, музыкальный руководитель.

Образовательная область:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Основные направления в работе:

Познавательное развитие:

  • Рассматривание альбома фотографий, слайдов с изображением достопримечательностей поселка, улиц, памятных мест, мест культурного отдыха горожан.
  • Вечера встреч с интересными людьми, родителями, работающими на градообразующих предприятиях нашего поселка.

-Рассматривание и чтение детям художественной литературы о городе, заучивание стихов, конкурс чтецов.

  • Цикл занятий «Знакомство с историей родного города и его символами».

Социально-коммуникативное развитие:

  • Дидактические игры «Где это находится», «Узнай по описанию», «Знатоки Городецкого края», «Кто подберет больше слов?», «Знаешь ли ты город?», «Вот так построили!» (с использованием ЛЕГО).
  • Игры с макетом «Улицы нашего города».
  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу», «Наша улица».
  • Игровые упражнения «Продолжи», «Так бывает», «Найди отличия», «Все ли верно? Докажи».
  • Режиссерская игра «Дом для домовёнка Кузи» (учить разворачивать режиссерскую игру на основе созданной постройки).

Художественно-эстетическое развитие:                  

  • Рисование:
  • «Улицы нашего города».
  • «Осенний Городец».
  • «Наш город в будущем».
  • «Городецкая роспись».
  •  «Памятник Александру Невскому».
  • «Мы рисуем мир».
  • Аппликация:
  • «Герб нашего города» (познакомить с геральдикой).
  • «У города Мастеров» - обрывная аппликация.
  • «Строим блочный дом»  (формировать умение изображать фасад дома из блоков в соответствии с выбранным проектом, передавать симметричное строение).
  • «Дома на нашей улице».
  • «Наш микрорайон» - коллективная работа.

Предметно-развивающая среда:

  • Альбом «Люди, прославившие наш город».
  • Альбом «Русские народные костюмы».
  • Карта Краснодарского края.
  • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм по профессиям.
  • Дидактические игры по ознакомлению с городом.
  • Мини – музей «Русская изба».
  • Настольные игры по ознакомлению со старинными русскими предметами.
  • Дидактические игры для закрепления знаний о народных промыслах.

Работа с родителями

  • Предложить родителям посетить вместе с детьми памятники, красивые места нашего города.
  • Поручить родителям вместе с детьми зарисовать понравившиеся места.
  • Организация выставки «Где мы были, мы расскажем», «Мы рисуем мир».

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • Воспитание патриотов Родины, граждан  правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
  • Расширение знаний об истории родного города, ответственное отношение к общественно-значимым местам города, достопримечательностям.
  • Развитие инициативы, активности, самостоятельности, самореализация.
  • Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в уголке по краеведению).
  • Формирование заботливого отношения к родному городу.

Родители:

  • Повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, между родителями и ДОУ, самореализация, повышение родительской компетентности по данной проблеме, участие семьи в учебно-воспитательном процессе.
  • Активное участие в конкурсах, выставках, совместных мероприятиях.
  • Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
  •               Перспективный план реализации проекта

Этапы работы

Мероприятия

Сроки

Результат

  1. Подготовительный

Анкетирование родителей

Сентябрь

Выявление представлений родителей о родном городе.

Мониторинг знаний детей о родном городе

Сентябрь

Выявление знаний и представлений детей о родном городе

  • Изучение литературы по теме.
  • Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
  • Составление перспективного, тематического плана.
  • Подготовка оборудования и материалов.
  • Оснащение предметно – развивающей среды.
  • Составление конспектов тематических занятий по разделам программы.
  • Разработка дидактических игр по теме.

Сентябрь

Повышение компетентности по данной проблеме.

Составление информационных листов для родителей.

Сентябрь

Повышение компетентности представлений родителей о родном городе.

II Основной

Непосредственно образовательная деятельность с детьми в соответствии с перспективным планом «Люби и знай свой край родной!»

Сентябрь-декабрь

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях.

Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

Совместные мероприятия с семьями воспитанников.

Сентябрь- декабрь

Повышение детской и родительской компетентности.

Экскурсии

Сентябрь- декабрь

Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города.

Краеведческие мини – центры в группах

Постоянно

Пополнение развивающей среды.

Выставки:

  • «Осенний натюрморт».
  • Коллаж «Мы - пешеходы».

Каждый месяц

Выставки детских работ

Анализ результативности реализации проекта

Ноябрь

Выявление уровня знаний и представлений детей о родном городе для корректировки  работы по данной проблеме.

III Итоговый

Систематизация практического материала (конспекты, фото, игры, детская продуктивная деятельность).

Декабрь

Систематизация практического материала.

Педагогический анализ сформированности знаний и представлений детей о родном городе.

Декабрь

Выявление знаний и представлений детей о родном городе.

Анализ результатов.

Декабрь

Систематизация методического материала, обобщение опыта по данной проблеме.

Перспективный план работы реализации проекта через разные виды деятельности.

Время проведения

Формы совместной деятельности детей и педагога

Формы работы с родителями

СЕНТЯБРЬ

Диагностика «Знаешь ли ты свой город?»

Цель: определение уровня знаний детей и родителей по нравственно – патриотическому воспитанию.

Знакомство с памяткой по проектной деятельности.

НОД «Краснодарский край – прошлое и настоящее».

Цель: знакомство детей с историей возникновения города. Формирование устойчивого интереса к истории своего города.

Оказание помощи в поисках информации.

НОД «Улицы нашего города» (рисование).

Цель: формирование умений передавать в рисунке красоту родного города.

Дидактическая игра «Прогулка по городу».

Просмотр презентации «Улицы нашего города».

Словесно – дидактическая игра «Узнай по описанию». Цель: формировать умение составлять небольшой рассказ про улицу города, узнавать улицу по словесному описанию.

Оказание помощи в организации экскурсии, в подборе материала для презентации.

ОКТЯБРЬ

НОД «Моя малая Родина».

Цель: познакомить с символами Краснодарского края

     (герб).

Помощь в подготовке сообщения о символике и достопримечательностях города.

 Аппликация «Герб города Усть-Лабинска».

Цель: закреплять знания детей о символике города на основе ранее полученных знаний.

Конкурс чтецов «Мой край родной!»

Заучивание с детьми стихотворений о родном городе.

Дидактическая игра «Так бывает».

Цель: формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать воображение, мышление.

НОЯБРЬ

НОД «Русская изба» (с использованием мини – музея).

Цель: познакомить с русской избой, домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

Изготовление макета русской избы.

Просматривание альбома «Русские народные костюмы».

Оказание помощи в оформлении альбома и дидактических игр.

Выставка совместного творчества «Рукавичка для Деда Мороза»

Дидактическая игра «Собери картинку» (предметы домашней старинной утвари).

Дидактическая игра «Отгадай».

Цель: закрепление знаний о старинных русских предметах.

Анкетирование «Что ты знаешь о своей малой Родине?»

Цель: определение уровня полученных знаний у детей и родителей.

Беседа с использованием мультимедийной презентации «Достопримечательности родного города».

Цель: расширять представления детей о достопримечательностях родного города.

ДЕКАБРЬ

Видео – экскурсия «Предприятия родного города».

Цель: расширять представления о предприятиях родного города, изготавливаемой продукции.

Непосредственное участие в экскурсии, рассказы о предприятиях своего места работы.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

«Юные архитекторы» (конструирование детского сада)

                   

Беседа с использованием мультимедийной презентации «Достопримечательности родного города».

Цель: расширять представления детей о достопримечательностях родного города.

Анализ результативности проекта.

Систематизация практического материала.

Систематизация методического материала, обобщение опыта по данной проблеме.

               

Анализ результативности реализации проекта:

Анализируя результативность реализации проекта, мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы видим, что проводимая нами работа помогает детям проявлять любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться  к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай свой край родной"

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ.  ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ - КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРОБУДИТЬ В РАСТУЩЕМ ЧЕЛ...

Педагогический проект "Люби и знай свой край"

Педагогический проект по реализации национально-регионального компонента....

Проект: «Люби и знай свой край родной».

Проект: «Люби и знай свой край родной»....

Проект «Люби и знай свой край родной»

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым соде...

Информационно-познавательный проект «Люби и знай свой край»

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы, воспитания гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. А также воспитания нравственных качеств личности через ознакомлени...

проект "Люби и знай свой край"

       В воспитании гражданина и патриота своей Родины – особенно важная роль принадлежит дошкольному детству. Именно там закладывается «фундамент» настоящего патриотизма, р...

Проект "Люби и знай-свой край"

Детско-родительский проект в подготовительной к школе группе...