Основные требования и подходы к проведению психологической диагностики в ДОУ
картотека на тему

Брыксина Анастасия Александровна

Психодиагностика. Значимость психодиагностического сопровождения детей  в ДОУ. Цели и задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основные требования и подходы к проведению психологической

диагностики в ДОУ»

Психодиагностика. Значимость психодиагностического сопровождения детей  в ДОУ. Цели и задачи.

Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных образовательных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами.  1. Реализация декларируемого в образовании личностно-ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.  2. В настоящее время остается дискуссионным, что понимать под результатом деятельности дошкольных образовательных учреждений. Если исходить из того, что результатом педагогической деятельности являются изменения в развитии ребенка, произошедшие в процессе взаимодействия его с педагогом, то определение педагогами собственной профессиональной эффективности возможно только с помощью диагностики развития детей до и после проведения образовательной работы.  Что же такое психодиагностика? Под психологической диагностикой понимается психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка с целью:

- выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении,

-  определение сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы,

- определение изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ.

Психодиагностика сама по себе не является самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития личности.

В плане развития ребенка она необходима для:

- обеспечения контроля за динамикой его развития;

- предупреждения возможных отклонений;

- определения программы работы с ребенком с целью оптимизации условий развития;

- оценки эффективности проведенных психолого-педагогических мероприятий.

 Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности.

Диагностика тесно связана с коррекцией. В отношении обнаруженных в процессе диагностики у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, кружка, программы дальнейшего развития.

Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка  и, что является самым главным  для родителей и воспитателей – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность. Цели и задачи психодиагностики индивидуальны для каждого ДОУ, но они должны быть направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника. Другими словами, психодиагностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации. 

  1. Методы и основные принципы.

В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики.  1. Скрининговая диагностика.  Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.  2. Углубленная психологическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.  3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.  4. Итоговая диагностика. Цель — оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

В своей деятельности педагог-психолог чаще всего использует следующие методы исследования детей:

-наблюдение,

-опрос,

-эксперимент,

-тестирование. При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения должен соблюдать следующие принципы:  1.Комплексность и разносторонность в изучении ребенка: стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;  2. Принцип ответственности: ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого на всех этапах психодиагностического обследования.

  1. Принцип компетентности: психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными специалистами. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.
  2. Принцип конфиденциальности: неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых. Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ребенка, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине. На родительских собраниях не следует указывать на конкретных детей: родители сами должны понять, что относится к их ребёнку.
  3. Принцип научной обоснованности: психодиагностические методики должны быть валидны и надежны, то есть давать такие результаты, которым можно вполне доверять.
  4. Принцип ненанесения ущерба: результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования.
  5. Принцип объективности: выводы по результатам тестирования должны быть научно обоснованными, и никак не зависеть от субъективных установок тех, кто проводит тестирование.
  6. Принцип эффективности: дающиеся на основании психодиагностики рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.
  7. Принцип комплексной диагностики – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения точности диагностического заключения

При заключении договора между ДОУ и родителями в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности, являющийся, по сути, основным в работе ДОУ.  3.Основные требования к проведению психологической диагностики в ДОУ. Система психодиагностической работы строится следующим образом.

  1. 2.Диагностическое обследование детей подготовительной группы проводится по всем критериям и изначально является углубленной. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность оказать дополнительную помощь дошкольникам с низким уровнем готовности к обучению в школе. Такой вариант приемлем для осуществления плановой диагностики. В случае запроса родителей и педагогов диагностическое обследование включается в процесс консультирования. 3.Диагностическое обследование также проводится после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер. Особенности детей дошкольного возраста накладывают свой отпечаток и на процедуру диагностического обследования. Сама непосредственная процедура обследования должна проводиться только при участии психолога и ребенка, она не должна прерываться посторонними. Поэтому лучше привести ребенка в кабинет. Дети должны просто знать психолога, чему будут способствовать его систематические приходы в группу, игры с детьми. Важнейшим фактором, влияющим на получение объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка. Поэтому нельзя категорично настаивать на приведении ребенка в кабинет. Нельзя отрывать его от интересного дела. Тем самым снижается мотивация участия в обследовании, вплоть до полного отказа от взаимодействия. Детям нравится все необычное и тайное, поэтому можно предложить им поиграть в «секрет»: на ушко шепнуть одному ребенку, забрать его из группы, договориться с ним о том, что он никому не скажет, что он делал в кабинете. Обычно остальные дети сами начинают подходить к психологу и просить поиграть с ним. Необходимо уделить внимание подготовке к проведению диагностического обследования. Персонал и педагоги должны знать о начале проведения диагностики. Психологом заранее должны быть оговорены время, место и участники, а также подготовлен диагностический инструментарий. Чтобы предупредить вмешательство посторонних, на дверь можно вывесить специальную табличку, информирующую о занятости специалиста (например: «Спасибо, что не мешаете: идет диагностика»). Ребенок должен комфортно чувствовать себя в ходе обследования, не отвлекаться от выполнения задания. Для этого лучше убрать все постороннее и посадить его спиной к окну.       Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, например, зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него. Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени.

Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью - игрой.

     Установление доброжелательного контакта и хорошего взаимопонимания между ребенком и экспериментатором - необходимое условие для получения достоверных результатов. Пути установления контакта могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его отношения к психологу. Может оказаться целесообразным вначале вовсе не обращать внимания на ребенка, дать ему самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке, далее предложить интересную игрушку, а затем постараться организовать совместную игру и постепенно перевести ребенка к выполнению инструкций. Иногда оказывается эффективной предварительная спокойная беседа на необременительные для ребенка темы. Доброжелательное, доверительное отношение к дошкольнику, полное принятие ребенка, без требования от него соблюдения обязательных норм поведения (здороваться, обращаться на «вы» и т.п.), положительная оценка его личности и его действия создают тот фон, на котором могут реализоваться интеллектуальные возможности ребенка и наиболее полно проявиться особенности его личности.

           

Отмечается, что важна и последовательность предъявления методик в ходе обследования. Например:  1-я часть: изучение мышления; изучение памяти; исследование креативности; исследование восприятия.  2-я часть: изучение личности ребенка.  В самом начале необходимо побеседовать с ребенком, расположить его к себе, узнать о его настроении и т. д. Это немного снизит официальность ситуации, позволит ему расслабиться.  Начинать диагностическое обследование необходимо с анализа следующих моментов:  — внешний вид ребенка (опрятность, аккуратность, небрежность, нечистоплотность);  — контактность;  — проявление инициативы;  — усидчивость (или расторможенность);  — интерес к обследованию.  Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу-психологу нужно принимать во внимание:  — физическое развитие и состояние ребенка;  — психофизиологические особенности его возраста;  — динамику физического развития (анамнез);  — состояние слуха, зрения;  — особенности развития двигательной сферы;  — нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);  —координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);  —особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).  Полученная информация соотносится с результатами обследования. На этой основе можно делать выводы о личностных особенностях ребенка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Основные требования к организации и проведению утренних зарядок»

Познакомить родителей с основными требованиями к организации и проведению утренних зарядок....

Мастер-класс для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика. Основные требования к проведению»

Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звук...

«Основные требования к организации и проведению утренних зарядок»

Консультация для педагогов " Основные требования к организации и проведению утренних зарядок"...

Консультация для родителей и педагогов "Основные гигиенические требования к одежде при проведении НОД по физической культуре"

Консультация для родителей и педагогов, посвещена вопросам физического развития, а именно,  в тексте раскрываются основные требования к одежде при проведении занятий по физической культуре....

Круглый стол «Основные требования к организации и проведению родительского собрания»

Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов нез...

Консультация для воспитателей На тему: «Основные требования к организации и проведению утренней гимнастики»

Основная задача утренней зарядки — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности....