Выступление на педсовете «ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО — НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ »
статья (средняя группа) по теме

Беленькая Марина Валентиновна

Основа толерантности — признание права на отличие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение “Школа № 1516»

Дошкольное отделение

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ

СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

 ПО ФОРМИРОВАНИЮ

 СОЦИАЛЬНО — НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

И ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ »

(Выступление на педсовете)

Подготовила и провела

воспитатель     средней

группы № 4

   Беленькая М.В

Москва

2017-2018  учебный год

          В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам — понимание толерантности, как уважение чужого мнения в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога; поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.

   Основа толерантности — признание права на отличие. Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике. Формирование толерантности — процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у старших дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения. Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности. Для формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста:можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а так же целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте.

 1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):

Беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);

Художественная литература: оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям (сказки «Разумница», «Крошечка-Хаврошечка», произведения С.Михалкова «Равнодушная ворона», А.Барто «Вовка-добрая душа», В.Осеевой «Волшебное слово» и «Отомстила», О.Уальда «Мальчик-звезда», «Р.Киплинга „Маугли“ и др.),наряду с чтением литературных произведений разучиваются пословицы о дружбе и доброте. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности;

Игра: известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого — средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего — школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

Наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:

 Метод научения ребенка положительным      формам поведения, воспитание нравственных привычек (ритуалы приветствия и прощания: „Привет другу“, » Мы разные«, «Дружба»).

- Целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;

— Личный пример авторитетного взрослого.

3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей:

-Поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков;(например) игры-этюды: «Поcорились-помирились», «Дружная семейка«и т.д.

-Высказывание неодобрения                                               отрицатель  ных поступков.

(например: «Почему ты так поступил?», «Расскажи как это произошло?».)

-Оценка только поступка, а не личности ребенка.

(например: » Я уверена что ты так больше делать не будешь?», » Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват?«.)

   Но какой бы ни использовали метод, важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.

В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа.

На первом этапе формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка», «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность — игру и продуктивные виды деятельности.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу. Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с детьми с последующим разбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или как можно было поступить, сделать по-другому. Находить вместе с детьми как можно больше альтернатив поступков в той или иной ситуации. Важная задача — воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающим. Методы: личный пример педагога, родителей; использование картинок и т.д.

На третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. Методы: игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

   Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным. Воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов. Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать — значит понимать, поддерживать, верить.

   Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений.

ВСЯ РАБОТА ДОЛЖНА СТРОИТЬСЯ В ТРЕХ  НАПРАВЛЕНИЯХ:

1. Работа с детьми.

Для того чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействуют большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) национальные подвижные игры;

4) проведение народных праздников;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;

6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

7) знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданные на материалах сказок разных народов, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

2. Работа с родителями.

1) оформление информационных стендов;

2) выпуск памяток, буклетов;

3) консультации, например «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов»;

4) экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;

5) организация фотовыставок;

6) недели культуры различных народов;

7) тренинги толерантного поведения;

3. Работа родителеей с собственными детьми.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

1) в гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;

2) совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов, сшить костюм для куклы;

3) совместно с родителями проводятся культурно-досуговые мероприятия: фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;

4) конкурс семейной национальной песни, танца, дегустация блюд национальной кухни;

5) родительские уроки — обучение детей рисованию, вышиванию, выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол и др.;

6) национальные игры бабушек и дедушек.

   Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от их толерантных действий, поступков, суждений. Надо уважать и принимать ребенка таким, какой он есть. А уважать — значит понимать, поддерживать, верить.

   Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить и себя, и окружающих (как взрослых, так и сверстников).

Литература:

1.В.Пономарева Что такое Толерантность? // Познавательный Интернет-журнал «Школа жизни.ru. — 2009.

2.  Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. — 2002. -№ 15. — С.6-11.

3.  Клепцова Е.Ю. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям / Дошкольное воспитание. № 4, 2007. — С. 92-96.

4.  Куликовская И.Э. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира. М.: Педагогическое сообщество России. 2004. −160 с.

5.  Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями целый мир (социально-эмоциональное развитие детей 7-10 лет). — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.

6. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 11. — С.51-57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы направленные на формирование нравственных качеств у дошкольников

В данной статье представлены авторские приёмы работы по формированию нравственных качеств у дошкольников....

Выступление на педсовете «Роль книг для развития речи в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников в процессе взаимодействия с семьей».

Выступление на педсовете          «Роль книг для развития речи в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников в процессе взаимодействия с семьей»...

Доклад на педсовет "Роль родителей в формировании нравственных качеств у дошкольников"

Доклад на педсовет "Роль родителей в формировании нравственных качеств у дошкольников"...

Выступление на педсовете: "Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами досуговой деятельности"

Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана становлением личности ребенка, так как это не просто ...

Выступление на педсовете "Формы сотрудничества с родителями по физическому воспитанию дошкольников."

Проблема здоровья и его сохранение в современном мире стоит очень остро. Эту проблему взрослым надо решать с самых ранних лет жизни детей, решать системно и сообща....

Выступление на Педсовете "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

Задачи патриотического воспитания по ФГОС ДО:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- формирование почтительного отношения к национальн...