Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России» с точки зрения преемственности
методическая разработка на тему

Маляренко Елена Андреевна

В данной статье рассмотрен сравнительный анализ программы дошкольного образования "От рождения до школы" и программы начального образования "Школа России" с точки зрения преемственности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №43 «Теремок»

Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России»

 с точки зрения преемственности

Выполнил

воспитатель первой квалификационной категории

Маляренко Елена Андреевна

п.Красногорняцкий, 2018 г.

Введение

Вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Принятие ФГОС дошкольного и начального образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.

Актуальность. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Чтобы проследить преемственность между дошкольным и начальным образованием, мной были проанализированы программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программа начального образования «Школа России»

Элемент преемственности

Программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Программа начального образования «Школа России»

Авторы, разработчики программы

Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 304 с.

- Обучение грамоте и чтению. Авторы:  Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

- Русский язык (2 линии).

Авторы:  Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

Авторы:  Канакина В.П., Горецкий В.Г.

- Литературное чтениe. Автор  Климанова Л.Ф.

- Математика. Авторы:  Моро М.И. и др.

- Окружающий мир. Автор Плешаков А.А.

Цели

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
  • формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
  • подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности,

 обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

  • создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
  • освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
  • формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
  • формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.

Задачи

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

  • Достижение личностных результатов учащихся:
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к обучению и познанию;
  • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

Достижение метапредметных результатов обучающихся:

  • освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). 

Достижение предметных результатов:

  • освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира. 

Ведущий вид деятельности

Игра

Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности.

Содержание

программ

1. Целевой раздел (Пояснительная записка, планируемые результаты)

2. Содержательный раздел (возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы, Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы, Коррекционная и инклюзивная педагогика)

3. Организационный раздел (распорядок дня, Культурно-досуговая деятельность, Условия реализации Программы, даны Рекомендации по написанию основной программы ДО)

4. Приложения

5. Глоссарий

6. Список нормативных документов и научно-методической литературы

  1. Целевой раздел (пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»
  2.  Содержательный раздел (программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»; программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Школа России»; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»; программа коррекционной работы на основе  принципов деятельности в УМК «Школа России»; 
  3. Организационный раздел (примерный учебный план УМК «Школа России»; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; план внеурочной деятельности обучающихся)

Содержание областей

Образовательные области: 1.Социально-коммуникативная.

2. Познавательная.

3. Речевая.

4.Художественно-эстетическая.

5. Физическая.

Предметные области: филология, математика, естествознание (окружающий мир) технология, искусство, физическая культура; Направления внеурочной деятельности: познавательное, духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное

Формы работы

- совместная деятельность детей

 - совместная деятельность взрослого и детей

 - самостоятельная деятельность детей

- совместная деятельность детей (работа в парах, группах на уроках и во внеурочной деятельности)

- совместная деятельность взрослого и детей (фронтальная работа на уроках; совместная

проектно- - исследовательская работа)

- самостоятельная деятельность детей (выполнение самостоятельных заданий на уроках и во внеурочной деятельности);

Методы и технологии

Здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии

личностно-ориентированные технологии

технология портфолио дошкольника

технологии ТРИЗ

Здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии

личностно-ориентированные технологии

технология портфолио дошкольника

технологии ТРИЗ

Преемственность результатов 

В соответствии с концепцией ФГОС, развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы).

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный (по А.Г. Асмолову).

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. (Смотри таблицу).     Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

 Сформированность универсальных учебных действий – и есть тот результат, которого необходимо достичь обучающимся при освоении ООП. Работа по формированию у учащихся УУД строится педагогами поэтапно, учитывая возрастные возможности учащихся: от преобладающей совместной деятельности в 1 классе к увеличению доли самостоятельности в последующих классах. (Пример на слайде). Также каждый возрастной период имеет свои приоритетные задачи. Так, в 1 классе образовательной потребностью возраста является – быть принятым в новом образовательном пространстве, следовательно, на первый план выходит формирование коммуникативных и личностных УУД. А вот предпосылки учебной деятельности формируются у детей на этапе завершения ими дошкольного образования и представляют собой ряд социальных и психологических характеристик, являющихся целевыми ориентирами освоения Программы, которые и являются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Целевые ориентиры ДОО

УУД в начальной школе (к концу 1 класса)

  • овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении);
  • способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности,;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, положительно относится к себе и к другим, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры;
  • умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  • достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки грамотности;
  • развита крупная и мелкая моторика, вынослив, владеет основными движениями, контролирует свои движения;
  •  способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
  • проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать; задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, обладает элементарными представлениями из области математики, естествознания и т.п.
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности
  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;
  • уважать свою семью, своих родственников, любить родителей.;
  • освоить роль ученика; сформировать интереса (мотивации) к учению;
  •  оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Личностные

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
  • определять цели выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
  • определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;
  • сравнивать одно из упражнений своей работы с образцом под руководством учителя;
  • оценивать по критериям, предложенным учителем, одно из упражнений (или вид деятельности);

Регулятивные

  • ориентироваться на странице учебника;
  •  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и другие источники информации (учебник, учителя, сверстников);
  • оформлять свою мысль в устном высказывании на уровне одного предложения или небольшого текста;
  •  сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие под руководством учителя;
  •  группировать предметы, объекты на основе существенных признаков при помощи учителя (по заданному учителем признаку);
  • использовать знаково-символические средства;
  • подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему

Познавательные

  • слушать и понимать речь других;
  •  участвовать в диалоге с учителем;
  • принимать точку зрения другого человека, доказывать свою;
  • устно работать в паре постоянного состава (действие начала работы, соблюдение очередности высказывания, спокойное высказывание своего мнения, действие по окончании работы).

Коммуникативные

Проведя сравнительный анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы»  и программы начального школьного образования «Школа России»можно сказать, что в вопросе преемственности оба эти документа имеют точки соприкосновения.

И пришли к выводу, что основная задача дошкольного образовательного учреждения  заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий.

(В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.)

Также нельзя забывать, что основным принципом преемственности является игра – деятельность, которая в дошкольном воспитании является ведущей. Игру необходимо использовать на уроках, игра должна пронизывать всю внеклассную деятельность младших школьников.

Практическим обеспечением преемственных связей по нашему мнению может стать создание системы технологической преемственности, а именно выбор тех педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития ребенка.

Такими едиными технологиями на наш взгляд являются: здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технологии ТРИЗ, технология портфолио дошкольника

Механизм осуществления преемственности функционирует с помощью форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности.

Данная работа может строится в трех основных направлениях:

1. Это взаимодействие педагогов двух уровней. где формами взаимодействия могут быть:

-совместные педагогические советы, дни методического взаимодействия, семинары-практикумы, мастер-классы, технологические мастерские, взаимодействие педагогов-психологов.

2.Работа с родителями может включать  проведение совместных родительских встреч, дискуссий, круглых столов, родительских конференций, вечеров вопросов и ответов.

Имеют место быть такие формы как консультации специалистов, Дни открытых дверей, творческие мастерские, анкетирование, тестирование и мониторинг для родителей будущих первоклассников, семейные вечера и тематические досуги.

3.Так же необходимо планировать работу с детьми в форме участия в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности, в форме  минуток общения дошкольников и первоклассников, совместных Акций, ознакомительных экскурсий в класс, в школьную библиотеку, в школьную столовую, в спортивный зал, игровые программы, совместные спортивные мероприятия, мастерские и выставки творчества.

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

И наконец, можно предположить, что две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

Закончить свой реферат хочу словами В.А. Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»

Список используемой литературы

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.— 304 с.
  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http://do.isiorao.ru.
  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Избр. пед. соч.: В 3-х Т. — М.: Педагогика, 1979. — 267с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы в соответствии с ФГОС

Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы в соответствии с ФГОСПримерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ вторая младшая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУвторая младшая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программыдошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, М. А....

Анализ текста примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования « От рождения до школы».

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направ­лена на его всестороннее разви­тие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегра­...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По музыке муниципального дошкольного образовательного учреждения д/с «Ромашка» (из примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

Настоящая Рабочая программа (Далее - Программа) разработана на основе:*«Примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в де...