План по самообразованию "Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Корягина Кристина Сергеевна

Документ содержит план работы с детьми и родителями, а также отчет о проделанной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида № 3 «Чебурашка»

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Корягина Кристина Сергеевна

(Ф.И.О педагога)

2 года

(стаж работы)

Тема : «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»

2017 – 2018

(учебный год)

Старшая группа

(возрастная группа)

С. Галёнки

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Цель: «Развивать экспериментальную деятельность детей»

Задачи: 1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

2. Знакомить с различными свойствами веществ;

3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды;

4. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

5. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песок и глину;

6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

7. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми

месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

сентябрь

«Росток»

Цель.

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

«Песок»

Цель.

Рассмотреть форму песчинок

«Песчаный конус»

Цель.

Установить свойства песка.

«Рассеянный песок»

Цель.

Установить свойство рассеянного песка.

октябрь

«Своды и тоннели»

Цель.

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

«Мокрый песок»

Цель.

Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

«Свойства воды»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Живая вода»

Цель.

Познакомить детей с животворным свойством воды.

ноябрь

«Испарение»

Цель.

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

«Агрегатные состояния воды»

Цель:        Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

«Свойства воздуха»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

«Воздух сжимается»

Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

декабрь

«Воздух расширяется»

Цель:

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Вода при замерзании расширяется»

Цель:        

Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется

«Жизненный цикл мушек»

Цель. Понаблюдать за жизненным циклом мушек.

«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

Цель.

Установить, почему звезды движутся по кругу

январь

«Зависимость таяния снега от температуры»

Цель.        

Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

«Как работает термометр»

Цель.

Посмотреть, как работает термометр

«Может ли растение дышать?»

Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

февраль

«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель. Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями

«Что выделяет растение?»

Цель.

Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений

«Во всех ли листьях есть питание?»

Цель.

Установить наличие в листьях питания для растений.

«На свету и в темноте»

Цель.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

март

«Кому лучше?»

Цель.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

«Где лучше расти?»

Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

«Лабиринт»

Цель. Установить, как растение ищет свет

«Как образуется тень»

Цель:        Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения

апрель

«Что нужно для питания растения?»

Цель.

Установить, как растение ищет свет.

«Что потом?»

Цель.

Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

«Как обнаружить воздух»

Цель:

Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

«Для чего корешки?»

Цель.

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения

май

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции

«Как влияет солнце на растение»

Цель:

Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

«Как устроены перья у птиц?»

Цель:

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме

Перспективный план работы (НОД, работа с родителями, работа с воспитателями)

месяц

НОД

работа с родителями

работа с воспитателями

сентябрь

« Школа волшебства»

Анкета для родителей

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

октябрь

« Осадки»

Выставка фотографий «Моя семья на даче»,

Консультация для воспитателей:

“Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду”

ноябрь

« Воздух и вода»

Памятка для родителей

« Экспериментирование с водой»

декабрь

«Волшебный снег»

январь

« Плавающее перо»

Выставка фотографий « Мои домашние питомцы»

февраль

"Удивительные камни"

Выставка « Камни»

март

«Волшебница вода»

апрель

"Ах, этот удивительный песок!"

Выставка фотографий «Моя семья в лесу»,

май

"Лимон!"

Выход темы: 

1)Проведение открытого занятия. Тема : «Путешествие в бумажную страну» (декабрь)

2)Участие в конкурсе проектов. Тема : «Магия красок» (ноябрь)

2)Сборник консультаций для родителей. Тема : «Экспериментируем дома» ( в течении года)

3)Отчёт о проделанной работе за учебный год

Литература

1.Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска.

2.Николаева Н.Н. Юный эколог.

3.Рыжова Н.А. Наш дом – природа.

4.Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес ( опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»).

5.Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов.

Отчет по самообразованию о проделанной работе с сентября по май

В этом учебном году я изучала тему Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников. Такой выбор был подкреплен тем, что соответствовал одной из годовых задач сада, а, следовательно, помог в решении этой задачи.

Продолжая тему, определила следующие задачи:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
  • Знакомить с различными свойствами веществ.
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды .
  • Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Можно выделить следующие этапы работы над темой:

  • изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме;
  • внедрение полученных знаний в работу;
  • систематизация и обобщение полученного опыта, отчет по теме самообразования.

Осуществляя выполнение этих задач, разработала план работы кружка «Экспериментируем с детьми», подготовила новый демонстрационный материал (карты – схемы по проведению опытов), провела открытое занятие для педагогов нашего сада «Путешествие в бумажную страну», подготовила консультации для родителей по данной теме, а также выступила с консультацией для воспитателей на педчасе. Также разработала проект по теме «Магия красок» и приняла участие в районном конкурсе.

Поставленные в начале года, задачи выполнены. Проведенная диагностика показала значительное повышение уровня знаний, умений и навыков воспитанников по экспериментальной деятельности.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

План-конспект познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Посуда"

Развивать у детей любознательность. Продолжать знакомить с предметами столовой, чайной, кухонной посуды; с историей ее появления, развития и совершенствования. Закреплять у детей обобщающее понят...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Начало работы над темой:  сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы:  май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...

Индивидуальный план самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» 2021-2022 учебный год

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван п...

План работы по исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Дети очень любознательны и с удовольствием познают окружающий мир. Предлагаю вашему вниманию интересные поисковые мероприятия....

План по самообразованию воспитателя старшей  группы на 2022-2023гг. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого ра...