Консультация на тему: «Художественное конструирование как часть художественно-эстетического развития детей в условиях ДОУ. Знакомство с мягким конструктором».
консультация (подготовительная группа) на тему

Зимарёва Людмила Александровна

В своей консультации я знакомлю коллег с работой Г.Урадовских ,с разработанным ею мягким конструктором, и использованием его в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uradovskih_g.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

 «Детский сад № 3 г. Пугачёва Саратовской области»

Консультация на тему:

«Художественное конструирование как часть художественно-эстетического развития  детей в условиях ДОУ. Знакомство с мягким конструктором».

                                                                                                    Воспитатель:

                                                                      Зимарёва

                                                                                                              Людмила

                                                                                                                           Александровна

        2016 г

Тема: «Художественное конструирование как часть художественно-эстетического развития  детей в условиях ДОУ. Знакомство с мягким конструктором».

            Художественно-эстетическое развитие детей невозможно без такого вида деятельности как конструирование. Ребёнок  на пятом году жизни самостоятельный и инициативный. У него  активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладеть  умением мастерить и упражняться в конструировании. Детское конструирование-это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе, которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов. Дети конструируют из разного по виду материала (из деталей строительного материала и конструкторов, бумаги, природного и бросового материала). Конструктивная деятельность может относиться  к одному  из двух типов: техническому или художественному.

         Техническое конструирование - это действия практического моделирования структурных особенностей предмета; воспроизведение в простейших конструкциях из строительных деталей его внешних и скрытых свойств.

         Художественное конструирование - это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа. Спецификой и отличительной характеристикой художественно-конструктивного действия являются его «двойственность». Оно включает в себя два компонента действия: моделирующий и выразительный, эстетический компонент действия. Художественный образ в художественном конструировании - это выражение ребенком своего личностного ощущения и видения предмета, явления окружающего мира. Художественный образ, создаваемый детьми, обладает всеми качественными признаками художественного образа в его понимании. Но этот образ характеризуется неполнотой содержания и формы, на которую наложили отпечаток определяемые возрастом образные представления ребенка, его жизненный опыт, недостаточные знания о выразительных возможностях конструирования и многое другое. Такой образ пребывает в открытом, незавершенном  состоянии и заключает в себе потенциал для развития детской художественной деятельности. Художественное конструирование позволяет ребенку понять смысл различных ситуаций, как бы самому «прожить» их и выразить свое отношение к реальности мира в поделке или художественной композиции.

           В своем докладе я подробнее расскажу о художественном конструировании из деталей авторского конструктора. Проходя курсы повышения квалификации, в  педагогическом университете «1 сентября», я выбрала дистанционные курсы «Художественное конструирование». Нам были предложены лекции  Галины Васильевны Урадовских – кандидата педагогических наук, доцента, старшего научного сотрудника лаборатории игры и развивающей среды НИИ дошкольного образования  им.А.В.Запорожца. Я и раньше слышала об её работах  и авторском конструкторе, но подробно изучила этот материал только на курсах. Хочу коротко рассказать о мягком конструкторе,  как познакомила с ним детей средней группы и научила конструировать из его деталей предметные, сюжетные и другие композиции.

         Конструктор состоит из «рабочих полей» (стационарных стендов) и деталей. «Рабочие поля» - это фоновые поверхности стендов (они могут быть разных размеров), обтянутые с двух сторон светлоокрашенной хлопчатобумажной тканью, цвет которой может меняться. Они могут быть прикреплены к стене, к  мольберту под небольшим углом или располагаться на детских столах, полу.

         Детали конструктора – это геометрические фигуры, вырезанные из ткани разные по:

  • форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал, полукруг, четверть круга);
  • цвету  (красный, желтый, голубой, зелёный, синий, белый, чёрный и их оттенков);
  • величине (2х2, 4х4, 6х6, 8х8, 10х10).

 Детали хранятся на открытых полках под стендами или на столе.

          Все детали конструктора систематизированы по цвету, внутри цвета по форме и величине.

         Конструирование изображения происходит путем  простого наложения деталей конструктора на фоновую поверхность (без какого либо крепления) и соединения  их между собой путём определённой организации пространства– моделирования  плоского или полуобъёмного (2-3 слоя) изображения объекта, передающего его основные части и детали. Мягкая структура ткани позволяет ребёнку быстро выкладывать детали конструктора, а так же  быстро снимать  или перемещать  по всей фоновой  поверхности. В начале  дети фон «рабочего поля» выбирают в случайном  порядке, постепенно дети  переходят к осознанному  выбору  цвета рабочей  поверхности и используют его для достижения  большей выразительности художественной композиции  в зависимости от замысла (например, конструируя рыбок, плавающих в реке, ребенок выбирает голубой фон рабочей поверхности).

             Дети самостоятельно выбирают из общего количества деталей нужные для композиции  элементы определённой формы, цвета, величины. В композиции  дети включают изображения животных, растений, игрушки, здания, транспорт, явления живой и неживой природы и многое другое.

             Данный конструктор позволяет  конструировать разные по содержанию предметные, сюжетные, пейзажные и декоративные художественные композиции.

           Наличие нескольких стендов позволяет конструировать:  во-первых –  детям индивидуально, парами и по подгруппам; во- вторых – конструировать развитие события  с использованием  пространственной  модели (например: в начале работы на яблоне только листья, затем на ней распускаются цветы, потом созревают яблоки).

           Несмотря  на то, что дети конструируют  художественные композиции, от ребёнка не требуется  высокого уровня  владения  изобразительными средствами  и техническими  приёмами. В процессе конструирования  эти средства  успешно  осваиваются детьми  и развиваются.

           Изучив лекции, опыт коллег, я решила  научить и своих  воспитанников  конструировать  из деталей  мягкого конструктора.

            Сделала несколько  рабочих стендов. А для деталей конструктора использовала разноцветную ткань (фетр). Пробовала  разный материал  и решила, что этот  подходит лучше.

             Сначала  мы с детьми  рассматривали  детали конструктора. Дети  называли геометрические фигуры их размер и цвет. Потом  я предложила   поиграть с деталями конструктора, позаниматься с его элементами. Предоставила возможность детям  активно  действовать с материалом, не комментируя эти действия. Затем, не давая прямых указаний, используя только вопросы  (на что похожа эта фигура?,  какая по форме?, цвету?, величине?) учила видеть в разных сочетаниях элементов конструктора  конкретные предметы (объекты). Вот так постепенно дети сами стали создавать новые объекты. Сначала  использовала  маленькие рабочие поля в индивидуальной работе, а потом дети стали заниматься конструированием парами, подгруппами и научились конструировать  уже на больших стендах настоящие композиции.

            Дети  с интересом  используют этот вид  конструктора  и ждут, когда  мы будем снова  играть  с ним.  Ведь играя, мы закрепляем   ранее  полученные  знания  и узнаём новое:

- развивается воображение, творческие способности, навыки счёта, пространственной ориентации, речь, мышление;

- формируется эстетический вкус  в гармоничном сочетании элементов при оформлении композиции;

- совершенствуются технические и  конструктивные навыки;

- развивается  деловое  и игровое общение, навыки взаимодействия во время конструирования и обсуждения результатов работы;

- дети приучаются  к аккуратности  в работе  и порядку.

           Пока мы только начали конструировать, но уже есть первые результаты (показать фото).

        Я надеюсь, что материал моего доклада был интересен, и возможно кто-то  из коллег будет  применять  его в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Современные подходы к вопросам художественно-эстетического развития дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

«Современные  подходы к вопросам  художественно-эстетического развития дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»...

Консультация для родителей и воспитателей "Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие создания психологического здоровья"

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствова...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...