Опыт работы "Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки родителей к школьному обучению их детей".
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Крюкова Альбина Викторовна

В современных государственных документах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29/12/12) заложена личностно-ориентированная парадигма образования: приоритетность социально развитой личности, ее жизненное самоопределение, самореализация, жизнетворчество. Потребности общества в самостоятельной, творческой, инициативной личности определяют новые параметры её обучения, выдвигают повышенные требования к старшим дошкольникам. На современном этапе происходит постепенное формирование новых моделей социального поведения, конструирование персональной системы ценностей, вследствие чего перед педагогической наукой возникла потребность переосмысления и пересмотра традиционных установок формирования готовности ребенка к обучению в школе.

Действующий Федеральный государственный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 01.01.2014 года. В нем большое внимание уделяется работе с родителями. В новых ФГОС ДО говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы требования по взаимодействию с родителями дошкольника.

Задача современного детского сада – «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, разработать единые с семьей подходы. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми к сотрудничеству и способствовали раскрытию способностей и возможностей старшего дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_2017.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Крюкова Альбина Викторовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «Центр развития ребёнка-детский сад №83»

Опыт

инновационной педагогической деятельности

Тема:

«Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки родителей к школьному обучению их детей»

воспитателя

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

г. Хабаровска

«Центр развития ребёнка-детский сад №83»

Крюковой Альбины Викторовны

2017 год

Содержание:

№п/п

стр.

1.

Актуальность

3

2.

Теоретическое обоснование

4

3.

Цель и задачи

7

4.

Новизна

7

5.

Технология

7

6.

Результативность

16

7.

Перспективы

17

8.

Библиография

18


  1. Актуальность.

В современных государственных документах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29/12/12) заложена личностно-ориентированная парадигма образования: приоритетность социально развитой личности, ее жизненное самоопределение, самореализация, жизнетворчество. Потребности общества в самостоятельной, творческой, инициативной личности определяют новые параметры её обучения, выдвигают повышенные требования к старшим дошкольникам. На современном этапе происходит постепенное формирование новых моделей социального поведения, конструирование персональной системы ценностей, вследствие чего перед педагогической наукой возникла потребность переосмысления и пересмотра традиционных установок формирования готовности ребенка к обучению в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) соответствует новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей, для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Действующий Федеральный государственный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 01.01.2014 года. В нем большое внимание уделяется работе с родителями. В новых ФГОС ДО говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы требования по взаимодействию с родителями дошкольника. Важным принципом является сотрудничество ДОУ с семьёй воспитанника. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений развития.

Важно сочетать подготовку к школе в семье с воспитанием ребенка в коллективе сверстников. Задача современного детского сада – «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, разработать единые с семьей подходы. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми к сотрудничеству и способствовали раскрытию способностей и возможностей старшего дошкольника.

В педагогической науке издавна длится спор: что является более важным фактором в развитии дошкольника – семья или детский сад и другие образовательные учреждения. Одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

2.        Теоретическое обоснование. Многие родители, принявшие решение отдать ребёнка в школу, сами оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребёнка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятие с обучением в современной школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им поддержку.

Часть родителей требует от ребёнка проявление максимальной самостоятельности и дисциплинированности уже в самом начале школьной жизни, к проявлению которых начинающий школьник ещё не готов. Но большинство родителей занимают позицию чрезмерной опеки и контроля. Не давая ребёнку проявить свои возможности и интересы, первые ростки самостоятельности. Такие родители воспринимают успехи и неудачи ребёнка как свои собственные.

Достаточно большое число родителей первоклассников не могут понять, почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили ребёнка к школе. Их логика рассуждений такова: если заранее научить ребёнка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться. Однако, умение детей читать и писать не гарантирует успешного обучения в школе, они должны научиться внимательно слушать и правильно выполнять задания, общаться с учителем и одноклассниками, а главное- стремиться к обучению в школе.

Авторы, занимающиеся проблемой взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки и адаптации дошкольников к обучению в школе, говорят о необходимости организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной (восприятия и понимания) перцепции и с помощью общения.

Для исследования взаимодействия детского сада и семьи мною изучены работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как Е.П. Арнаутова «В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного образовательного учреждения о сотрудничестве с семьей», «Планируем работу ДОУ с семьей», Н.Д. Вавилова «Ребёнок поступает в детский сад», Е. Волкова-Гаспарова «Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями», Н.Ф. Голованова «Социализация и воспитание ребёнка», О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста», Е.С. Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника», А.В. Козлова «Работа с семьей», Е.С. Демина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ», Л. Свирская «Работа с семьей: необязательные инструкции».

 Педагоги и психологи в своих трудах представили процесс педагогического взаимодействия сотрудников ДОУ с семьями воспитанников в период подготовки ребенка к обучению в школе.

На основе социально-педагогического анализа они выявили функциональные особенности и проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения (детского сада) и семьи в процессе подготовки ребенка к школе. Было отмечено, что в настоящее время радикально меняется философия взаимодействия с семьями: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать всё, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.

Семья и ДОУ являются главными социальными институтами. Социальный институт – это относительно устойчивая форма организации социальной жизни, выполняющая общественно значимые функции и обеспечивающая достижение целей.

Современные исследования демонстрируют, что в практике общественного и семейного воспитания преобладает не принцип преемственности, а параллелизма, т.е. семья решает свои задачи, а дошкольное учреждение – свои. При таких условиях, социализация детей не приносит ощутимых результатов[1].

Свою работу по взаимодействию семьи и ДОУ в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе осуществляла в несколько этапов:

  • диагностический этап;
  • основной этап;
  • этап подведения итогов.

На диагностическом этапе выявляла уровень готовности родителей к школьному обучению детей методами анкетирования и тестирования (тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу?» Н.Н. Серовой, анкета для родителей «Готовы ли к школе родители?» Е.С. Ковалёвой, Е.И. Синициной) (приложение 1).

В анкетировании и тестировании приняли участие 36 родителей.                                              

 Тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу?» показал, что:

  • 18 родителей (50%) вполне готовы к школьной жизни своего ребёнка;
  • 14 родителей (39%) отметили необходимость лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
  • 4 родителя (11%) высказали пожелание посоветоваться с детским педагогом-психологом.

Анализ результатов анкетирования родителей на тему: «Готовы ли к школе родители?» показал:

  • помочь ребёнку, не рассердившись, готовы 32 человека (89%);
  • не кричать, принимать спокойно всё так, как есть- 28 человек (78%);
  • не унижать- 34 человека (94%);
  • не обижать- 31 человек (86%);
  • не сравнивать с другими своего ребёнка- 25 человек (69%);
  • не наказывать без явной причины, а лишь потому, что вы не в духе- 36 человек (100%).

Параллельно с анкетированием и тестированием родителей мною был проведён опрос детей группы с целью выявления представлений о школе, желания учиться в школе, а также уровня тревожности ребёнка в связи с предстоящими изменениями в его жизни- принятием на себя роли первоклассника и желания ребёнка обращаться за помощью к родителям и взрослым.

Результаты опроса («Что я знаю о школе?» и «Хочу ли я в школу?») (приложение 2) показали:

  • школьные правила не станут неожиданностью для 15 детей (42%);
  • требуется ещё поговорить и почитать о школе 18 детям (50%);
  • в более подробных знаниях о школе и школьной жизни нуждаются 3 ребёнка (8%);
  • двое детей считают, что им неплоха и без школы (6%);
  • хотят идти в школу 27 детей (75%);
  • отношение к будущему обучению в школе и желание учиться очень велики у 7 детей (19%).

В общении с детьми выяснила, что многие хотят идти в школу для того, чтобы найти новых друзей, поиграть в новые игры, но основное предназначение школы пока не вызывает у них тревоги.

Таким образом, проведённая диагностика обозначила проблему необходимости организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи родителям и детям в процессе подготовки к обучению в школе; повышения уровня ответственности родителей за воспитание и развитие будущих первоклассников.

Полученные данные определили цель и задачи моей работы.

3.        Цель.  

Развитие готовности родителей к школьному обучению их детей.

Основные задачи этого процесса:

  • подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребёнка- позиции школьника;
  • повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей;
  • развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения;
  • научить родителей решать психологические педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.

4.           Новизна.

В использовании нетрадиционных методов и приемов взаимодействия ДОУ и семьи.

5.           Технология.

На основном этапе, исходя из целей и задач, мною был намечен план работы по проблеме взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

Основной формой работы с родителями стал семейный клуб «Старший дошкольник».

Вся работа клуба велась по пяти образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое, познавательное и художественно-эстетическое развитие. (приложение 3)

Наряду с традиционными использовала и нетрадиционные формы работы клуба, такие как:

  • родительские собрания-студии;
  • дни открытых дверей (1 раз в квартал);
  • портфолио;
  • семинары-практикумы;
  • вечера вопросов и ответов;
  • круглые столы;
  • тематические акции;
  • деловые игры;
  • игры-тренинги;
  •  совместные детско-родительские проекты;
  • педагогический всеобуч;
  • совместные праздники с родителями;
  • конкурсы;
  • соревнования, КВН;
  • папки-передвижки;
  • буклеты, памятки.

Среди нетрадиционных форм проведения родительских собраний использовала собрание-студию. Отличительная особенность такого собрания в том, что оно носило неформальный характер, все участники обсуждения (и родители и педагоги) занимали равноправное положение и были одинаково активны. Положительный эмоциональный фон создавался за счет просмотра игр, занятий с детьми в группах, видеозаписей разных форм работы с дошкольниками в рамках обсуждаемой темы. В конце собрания была проведена рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.

В ходе собрания-студии «У школьного порога» дети читали стихи о школе. Далее, мы вместе с родителями обсуждали результаты опроса детей на тему «Хочу ли я в школу? Что я знаю о школе?»

В дискуссии приняли участие педагог-психолог и инструктор по физической культуре, которые рассказали о физической, педагогической и психологической готовности ребёнка к школе.

Родителям было предложено практическое задание, с помощью которого ими был составлен портрет «идеального», по их мнению, первоклассника.

В процессе беседы о педагогической готовности ребёнка к школе мне удалось убедить родителей, что поступая в школу, ребёнок не должен уметь читать и писать. Достаточно иметь хорошо развитую моторику и владеть навыками счёта. Обязательными условиями являются: хорошо развитая связная речь, умение отвечать на вопросы и задавать их. По этому вопросу родителям были даны рекомендации по развитию мелкой моторики и речи детей, подготовке руки к письму. (приложение 4)

Далее речь шла о школьных неврозах, к которым часто приводят стереотипы родительского поведения. Был проведён практикум, который помог родителям избегать этих стереотипов, а детям- избегать возникновения чувства тревоги, неверия в свои силы, нежелания идти в школу, потери уверенности в родительской любви, а, значит, и уверенности в себе, развития комплекса неполноценности.

Был затронут вопрос одарённости и поддержки одарённых детей. С помощью практического задания («Вырежем снежинку») родители узнали, что не бывает одинаковых детей, как не бывает одинаковых снежинок, которые они вырезали по одной и той же инструкции. Использованный приём был направлен на осознание того, что родительская помощь по подготовке ребёнка к школе необходима.

На этапе рефлексии предложила родителям выбрать краткую характеристику мероприятия по принципу светофора (интересно, познавательно- красный круг; пригодится в будущем- жёлтый круг; скучно, не хотелось участвовать- зелёный круг). (приложение 5)

Формирование готовности ребёнка к школе обсуждалось и в работе круглого стола, в котором приняли участие: заместитель заведующего по ВМР, учитель-логопед, педагог- психолог, инструктор по физической культуре, врач, учитель начальных классов.

Тематика вопросов была подобрана в соответствии с запросами родителей («Почему дети не любят читать?», «Как сделать общение с компьютером безопасным для здоровья ребёнка?», «Как предупредить школьный невроз?», «Как сократить до минимума пребывание дошкольников у телевизора?» и др.)

В моём выступлении и в выступлениях приглашённых специалистов был сделан акцент на то, что познавательную активность будущего ученика правильнее развивать, чем заниматься с ним по программе первого класса и перегружать его занятиями в школе раннего развития, а также не забывать, что перед ними ребёнок, основным видом деятельности которого остаётся игра, способствующая развитию школьно- значимых функций (памяти, внимания, мышления, речи), формированию реальных отношений детей в коллективе, умению подчиняться и руководить, преодолевать конфликтные ситуации, сотрудничать, помогать другим, умению самостоятельно добывать знания и применять их.

Родителей интересовали такие вопросы, как:

  • У моей дочери много вопросов о школе, они касаются буквально всех сторон школьной жизни. На многие из них я стараюсь отвечать, а некоторые- ставят меня в тупик? (мама Миланы Ш.)
  • Как формировать у ребёнка нравственно- волевые качества? (мама Кирилла Н.)
  • Как убедить ребёнка выполнять поручения? (папа Андрея Ч.)
  • Каковы основные требования к детям, родителям в школе? (мама Арины С.)
  • Чем отличаются программы обучения в математическом, гуманитарном, оздоровительном классах? (папа Алёши К,)
  • О чём будут спрашивать ребёнка при поступлении в школу? (мама Вики Г.)
  • Каковы основные требования к детям, родителям в школе? (мама Арины С,)
  • Что купить первокласснику? (мама Димы Б.)
  • Нужно ли сидеть с ребёнком за уроками? (мама Софии С.)

Врач дал родителям рекомендации по организации режима дня, питанию будущих первоклассников, предложить представить, что ребёнок уже пошёл в школу, и в семье возникли определённые трудности, с этим связанные.

На этапе подведения итогов работы круглого стола было предложено продумать вопросы и сформулировать свои предложения к предстоящей встрече и оставлять их в ящике «Почта доверия».

Среди рекомендаций были предложены развивающие игры, направленные на развитие психических процессов; книга Панфиловой М.А. «Школа: Сказки для детей.», которая содержит 30 сказок, помогающих родителям и педагогам подготовить дошкольника к школе и справиться с трудностями в первом классе, сформировать позитивные модели поведения, избежать негативных эмоций, снизить уровень тревожности, повысить учебную мотивацию. (приложение 6)

Свою эффективность во взаимодействии семьи и ДОУ показал метод проектов. Думаю, что главная его ценность в том, что он учит ребёнка находить новые знания, а главным помощником в этом ребёнку-школьнику становится взрослый (педагог или родитель). Таким образом, проектная деятельность в детском саду носит характер сотрудничества детей и взрослых, помогает ранней социализации ребёнка.

Проектную деятельность с детьми осуществляла поэтапно. Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, обращала внимание на то, что им интересно, какие вопросы их волнуют. Читая детям былины, заметила их восхищение образами богатырей и предложила узнать больше об этих персонажах русского фольклора. В группе появились книги, игрушки, картинки, муляжи оружия, настольные игры, которые помогли замотивировать моих ребят на создание проекта. Мы решили сообщить родителям о том, что нас заинтересовала эта проблема и попросить у них помощи в поисках информации по теме «Кто такие богатыри?» Мною было предложено оформлять проект в виде альбома, где на каждом листе будет содержаться определённая информация. Участие родителей в создании проекта было необходимо, так как большинство детей не умели читать и писать. Это им помогали делать мамы и папы. (приложение 7)

В проект вошли общие сведения о богатырях, результаты опроса детьми родственников, друзей, соседей, педагогов; выражение собственного отношения к полученной информации и выбор самого верного, по мнению ребёнка, ответа; дополнительные источники информации, отображени собственного мнения по вопросу «Кто такие богатыри?», то с кем бы они хотели поделиться новым, добытыми своими силами, знаниями.

Заключительным этапом работы над проектом стала его защита. Для этого в группе была организована выставка книг, макетов, созданных детьми проектов, игр; мальчики надели костюмы богатырей; были приглашены родители. Каждый ребёнок рассказывал о том, что нового он в процессе этой работы узнал. (приложение 8)

Проектная деятельность настолько увлекла родителей и детей, что они сами стали предлагать темы будущего проекта.

Так, после нескольких экскурсий в музеи города (краеведческий, археологический, военно-исторический, художественный). На кондитерскую фабрику, экскурсии по городу появился проект «Интересные места моего города». Итогом работы над этим проектом стала сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу Хабаровску», где дети были экскурсоводами, гидами в созданном ими музее. (приложение 9)

После посещения циркового представления был создан проект «Цирковые профессии». Дети и родители заинтересовались поиском информации о разных жанрах циркового искусства, истории их возникновения. Защита проекта была проведена в виде циркового представления, на которое были приглашены родители, бабушки, дедушки. Дети были в роле гимнастов, клоунов, жонглёров, дрессировщиков, акробатов, воздушных гимнастов. (приложение 10)

Таким образом, проектная деятельность стала ярким примером взаимодействия ДОУ и семьи в формировании у детей умения искать и находить познавательную информацию, оформлять свои замыслы в социально-значимый продукт, что ценно и необходимо для обучения в современной школе.

Одной из эффективных форм взаимодействия является «День открытых дверей», цель которого заключалась в ознакомлении с особенностями воспитательно- образовательной работы в подготовительной к школе группе.

День открытых дверей для родителей своей группы проводила в форме экскурсии. Подготовку к ней начала задолго до назначенного срока, так как важно было продумать, что именно показать родителям, учесть их интересы. Был составлен план мероприятий и проведена подготовительная работа, которая заключалась в оформлении выставки детских рисунков и поделок на тему «Что нам осень подарила», в подготовке памятки для родителей «Пословицы о труде», паки-передвижки «Скоро в школу мы пойдём». (приложения 11, 12)

В плане мероприятия были намечены: посещение НОД, и совместной деятельности в ходе режимных моментов.

Открытый просмотр НОД по обучению грамоте «Путешествие в Буквоград дал возможность родителям увидеть приёмы работы по обучению чтению. (приложение 13)

В ходе совместной деятельности с детьми родители приняли участие в настольных и развивающих играх В.В. Воскобовича, в выставке поделок «Что нам осень подарила».

Эффективной формой повышения представлений взрослых о готовности своего ребёнка к школе стал педагогический всеобуч, на который был приглашен педагог-психолог.

В представленной презентации «Семья на пороге школьной жизни» содержалась полезная информация о трёх составляющих готовности ребёнка к школе (психологическая, мотивационная, интеллектуальная).

Был сделан акцент на то, что психика ребёнка развивается в игре; игра, как ведущий вид деятельности уступает место обучению; важен не объём, а качество знания ребёнка.

Родителям была вручена памятка «На пороге начала школьной жизни ребёнка-дошкольника». (приложение 14)

Интересной для родителей стала такая форма работы, как семинар-практикум с элементами игротренинга «Игры для подготовки к школе». Его целью было познакомить родителей с различными играми и игровыми упражнениями, с помощью которых они могли бы помочь ребёнку подготовиться к школе, ознакомить с важными сторонами психического развития дошкольников для успешного школьного обучения и более лёгкой адаптации детей к школе.

Использовала такие приёмы как: игровое упражнение «Дождь», игра «Комплементы», где родители говорили комплементы, характеризуя своих детей.

Учитывая тревогу родителей по поводу выбора школы, предложила им упражнение «Как выбрать школу?» Это помогло родителям составить собственное представление о близлежащих школах, сформулировать требования к будущей школе своего ребёнка, что позволило соотнести идеальный вариант с теми, что имеются в реальности, взвесить свои возможности и принять ответственный и осознанный выбор.

В практической части играли в «Солдатики», «Черепахи» (развитие произвольности и самоконтроля), «Головомяч» (развитие доверия, умение действовать в парах), «Да и нет не говорите», (развитие произвольности). «Прогулка с компасом» (формирование чувства доверия к окружающим), «Каскад слов» (развитие объёма памяти, речи, мышления), «Сходства и различия» (развитие воображения).

Также, в ходе практикума «Играем пальчиками» у родителей была возможность познакомиться с играми для развития мелких мышц руки ребёнка для его общего развития и успешного формирования навыка письма; показала игровые приёмы, развивающие не только мелкую моторику, но и зрительно-моторную координацию ребёнка.

В ходе тренинга родители получили возможность в доверительной атмосфере и в игровом непринуждённом общении отработать навыки своего поведения в трудных ситуациях, Были разыграны такие ситуации как: «Ребёнок принёс первую двойку», «Его не любят одноклассники», «Он не хочет идти в школу», «У него опять не получается вовремя выполнить домашнее задание», «Учитель считает, что ребёнок не такой способный, как думали родители», «Учитель не любит ребёнка», «В автобусе», «Наряжали ёлку», «Поиграй со мной».

Эта работа была направлена на развитие взаимопонимания, партнерских отношений между родителями и детьми, укрепление нравственных отношений в семье, повышение уровня социально-психологической готовности детей к школе.

На данном этапе продолжалась работа по индивидуальному сопровождению родителей детей, имеющих низкий уровень готовности к школьному обучению и поведенческие проблемы, которые могут привести к школьной дезадаптации. (приложение 15)

В ходе индивидуальных бесед, консультаций с узкими специалистами и врачом обсуждала с родителями своеобразие каждого ребёнка, особенности его поведения и проблемы (Андрей Ч., Милана Ш., Кирилл Н., Вика Г.), была оказана помощь в их преодолении.

Для родителей, испытывающих высокий уровень тревожности, беспокойства в преддверии школьного обучения детей (Юлия Александровна К., Евгения Сергеевна Ч., Виктория Николаевна Г., Любовь Андреевна Р.) проводился социально-психологический тренинг. Эта форма работы помогла им понять сущность адаптации детей к школе, принять ответственность за подготовку ребёнка к школе, избавиться от страхов, которые их терзали перед началом обучения, помочь ребёнку преодолеть школьную тревожность. (приложение 16)

Пропагандировать семейные ценности, способствовать сплочению семьи для достижения полноценной подготовки детей к школе был проведён КВН с элементами деловой игры «Мамы, в школу собирайтесь!». Его задачами стали:

  • содействовать психопрофилактическому направлению работы с семьями детского сада при подготовке детей к школе;
  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • развивать физкультурно-оздоровительную, психологическую работу в ДОУ;
  • способствовать формированию положительного отношения родителей к познавательной и физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

Элемент соревновательности помог содержательно и с «огоньком» донести до родителей важность решаемых задач.

Участники игры (дети и родители) были поделены на две команды, которым предстояло справиться с рядом заданий («Хитрые вопросы», «Объясни пословицу», «Весёлые задачки», «Сосчитай-ка»).

Настоящим «экзаменом» для родителей стала интеллектуальная разминка, где нужно было выбрать правильные ответы на вопросы, касающиеся готовности ребёнка к школе.

В конкурсе «Размышляй-ка» им были предложены карточки с размышлениями. Участникам предстояло обсудить ситуацию, записать своё решение и поменяться карточками для того, чтобы команда соперников высказала своё мнение по этому вопросу. Моей задачей было поддерживать возможные дискуссии, обобщать сказанное, подвести итог.

Задание «Угадай-ка» предоставило родителям возможность определить насколько они внимательны и чутки по отношению к внешним проявлениям настроения, мимики, чувствам, мыслям своего ребёнка. Здесь им необходимо было проявить свою интуицию.

Музыкальная пауза была представлена выступлением детей.

Увлекательными и весёлыми были эстафеты для детей и родителей («Зарядка», «Одень ребёнка на прогулку», «Прогулка с мячом», «Накорми ребёнка», «Обруч-семья», «Повесь бельё» /для пап/, «Золушка» /для мам/).

Жюри, членами которого были заведующий, заместитель заведующего по ВМР, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, подвели итоги. (приложение 17).

Выстраивая взаимодействие с родителями, использовала такую форму работы, как тематическая акция. Эта форма отличается оригинальностью, востребованностью, интерактивностью. Акция направлена на сотрудничество семьи и ДОУ в решении проблем образования и воспитания детей, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Основными задачами проводимых акций были: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребёнка, вовлечение родителей в активную практическую деятельность и сотрудничество семьи с детским садом. Акция охватывает всех родителей группы, но имеет индивидуальную направленность. Она способствует расширению представлений детей и родителей по различным образовательным областям программы.

Так, проведённая акция «Покормите птиц зимой» способствовала вовлечению родителей в создание предметно-развивающей среды в группе. Входе этой акции было изготовлено руками родителей и детей много кормушек для птиц, организован конкурс «Птичья столовая».

Родители, взаимодействуя не только со своими детьми, но сотрудничая с педагогами ДОУ, повышали уровень своих педагогических знаний, получили возможность общаться друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками, показать личный приме положительного отношения к природе.

Завершила акцию словами благодарности в адрес родителей, принявших участие в спасении птиц зимой. (приложение 18)

Меня заинтересовала такая форма работы, как портфолио. Портфолио — дошкольника- это первый шаг в открытие ребёнком своего «Я», собственных чувств, переживаний, побед, открытий. Это «копилка» личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности.

Портфолио дошкольника начала формировать с момента прихода ребёнка в группу. Сначала записывала интересные высказывания ребёнка, собирала фотографии, работы ребёнка. Затем дети стали получать грамоты за участие и победы не только в детском саду, но и в различных кружках, в соревнованиях, конкурсах в городе. Собирая такую папку, мне удалось не только зафиксировать достижения ребёнка, но и проследить динамику, оценить сильные стороны его развития.

Вечера вопросов и ответов проводила как непринуждённое, равноправное общение родителей и педагогов. За месяц оповещала родителей о нашей встрече. Назначала её по мере накопления вопросов и предложений в нашем почтовом ящике. Затем вопросы распределялись в нашем педагогическом коллективе, так как были адресованы и педагогу-психологу и заведующему и заместителю заведующего по ВМР, и учителю-логопеду, и мне, как воспитателю группы. (приложение 19)

Увлекательной формой взаимодействия были совместные детско-родительские праздники («День знаний», «Праздник мам», «Папа, мама, я- спортивная семья»), конкурс «Юные интеллектуалы». (приложения 20, 21, 22, 23)

6.           Результативность.

На этапе подведения итогов для выявления изменения позиции родителей по отношению к детям, их готовности к школьному обучению провела контрольную диагностику, в ходе которой применила тесты и анкеты использованные в начале года (тест «Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу?» Н.Н. Серовой; анкета для родителей «Готовы ли к школе родители?» Е.С. Ковалёвой, Е.И. Синицыной); побеседовала с детьми на те же темы («Хочу ли я в школу?», «Что я знаю о школе?»)

Проведённая работа по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки родителей к обучению в школе их детей показала положительную динамику по сравнению с началом года.

Родители отметили, что вполне готовы к школьной жизни своего ребёнка, готовы помогать ему в трудных ситуациях, не скрывать проблемы своего ребёнка, а в случае необходимости- обращаться за помощью к специалистам. Родители стали понимать, что надо относиться к ребёнку, как к равному, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

В результате взаимодействия с педагогическим коллективом ДОУ родителям удалось открыть сильные и слабые стороны своего ребёнка, учитывать их в решении задач воспитания, что нацелило их на проявление искренней заинтересованности в действиях ребёнка, оказывать ему эмоциональную поддержку.

Опрос детей группы показал, что все дети хотят идти в школу, знания детей о школе и школьной жизни достаточно глубокие, желание учиться усилилось у всех детей, кроме одного (Вика Г.). Девочка младше своих сверстников и ещё не достигла уровня школьной зрелости. (приложение 24, 25, 26)

Процесс поэтапного психолого-педагогического взаимодействия помог создать условия для успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе, установить и преодолеть причины, тормозящие этот процесс.

Главным условием осуществления взаимодействия с родителями будущих первоклассников и его высокой результативности является совместная работа воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, их активность и заинтересованность в школьных успехах детей, осознание того, что всё это делалось в интересах ребёнка.

7.         Перспективы.

Продолжать взаимодействие семьи и ДОУ по подготовке ребёнка к школе через нетрадиционные формы работы.

8.         Библиография.

  1. Абдуллина Л.Э. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников при переходе к деятельностной парадигме образования / Л.Э. Абдуллина // Непрерывное педагогическое образование.ru. – 2012. – № 1. – С. 223.
  2. Байрамгулова Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ / Т.Н. Байрамгулова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 25-2. – С. 8-11.
  3. Бутова Т.Г. Развитие сферы дошкольных услуг: проблемы регулирования [Текст]: монография / Т. Г. Бутова, Е. Г. Григорьева, В. В. Куимов; М-во образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный ун-т, [Ин-т экономики, управления и природопользования]. – Красноярск: СФУ, 2011. – 173 с.
  4. Гилева А.В. К вопросу о новых подходах к взаимодействию ДОУ с семьёй / А.В. Гилева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 52. – С. 135-138.
  5. Ильин Е.П. Психология для педагогов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. – 638 с.
  6. Кендеркиева Ю.В. Роль воспитателя во взаимодействии семьи и ДОУ / Ю.В. Кендеркиева // Педагогический опыт: теория, методика, практика Сборник материалов международной научно–практической конференции. – Чебоксары, 2014. – С. 300-301.
  7. Куприянова Ю.В. Новые формы взаимодействия семьи и ДОУ в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с целью обеспечения качества образования / Ю.В. Куприянова // Научный поиск. – 2015. – № 3.6. – С. 73-74.
  8. Логинова Е.В. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка / Логинова Е.В., Шиврина Е.В., Александрова И.А. // Педагогика: традиции и инновации Материалы VI Международной научной конференции. – Челябинск, 2015. – С. 79-84.
  9. Небыкова О.Н. Родительские собрания-студии как форма взаимодействия ДОУ и семей воспитанников / О.Н. Небыкова // Проблемы реализации моделей инклюзивного дошкольного образования Материалы научно-практической конференции. Московский государственный областной гуманитарный институт; под редакцией Д.В. Солдатова. – Орехово-Зуево, 2013. – С. 264-269.
  10. Петрова Е.А. Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / Е.А. Петрова // Проблемы школьного и дошкольного образования Материалы V регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений». – Глазов, 2014. – С. 21-22.
  11. Подобед О.В. Особенности взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе // Ульяновск, 2012 С. 297.
  12. Юревич С.Н. Формы взаимодействия ДОУ и семьи / С.Н. Юревич, Е.П. Москвитина // Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. – Магнитогорск, 2014. – С. 125-129.


[1] Подобед О.В. Особенности взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе / О.В. Подобед // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием, посвященной 80-летию со дня основания Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова. Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова; Ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2012. – С. 297.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Вопросы взаимодействия социального педагога с детьми из семей группы риска в процессе подготовки ребенка к школе в условиях детского образовательного учреждения (ДОУ) являются актуальными, так как кра...

Доклад: «Опыт работы по использованию активных методов, образовательных технологий по подготовке воспитанников к школьному обучению»

Воспитатель: Ревина И.И.20.12.2017Круглый столТема:«Взаимодействие участников образовательного процесса и реализация принципов преемственности дошкольного и начального школьного образования&raqu...

Роль сказки при организации процесса подготовки ребёнка к школьному обучению.

Роль сказки при организации процесса подготовки ребёнка к школьному обучению....

«Значение дополнительного образования в процессе подготовки ребёнка к школьному обучению»

Вопрос подготовки детей к школе, был и остается актуальным в современном мире. В детских садах и раньше ему уделялось огромное значение, поскольку в дошкольных учреждениях есть все условия для его реш...

«Педагогическое взаимодействие с семьей в процессе подготовки ребенка к школьному обучению»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОУ.У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенк...