Содержание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп
материал (подготовительная группа) на тему

Котелова Ксения Александровна

Описание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп

Не существует единого определения  эмоционального благополучия. Существует множество мнений и размышлений о данном понятии.

В психологии эмоции рассматриваются как психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Термин «эмоциональное благополучие (неблагополучие)» в различных источниках имеет множество определений.

 Вот один из них, который я хотела бы зачитать .

Под эмоциональным благополучием дошкольника  Фрайфельд И. В., Терентьев А. Е. понимают положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризуемое ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви и принадлежности, самовыражении и общении.

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка - это одна из основных задач психолого-педагогического  сопровождения в дошкольном детстве. Эмоциональное благополучие включает установление положительных и дружеских отношений внутри семьи, удовлетворение потребности в общении со сверстниками и педагогами в детском саду, а также создание благоприятной атмосферы и условий в группе.

Сегодня я хочу поделиться опытом работы со старшими дошкольниками, родителями и педагогами старших и подготовительных групп.

Понятие эмоциональное благополучие достаточно широкое и в него входят все направления работы педагога-психолога в ДОУ: диагностическая работа, просветительская, консультационная, профилактическая, и коррекционно-развивающая работа.

Касаясь диагностики эмоционального благополучия в моей работе используется  всем известную цветовую методика Ореховой «Домики», она отлично отражает состояние и чувства ребенка по отношению к детскому саду, конкретным занятиям и обстановке в семье, если включать в неё  дополнительные параметры, можно увидеть эмоциональное отношение к родителям, педагогам и всем тем параметрам, которые вас интересуют, а также выявить микрострессоры, беспокоящие ребёнка.

Так же существует еще одна похожая методика диагностики эмоционального благополучия (Т. С. Воробьева).

В коррекционно-развивающей работе с детьми старших и подготовительных групп я основываюсь на программы:

Старшие группы -  «Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет» Н.Ф. Ивановой, программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой. Для детей 5-6 лет.

Подготовительные группы  - Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой. Для детей 6-7 лет.

Также в индивидуальной и групповой работе я использую метафорические ассоциативные карты, которые  подходят для работы, как с родителями, так и с педагогами. Это колоды карт «Монстрики чувств» для работы с эмоциональной сферой,  колода «Anibi» для работы с травмами, внутрисемейными отношениями, с внутренним ребёнком у взрослого, колода «Personita» для развития эмоциональной сферы, социально-коммуникативной сферы, воображения, колода «Morena» для работы с воображением, положительными эмоциями, для релаксации, развития воображения.

С родителями старших дошкольников проводится работа в консультативной и диагностической сферах, направлениях просвещения и профилактики.

Диагностическая сфера: анкетирование и опросы.

Например: «ВОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА (составитель Т. В. Драгунова), ОПРОСНИК «РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО» (А. А. Романов), ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА 6–7 ЛЕТ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ и др.

Консультативная работа: групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием метафорических ассоциативных карт.

Психологическое просвещение: Семинары «Мотивация - основа успешной учёбы», «Сттесс у ребёнка», «Как подготовить ребёнка к школе» и др.

Психологическая профилактика: буклеты, папки-передвижки, стендовая информация.

«Интеллектуальная готовность к школе», «Подготовка к школе эмоциональной сферы ребёнка», «Психологическая готовность ребёнка к школе», «Альтернативне педагогические методики», «Мотивация-основа успешной учёбы», «Режим - залог успеха», Воспитание прилежания», «Готовы ли родители к школе», «Полезный компьютер», «Мальчики и девочки» и т.д.

Для того, чтобы дети росли эмоционально благополучными педагогу-психологу необходимо вести работу с воспитателями старших групп, так как на общение с детьми воспитателя оказывает влияние его психоэмоциональное состояние и особенности личности. К каждому воспитателю нужен индивидуальный подход в зависимости от его темперамента, характера, возраста и стажа работы. Поэтому в своей работе я предпочитаю индивидуальные беседы с воспитателями, порой с использованием метафорических карт. Воспитатели, даже в возрасте и с большим стажем умеют и любят играть. Их часто привлекают яркие картинки и быстро вызывают ассоциации. Иногда сложно увидеть проблему сразу, поэтому карты помогают наглядно её рассмотреть, а в дальнейшем поработать с ней.

В своей работе с воспитателями я использую тренинговые упражнения для обучения их методам снятия психоэмоционального напряжения, для того, чтобы разрядить обстановку, я часто включаю в занятия упражнения на весёлую непринуждённую тематику. За счёт таких упражнений педагоги раскрепощаются и лучше идут на контакт.

Педагог-психолог, родители и воспитатели должны действовать в одном направлении и работать совместно, создавая положительную атмосферу, в которой будет расти и развиваться ребёнок, формируя у него эмоциональное благополучие. Важно не забывать про индивидуальность ребёнка, считая его полноправным членом семьи, разговаривать с ним и прислушиваться к нему. Ребёнку нужно уделять время, развивать его духовно и культурно, не забывая о том, что эмоциональное благополучие - это предпосылка психологического и физического благополучия.

 

Использованные информационные ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/10/04/rabochaya-programma-pedagoga-psihologa-mihalkinoy-o-g-na-2015
  2. https://doshkolnik.ru/psihologiya/17647.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: "Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"

Выступление на районном методическом объединении "Школа начинающего педагога".Тема:Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО....

Взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников

Общение ребёнка со взрослыми  существенно изменяет и преобразует психику маленького человека, помогает устанавливать контакты, познавать себя и других....

взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников

Общение ребёнка со взрослым существенно изменяет и преобразует психику маленького человека, помогает устанавливать контакты , познавать себя и других....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование игровой технологии «Парашют» для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников»

На мастер-классе педагогов знакомят с игровой технологией "Парашют". Раскрывают задачи, которые можно эффективно решать с его помощью. Здесь же представлены примеры игр для детей разных возр...

Практикум для педагогов «Организация работы по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников посредством коммуникативных игр».

Познакомить педагогов с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....