«Метод проектов как инновационная деятельность в детском саду»
статья на тему

Москаева Ирина Васильевна

        Я считаю, что метод проектов является одним из перспективных методов и рассматриваю проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Метод проектов как инновационная  деятельность в детском саду»

воспитатель первой категории МБДОУ ДС № 30 «Золотая рыбка»

 г. Туапсе

Москаева И.В.

        Я считаю, что метод проектов является одним из перспективных методов и рассматриваю проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника.

      Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.

     Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

           В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее  - ФГОС ДО), п. 2.6 образовательная область «Познавательное развитие», предполагает «…формирование представлений о малой родине, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы». В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» уделяется внимание «…развитию ценностного - смыслового восприятия и понимания мира природы».

     Изучая результаты диагностических обследований воспитанников по разделу «Ознакомление с природой» примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я пришла  к выводу, что дети лучше знают представителей животного, растительного мира тропиков, тундры, саванны и других природных зон, чем представителей природы родного края. Данному аспекту уделяется недостаточно внимания.

     С этой целью, мною были разработаны и внедрены проекты по ознакомлению дошкольников с природой родного края, охватывающие и младший дошкольный возраст «Путешествие по экологической тропинке», и старший «Природа родного края».

C:\Users\Ирина\Desktop\DSC03379.JPG

C:\Users\Ирина\Desktop\Рисунок5.jpg

   Родители принимали активное участие в реализации проектов. Им были  предложены консультации по теме, анкетирование. Совместно с детьми они оформили выставки из природного материала по теме «Дары природы».

    С воспитанниками были организованы экскурсии, беседы, викторины, развлечения по экологическому воспитанию. В результате реализации проектов пополнились знания детей названиями деревьев и их характерных особенностей. Ребята стали бережнее относиться к природе и  интересуются  объектами  и явлениями  природы. У детей  развит познавательный интерес  к растениям  в природе. Сформировано  чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

       В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свой город и свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне. Поэтому, считаю актуальным, разработку и внедрение таких проектов, как: «Мой город», «9 мая – День Победы».

C:\Users\Ирина\Desktop\Рисунок3.jpgC:\Users\Ирина\Desktop\Рисунок1.jpg

    Проекты  направлены  на нравственно-патриотическое  воспитание подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и совместной работы родителей и их детей. Вся работа строилась с учетом предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и подлинными документами прошлого и настоящего.

     Успешность проектов  обеспечила предметно-развивающая среда,  созданная силами всех участников:

·        дидактические игры с патриотическим содержанием;

·        подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок по теме.

       В     рамках проекта работали тематические  выставки детского рисунка.   Также использовались  разнообразные формы работы с детьми: 

     Совместная и индивидуальная деятельность педагога с детьми по теме. Проведены занятия и беседы, дидактические игры, а также подвижные игры.

     Проект  «Полезный подарок»  

C:\Users\Ирина\Desktop\Рисунок2.jpg

возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его надо выращивать  практически ни кто не знал. В  групповой комнате детского сада мы поставили прозрачные стаканчики на каждого ребенка  с луковицами. Дети наблюдали за своими луковичками, ухаживали за ними, фиксировали свои наблюдения в различной продуктивной деятельности.  Но  прежде чем начать эксперимент была проведена предварительная работа: вместе  с  детьми изготовили  дневник наблюдения,  подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке. Узнали,  что существует много  видов лука.  Лук, не только приправа, но и защитник от всех болезней. Дети теперь знают, что лук, это  здоровая и полезная пища, лекарство. У лука есть особые летучие вещества убивающие многие виды болезнетворных микробов. Кусочка лука достаточно,  чтобы убить всех микробов в полости рта. Во время проекта проводилась работа с родителями. Это консультации для родителей:

«ПОЛЕЗНЫЕ ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА»

«ПОЛЬЗА РЕПЧАТОГО ЛУКА ДЛЯ ДЕТЕЙ»

     В заключение проекта дети  украсили свой лук и подарили ребятам второй младшей группы в качестве подарка, рассказав при этом, чем полезен лук.

    Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагога, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса. Благодаря привлечению музыкального руководителя,  мои проекты  приобретают более насыщенную, творческую, интересную и доступную форму  для понимания ребенка.

    Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОУ и семьи в совместной творческой деятельности.

Воспитатель МБДОУ ДС № 30 «Золотая рыбка»

г. Туапсе Краснодарский край

Москаева Ирина Васильевна

Тел.                +7918-473-40-39

Эл. почта:  pchela_ira@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в педагогической практике детского сада

Цель данного материала - создание рекомендаций по внедрению в образовательный процесс ДОУ  технологии -"метод проектов". Данные рекомендации направлены на педагогов ДОУ.  Использование метод...

Презентация "Метод проектов в образовательной работе детского сада"

Все чаще в современных научно-методических изданиях и в описании педагогического опыта встречается упоминание о проектах, проектном методе, проектном подходе, проектной деятельности в образовании дете...

Консультация для воспитателей "Метод проектов в образовательной работе детского сада"

В консультации говорится о том, что такое проект, классификация проектов, виды проектов, схема процесса планирования, памятка по составлению плана - схемы реализации проекта....

Экологический проект для старшей группы детского сада Проект "Зеленый мир детского сада"

Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться...

Формирование интереса дошкольника к семейной истории посредством метода проектов в контексте взаимодействия детского сада с семьёй

В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных факторов, в частности, семейных традиций для формирования личности ребёнка....

Инновационный метод реализации воспитательных программ в детском саду - метод шоу-технологии

Главной целью в воспитательной работе в современных условиях является разностороннее развитие детей, их интересов, способностей, навыков. Одной из технологий является шоу – технология...