Консультация для воспитателей «Роль родителей в речевом развитии дошкольников»
консультация на тему

Жулега Наталья Алекандровна

Речевое воспитание ребенка начинается в раннем возрасте и ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка.  Навыки правильной речи, как и все хорошие навыки, приобретаются в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка не забываемо для самого ребенка. Семья может и должна помогать дошкольному учреждению, а затем и школе в деле воспитания культуры родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_rechevom_razvitii.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

Города Королев Московской области

Детский сад №16 «Забава»

комбинированного вида.

Консультация для воспитателей

«Роль родителей в

речевом развитии дошкольников»

Подготовила воспитатель:

  Малышева Н. А

Роль родителей в речевом развитии дошкольников

Речевое воспитание ребенка начинается в раннем возрасте и ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка.  Навыки правильной речи, как и все хорошие навыки, приобретаются в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка не забываемо для самого ребенка. Семья может и должна помогать дошкольному учреждению, а затем и школе в деле воспитания культуры родного языка.

Порою нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью.

Необходимо помнить:

1. Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос.

2. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона, грубых выражений.

3. Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

4. Правильно произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей. Недопустимо "подлаживание" под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания (сюсюканье). Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова доходят искаженно («бибика» вместо «машина», «коска» вместо «кошка», «смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.) Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

5. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Шире используйте устное народное творчество, пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте. Повторяя вслед за взрослыми слова и фразы, малыш укрепляет свой артикуляционный аппарат.

  6. Общаясь с детьми, не спешите, т.к. торопливая речь непонятна и трудна для детей.

7. Постарайтесь критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения, которые засоряют речь: ну вот; так сказать; значит.

8. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями, а не однословно "да", "нет".

9. Для развития речи ребенку недостаточно только слышать слова. Для лучшего соотношения названия с предметом ребенок должен осязать его, - трогать, определяя его тяжесть, мягкий он или твердый, теплый или холодный, гладкий – шершавый. Информация, идущая через осязание, зрение и слух, способствует развитию речи.

10. Гуляя с детьми, обращайте внимание на явления в природе. Например, зимой. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите детей, куда он ложится. После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными машинами. В морозную погоду рассмотрите с детьми снежинки. Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег бывает грязный: наберите снег в чашку, в помещении он растает, а не дне останется грязная вода. Пойдите с детьми на каток, расскажите и покажите, что лед твердый и прозрачный. Каток заливают водой, и она на морозе замерзает, по льду можно кататься на коньках. Учите детей наблюдать и объяснять такие понятия, как тепло или холодно, морозно. Солнечный день или пасмурный. Идет снег или нет (снегопад). Если дует ветер (вьюжно). Во время оттепели покажите, как снег изменится. Спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.

11. Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их значении и, когда возможно, о происхождении этих предметов. Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах. В любой детской книжке, которую родители читают своему ребенку, бывает много непонятных слов и выражений. Сами родители не всегда могут определить, какое слово или выражение будет ему понятно. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки будет бесполезным занятием.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей«Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании здорового дошкольника»

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребёнка является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду и семье. Здоровый малыш стремиться к движени...

консультация для воспитателей«Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании здорового дошкольника»

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребёнка является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду и семье. Здоровый малыш стремиться к движени...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".

Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах....

Консультация для воспитателей "Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников"

Умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка....

Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль дидактической  игры  в развитии дошкольников»...