Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.
статья на тему

Брагина Людмила Николаевна

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.

Брагина Людмила Николаевна,

воспитатель ГБОУ «Лицей №1828 «Сабурово», г. Москва

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.  

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Основная цель моей работы: развитие творческих способностей  и  речи детей посредством театрализованной деятельности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

-          последовательное знакомство с видами театра;

-          поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

-          совершенствование артистических навыков детей;

-          раскрепощение ребенка;

-          работа над речью (дикция, интонация, выразительность);

-          пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

-          учить грамотно и доступно выражать свои мысли;

-          закреплять правильное произношение всех звуков родного языка;

-          совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;

-          развивать степень активности;

-          совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей;

-          развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа;

-          развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев;

-          формировать опыт социальных навыков через театрализованную деятельность;

-          воспитывать культуру общения и речевой этикет.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации, помогая преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, всесторонне  развиваться. Поэтому не случайно в современных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном учреждении выделен специальный раздел: «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

  • создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и т.д.);
  • приобщать к театральной культуре (знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами кукольных театров);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами в едином педагогическом процессе;
  • создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Каждый педагог понимает, что создание  и развитие  театрализованной деятельности детей дело не простое и не дешевое – это настольный театр, куклы бибабо, декорации, пальчиковый театр, это костюмы для инсценировок и многое другое. Для решения этих вопросов нужно брать в союзники родителей – важно донести до них значимость для ребенка театрализованной деятельности.

Содержание занятий по театрализованной деятельности  включают в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов, чтение произведений художественной литературы, слушанье сказок, беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • упражнения для социально-эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • дикционные упражнения;
  • задания на развитие речевой и интонационной выразительности;
  • игры-превращения;
  • упражнения на развитие детской пластики;
  • пальчиковый игротренинг (для кукловождения);
  • отдельные упражнения по этике во время драматизации;
  • подготовка(репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • знакомство с костюмом, декорацией, мизансценой.

Следует подчеркнуть, что важную роль в театрализованной деятельности играет воспитатель. Необходимо, чтобы он не только выразительно читал или рассказывал что-либо, но и был готов к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры.

Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к тому, что читаешь. При чтении детям необходима не только артистичность, но и искренность, неподдельность чувств педагога.

Причем, чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее, должно быть чтение.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усваиванию содержания.

Недопустимо делить детей на «артистов» и «зрителей».

Подготовка к театрализованной деятельности детей – это сложный трудоёмкий процесс. Вначале воспитатель читает сценарий спектакля, проводит по нему беседу, чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Не следует детям делать замечания, призывать сидеть тихо. Это помешает им полноценно пережить события сказки, а педагог не увидит эмоциональную реакцию детей, что в дальнейшем затруднит его работу.

Психолог и философ С.Л.Рубинштейн(1889-1960) в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам».  Выразительность он рассматривал, как качественную характеристику речи,  которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие современного, интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед  аудиторией, поскольку очень часто бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публики, теряются в присутствии незнакомых лиц.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе свою совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться, как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка, лиса или медведь (русская народная сказка «Теремок» ), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.

В старших группах для обучения детей средствам речевой выразительности  используются более сложные упражнения. Например, можно предложить произнести с разной интонацией самые обычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «дай», «здравствуй» и т.д. (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).  Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной». Нельзя забывать о том, что интонация голоса воспитателя образец для подражания. Можно предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался собаки. Хорошо, если одну и ту же сценку проигрывает несколько человек. Не стоит говорить детям, у кого получилось лучше. Лучше спросить у кого получилось похоже и почему.

Затронув театрализованную деятельность нельзя не коснуться интонации, ведь интонация это очень интересное явление, одни и те же слова можно произнести по разному. Наевшись у бабушки пирожков, можно вставая из –за стола улыбнуться бабушке и всем присутствующим, выражая удовольствие сказать: «Большое спасибо!» или «Очень вкусно!» А можно просто проворчать себе под нос «Спасибо»  спрыгнуть со стула и  убежать во двор.  И в первом и во втором случае были сказаны слова благодарности, но слушать такие слова во втором случае не приятно, потому что интонация человека говорит « Вкусные пирожки, но бабушка их всегда готовит и я уже привык»

Интонация – это выражение чувств голосом. Я всегда говорю ребятам голосом можно играть: говорить тише, громче, выделять отдельные слова, шептать или кричать мама может войти в комнату и спросить «Что ты делаешь?» но если она увидит, что вы в это момент разрисовываете ее документы, то скорее всего она закричит «Что ты делаешь?»

Я учу детей моделировать голосом: громче, тише, передавать интонации. радость, удивление, испуг. если воспитателю дано читать стихи, рассказывать сказки, забавные истории, значит это будет дано и детям.

В старших группах для обучения детей средствам речевой выразительности  используются более сложные упражнения. Например, можно предложить произнести с разной интонацией самые обычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «дай», «здравствуй» и т.д. (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).  Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной». Нельзя забывать о том, что интонация голоса воспитателя образец для подражания. Можно предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался собаки. Хорошо, если одну и ту же сценку проигрывает несколько человек. Не стоит говорить детям, у кого получилось лучше. Лучше спросить у кого получилось похоже и почему.

Таким образом, театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрации, самостоятельные импровизации, на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие). 

Занятия строятся по единой схеме:

-          введение в тему, создание эмоционального настроения;

-          театрализованная деятельность (в разных формах);

-          эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Поэтому, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

-          выбор детьми роли по желанию;

-          назначение на главные роли наиболее застенчивых детей;

-          распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа);

-          проигрывание ролей в парах.

При этом всегда возникает вопрос, что делать, если ролей не хватает на всех детей, кто будет играть отрицательных героев?

Первую из них решает подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности  (по 10-12 человек в подгруппе). Кроме этого, чтобы охватить всех детей воспитатель может придумать новые роли.

Вторая проблема – отрицательные герои. Дети их зачастую не хотят играть. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все взрослые и дети – артисты и сыграть отрицательного героя всегда сложнее. Поэтому каждый ребенок должен исполнять, как положительные, так и отрицательные роли, чтобы в жизни образ отрицательного героя не «прилип» к ребенку.

Во время занятий необходимо:

  1. внимательно выслушать ответы детей, их предложения;
  2. если они не отвечают, то переходить к действиям персонажей
  3. при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
  4. в заключении вызвать у детей радость.

Известно, что многие дети испытывают огромные трудности при заучивании стихов в театрализованной  деятельности ребенка, очень важно помнить свою роль, внимательно следить за происходящим на сцене, во время вступит в диалог с партнером, а мы педагоги знаем, что далеко не у всех детей хорошая память и ее нужно постоянно тренировать. Как раз театрализованная деятельность и способствует развитию памяти. Для спектаклей в среднем и старшем  дошкольном возрасте использую стихотворную форму представления, так легче самому ребенку, потому, что рифма легче воспринимается а значит  запоминается.

Есть один замечательный прием заучивания стихов  с помощью языка  жестов, движения пальцев рук, а иногда всего тела,  которые позволяют показать жестом содержание стихотворения. Вспомним разучивание физкультурных минуток во время занятий – они запоминаются ребенком очень быстро, а почему? Потому, что ребенок чувствует свободу движения и пространство. Во время заучивания стихов руками активно развивается речь и психические процессы такие как:

-память

-внимание,

-образное мышление

-воображение

Не обязательно строго заучивать именно показанные взрослыми жесты, пусть на первых порах вы научите детей это делать, а потом пусть сами придумывают свои, фантазирую, запоминают, в этом случае процесс заучивания превратиться в увлекательную   игру. Дети любят движения поэтому такие занятия проходят живо и весело. Есть еще один замечательный способ заучивания стихов, т е схематического содержания стихотворения. Дети  5,  6 лет под диктовку сами зарисовать стихотворение, результаты после такого занятия ошеломляющие, так как текст стихотворения выучивается гораздо быстрее, а если брать полноту объема текста, то запоминается текст на 80 %.

Для театрализованной  деятельности и постановки спектаклей я использую произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Теремок», «Сказка о глупом мышонке» ит.д. Произведения этого автора  кладец  русского языка,  а какое разнообразие героев, характеров, поступков. Они учат сопереживать, сострадать  героям, понимать где добро, а где зло.

Чтение стихов,  используя язык тело движения, схемы,  проигрывание  постановок, спектаклей  все это развивает внимание ребенка, восприятие, фантазию, творческое воображение, волевые качества, обогащает эмоциональную сферу, активизирует связную речь, обогащает словарь ребенка, способствует поисковой активности, позволяет наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.

          

Литература:

  1. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников» Л. Ф. Тихомирова, Ярославль «Академи Доронова Т.Н. Играем в театр. Пособие для воспитателей, Москва. Просвещение.2005 год.
  2. Куцакова Л.В. , Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка дошкольника» Изд. центр Владос 2004 год.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду ТЦ Сфера 2004 год.
  4. Петрова Т.И., Сергеева Т.Л. Театрализованные игры в детском саду. Школьная Пресса 2004 год.
  5. Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных занятий» Моска 2004 год.
  6. Сорокина Н.Д. Играем в кукольный театр Аркти 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»...

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников".

quot;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"....

Проект "Театрализованная деятельность - как средство развитие творческих способностей дошкольников."

Театр -это средство эмоционального -эстетического воспитания детей в детском саду.Театральная деятельность -это самый распространеннный вид детского творчества.Театролизованная деятельность помогает р...

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Статья о развитии творческих способностей дошкольников разного возраста посредством театрализованной деятельности...

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творч...

Доклад к презентации «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Длятворческого развития способностей детей благоприятной средой являются театрализованные игры, так как вних особенно проявляются разные стороны развития ребенка....

Презентация «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Каждый ребенок актер от природы, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением....