Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
статья (подготовительная группа) на тему


Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень  своего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта47.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна

«Центр развития ребенка - детский сад «Жемчужинка».

Обобщение опыта на тему:

«Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

                                                                                                                                  Подготовила: воспитатель

Гапоненко Е.А.

Тулун, 2018 г.

слайд 2

"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

 а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком".

   Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно - новую ступень своего развития.

  В связи с этим, проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

 слайд 3

Разбираясь в данном вопросе, я обратилась к «Педагогическому словарю»  (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.), где понятие преемственности трактуется, как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

слайд 4

Каковы же основные задачи преемственности детского сада и школы?

1. Создать единое воспитательное пространство, наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для развития ребенка в соответствии с  требованиями государственного  образовательного стандарта.

2. Согласовать цели и задачи дошкольного и начального школьного образования в условиях образовательного процесса детского сада.

3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

4.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

5. Создать единую стратегию в работе с родителями.

   Преемственность между ДОУ и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника.

слайд 5

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного и дошкольного образования – важный этап в преемственности детского сада и школы.

На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной - на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика).  На первом месте стоит сформированность познавательных мотивов обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

 Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Именно поэтому педагоги детского сада особое внимание уделяют развитию активности ребенка. Знания детям не передаются в готовом виде, а осваиваются ими в процессе деятельности, организуемой педагогом, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, диалогу, общению, как необходимого компонента учебной деятельности. Воспитанники в детском саду учатся размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать свои предположения, наблюдать и делать выводы. Педагоги ДОУ развивают у детей внимание, память, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, закладывают основы логического мышления, которые тесно связаны с такими приемами, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.  В детском саду организованная образовательная деятельность   – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, в процессе которой дети общаются, отстаивают свою точку зрения, а не механически отвечают на задаваемые вопросы: ведь успешность обучения детей в школе напрямую связана с умственной деятельностью и познавательной активностью. Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом, образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.

слайд 6

В структуру нашей образовательной программы дошкольного образования включен раздел “Преемственность ДОУ и школы”, в соответствии с которым, ежегодно разрабатывается план преемственности детского сада и школ, который включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.

слайд 7

Цель раздела - обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования по трем основным направлениям обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

  • методическая работа с педагогами детского сада и школ (ознакомление с требованиями ФГОС к целевым ориентирам выпускника ДОУ);
  • работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
  • работа    с   родителями    (получение    информации,    необходимой    для подготовки  детей   к   школе,  консультирование  родителей   по  вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

слайд 8

В детском саду существуют следующие формы осуществления преемственности:

  1. Периодически дети совершают экскурсию в школу. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, кабинетами труда, актовым залом и др.
  2. Выпускники детского сада часто заходят в свой  любимый детский сад  к воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с теперешними воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах.

слайд 9

  1. Дети подготовительной группы присутствуют на школьных мероприятиях: «Посвящение в гимназисты», торжественная линейка, посвященная «Дню Знаний».  Такие встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
  2. Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года и в конце.
  3.   Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и ООД друг у друга. В ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада - будущим ученикам.

слайд 10

  1. Также проводятся коллективные и индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.

Таким образом, происходит естественная подготовка детей к школе и процесс адаптации становится менее болезненным.

 слайд 11

Закончить свое выступление я хочу словами доктора психологических наук Леонида Абрамовича Венгера:

« Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

- Благодарю за внимание!  слайд 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет – брифинг Тема: «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: опыт, проблемы, пути решения»

Педагогический совет – брифинг  Тема: «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: опыт, проблемы, пути решения»Цель:     Повыше...

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...

Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО

Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....

Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО

Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....