Эффективное использование предметно-развивающей среды
статья (подготовительная группа) по теме

Кистенева Наталья Владимировна

Эффективное использование предметно-развивающей среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жизненная компетентность дошкольника XXI века

Эффективное использование предметно-развивающей среды

Кистенева Наталья Владимировна

Воспитатель, ОДО ГБОУ СОШ № 322

Добрый день, уважаемые коллеги!

Разрешите представить вашему вниманию свое выступление по теме: «Эффективное использование предметно-развивающей среды»

Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Сегодня мы бы хотели вам рассказать о том, как нами используется ПРС (предметно-развивающая среда) для стимулирования детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей, обеспечения безопасности их жизни, для укрепления здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Предметно-пространственная среда в нашей группе служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности.

Развивающая среда группы организуется нами с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами.

Наша группа оснащена:

  • материалами и оборудованием для игровой деятельности;
  • материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
  • материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
  • материалами и оборудованием для двигательной активности.

Подбирая игрушки, мебель и оборудование для помещений, мы стремились максимально обеспечить условия для всестороннего развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Различные игрушки дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся конструкторы, настольно-печатные и дидактические игры.

Для сюжетно-ролевых игр в группе имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей (для девочек, например, есть «Уголок красоты», кухня, где имеется плита, раковина с краном, посуда. Для мальчиков уголок с машинами.

«Уголок доктора», где ребята могут применить на себе роль доктора или пациента.  

Игра «Магазин» в которую могут играть как девочки, так и мальчики. Для этого есть специальная касса, бумажные и круглые деньги.

В «Центре конструирования», где дети проявляют свою творческую фантазию есть: конструкторы разного размера, мягкие крупные модули, образцы построек различной сложности, крупные и мелкие объемные формы, тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый, металлический), строительный материал из коробок разной величины. Эти конструкторы применяются нами и на занятиях, например, при ФЭМП для представления образа цифры, для формирования понятия «доля числа».

Для речевого развития воспитанников нами созданы:

«Центр речевого развития», в котором для обучения грамоте есть настольные игры, магнитная азбука, рабочие тетради по развитию речи. Для развития всех сторон речи нами приобретены и созданы вручную дидактические игры: «Один-много», «Четвертый лишний», «Поиграй в слова».  Для развития речевого дыхания созданы пособия «Перышко», «Кто дунет дальше» и др. Для составления рассказов собраны серии сюжетных картинок, картотеки, лото, детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т.д.;

 «Центр книги», где нами оформляются выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников. Так же есть: портреты писателей и поэтов, рисунки детей к литературным произведениям. Здесь же по лексической теме недели оформляется книжный уголок, делается выставка. (так, например, совместно с родителями и детьми мы оформили выставку по теме недели «Русские народные промыслы России».

 «Центр театрализации» с различными видами театров, костюмами, аудио- и видеозаписями детских песен и сказок.

Для развития внимания, логического мышления и формирования математических представлений в нашей группе создан «Центр занимательной математики». В данном центре имеется магнитно – меловая доска, на которой дети самостоятельно или на занятиях работают с набором цифр и математических знаков. Здесь же у нас находятся самодельные математические игры (например, игра с прищепками, на прищепках написаны цифры и знаки. Ребенок берет прищепки и составляет на панно пример), наборы счетных палочек, математические пеналы. Имеются развивающие игры: «Математическое домино», «Составь куб», «Танграм», «Геометрические головоломки», «Сложи узор», «Логические блоки Дьенеша».

Для развития активной поисковой деятельности нами оформлен «Центр природы и экспериментирования» в который обеспечен свободный доступ детей. Весь материал в центре делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняется, чтобы вызывать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам. Нами вместе с детьми созданы макеты природно-климатических зон, макеты-панорамы; собраны различные коллекции, библиотека познавательной природоведческой литературы; ведется дневник наблюдений.

Трансформируемая нами в соответствии с ФГОС развивающая среда побуждает детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию друг с другом. Все необходимые материалы для нашей работы хранятся на полочках в доступных для детей местах, в коробках и контейнерах в экспериментальной зоне. Это позволяет детям не только под руководством взрослого, но самостоятельно, когда они захотят заняться детским экспериментированием.  Для этого нами была создана картотека опытов, карточки –схемы проведения экспериментов.

 «Художественно-эстетический центр», созданный для эстетического развития детей, нами расположен вдали от центров, предусматривающих высокую двигательную активность детей. Все иллюстрации, экспозиции картин и репродукций располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; иллюстрации выполнены в разных техниках и жанрах. В доступном для детей месте расположены различные средства продуктивной деятельности для самостоятельного и подгруппового использования: цветные карандаши, гуашь, кисти, цветные мелки, восковые мелки, фломастеры, пластилин, доски для пластилина, стеки, природный материал для оформления поделок на любую тематику.

В раздевалке оформлен уголок творчества детей.  

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому в нашей группе имеется «Центр здоровья», который оснащен нестандартным оборудованием для развития основных видов движений, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки.

Для родителей нами оформлены информационный уголок, из которого они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей.  уголки детского творчества.

В заключение своего выступления хочется сказать. Нам ещё много предстоит сделать, усовершенствовать, изучить…   Какие же хорошие глаголы -  стимулируют к мечтам, к действиям, к цели. А она у нас одна – здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования.

Будем рады ответить на Ваши вопросы, выслушать Ваши пожелания, замечания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное использование предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда, рекомендации по улучшению...

«Использование предметно-развивающей среды музыкального уголка»

laquo;Правила поведения родителей на детском празднике»Добро пожаловать на детский праздник к нам!И с правилами ознакомиться мы предлагаем вам.Мы в музыкальном зале рады видеть всех,Всегда звуч...

Эффективность организации предметно – развивающей среды в методическом кабинете детского сада

Характеристика компонентов  предметно-развивающей среды методического кабинета муниципального дошкольного образовательного учреждения...

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка"

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности"...