Формирование вокально-певческих навыков у дошкольников
материал

Богомыслова Ольга Викторовна

Формирование вокально-певческих навыков у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Формирование вокально-певческих навыков у дошкольников

        

Музыкальный руководитель

Богомыслова Ольга Викторовна

МБДОУ №13 «Улыбка»

Содержание

  1. Введение………………………………..………………………………..3
  2. Основная часть

-  План формирования вокально-певческих навыков………….….5

-  Основные моменты внедрения педагогической технологии формирования   вокально-певческих навыков…………………………………..…………………….…….5

          -  Приоритетная задача – индивидуально - дифференцированный подход………………………………………..……………………………..6

          -  Основные принципы в работе – целенаправленность, систематичность,      плановость, доброжелательность, открытость……………………………………………………….………...7

          Вокально-певческие навыки………………………………………..……………………………7

          -   Примеры артикуляционных упражнений…………………8

          - Этапы работы над песней……………………………………..12

           -  Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии

певческих  навыков……………………………………………………………..………14

         -    Результаты работы по развитию певческих навыков у дошкольников……………………………………………………………...15

       3.Заключение………………………………………………………………….16

4.Список литературы…………………………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

 «Каждый человек при рождении

получает уникальный дар-

                                                     голос.

И уникальность его заключается в том, что у него не

                                                              одна функция, а несколько.

                                                                                                                           О.В. Кацер

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребёнка.

Пение - путь к здоровью. Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста - важная и сложная задача, которая включает разнообразные игровые методы  и приемы развития голоса ребенка. «Голос является частью той энергии, жизненной силы, которая  дарована каждому ребенку. Голос – это инструмент общения человека с окружающим миром. Голос-это «озвученная душа», звучит он  по-разному: задорно, робко, восторженно, величаво».

«Голос может стать музыкальным инструментом. При помощи этого инструмента можно выразить свое настроение, передать в пении свое эмоциональное и душевное состояние. Голос может не только красиво звучать, но он способен оздоровить поющего человека». Пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов, освобождает человека от негативных эмоций, мыслей. Снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости.

Пение, музыкальное интонирование зависит от нескольких факторов.        

 -наличие наследственных музыкальных способностей;

 -окружающая музыкально-певческая среда;

 -процесс обучению пению включает в себя формирование и развитие певческих навыков и певческого голоса.

Процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

     - способствует развитию музыкальных способностей: мелодического слуха, ладового чувства,

    -   музыкальной памяти;

      -активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушария мозга, что  проявляется  в повышении работоспособности, улучшения настроения, активизации внимания;

      -развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;

      -естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;

      -улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;

      -расширяет диапазон голоса, речевые и певческие возможности;

      -речевой голос ребенка становится более устойчивым и выносливым: не срывается, не дрожит  и выдерживает длительную  речевую нагрузку;

       -создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

 « Методика вхождения ребенка в мир искусства проходит через «волшебный мост» игры. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой  можно научить ребенка петь». У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Спокойное дыхание гарантирует речь  и пение без напряжения. В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку: вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, легкому звучанию.

ЦЕЛЬ:  развитие вокально-певческих умений и навыков у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ: развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку;

                  развитие способности петь выразительно, естественным голосом;

                  развитие правильного дыхания;

                  развитие умения передавать характер песни, петь легко, весело, театрально.

Основная часть

План формирования вокально-певческих навыков

  1. Песенки - распевки;
  2. Дыхательная гимнастика;
  3. Артикуляционная гимнастика;
  4. Пальчиковые игры;
  5. Валеологические игры;
  6. Игры и упражнения на развитие голоса и слуха;
  7. Система упражнений для развития голоса и слуха.

Основные моменты внедрения педагогической технологии формирования            вокально-певческих навыков

Пение используется во всех видах образовательной деятельности, досугах, развлечениях. Дети выражают свою радость от красоты музыкального произведения словами. Имею большую фонотеку детских песен, использую в музыкально-дидактических играх, в дыхательной  и артикуляционной гимнастике, в оздоровительных и  фонопедических  упражнениях, в играх-упражнениях, развивающих певческие умения и навыки, в валеологических  и пальчиковых играх. Подбирая песни для исполнения детьми, стараюсь опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен: песни о дружбе, бережном  отношении к природе, любви к животным. Дети выступают на родительских собраниях, на концертах в общеобразовательной школе, посвященных празднованию  Великого дня Победы и Дня России. Ежегодно дети принимают участие в смотре-конкурсе «Хрустальная капелька» в центре культуры и искусства и получают дипломы. В этом году дети за исполнение песни «Тида-рида-райда» получили первое место.

Для развития певческих навыков у детей необходимы многократные повторения, у детей формируется устойчивый интерес к пению, стабильно развиваются певческие умения и навыки, развиваются креативные свойства личности ребенка: театральность, артистичность, способность к творческому воображению. Дети особенно охотно поют, находясь в игровой ситуации, они получают удовольствие и радость от пения, дети поют,  выступая  в кукольных театрах.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей – научить  ребёнка петь  красиво, певуче, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое  главное с большой самоотдачей, что мы и  стараемся реализовать в процессе занятий.

 Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитываю, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого использую  вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова.

Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.

Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

 

В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами:

1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.

2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей

3. Принцип доброжелательности и открытости.

 Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подбираю интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки, прибаутки, дразнилки  вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

В первую очередь, детям напоминаю правила певческой установки и постоянно контролирую  их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий ребёнок, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

Певческая установка  – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению  слежу за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

- сидеть (стоять) ровно;

- не сутулиться;

- корпус и шею не напрягать

- голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

- дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука;

Я с детьми говорю так: «Ножки - раз, ручки - два, спинка - три! Певческая фигура, замри!»

 Вокально-певческие  навыки:

 - распевание;

- дыхание;

- звукообразование;

- дикция;

- чистота интонирования;

- ансамбль.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного лёгкого пения. Эмоциональность и выразительность педагога при исполнении песни необходимы, так как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.

Песенки-распевки не должны быть скучными и длинными. Наилучший вариант – несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной  гаммы. Трезвучия на гласные звуки: А-У-И-О, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению. Например, упражнение для распевания: «Я Колобок, Колобок». Предложить выполнить упражнение  более способным детям, поощряю оригинальность исполнения, использую приёмы театрализации: пение вместе с театральной куклой, использую попевки-приветствие, упражнения на развитие голоса и слуха: «Солнышко, ясное, здравствуй!».

Певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения.  

Дыхательная гимнастика:

1.Задержи дыхание, набери полные лёгкие воздуха и выпусти медленно. Порциями у-у-у-у-у-у

2. Разомкнуть зубы, опустить подбородок. Дети должны представить, что в руках у каждого из них роза. Вот цветок распускается и  становится большим и пышным. Одновременно со взмахом руки педагога дети произносят: «Ах! Нюхаем цветок, затем руку отводим –а-а-а-а-ах».

3. Упражнение с пёрышком, которое подвешивается на прикреплённой к палочке  ниточке. Дети делают певческий вдох, а затем медленно  непрерывно выдыхают, стараясь,  чтобы пёрышко, отклонившись от потока воздуха, не упало.

4. Спеть песню издалека, пение по «телевизору».

Артикуляционно - дыхательная гимнастика:

-вдох длинный 5сек., затем три выдоха;

-короткий вдох – длинный выдох;

-длинный звук «с», «ш»;

-массируем крылья носа (постучать пальчиками);

-три раза широко открыть рот;

-распевание по трезвучьям;

-упражнения для языка, губ, как бы в рот попала горячая картошка.

В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами. Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Для развития дыхания  пропеваем  открытые слоги – да, та, ля. Игры и упражнения для развития дыхания: «Весёлый паровозик», «Воздушный шарик». Основная цель артикуляционной гимнастики – у детей повышаются показатели уровня развития речи, формируются певческие навыки, улучшается музыкальная память, внимание.

Например, игра «Язычок».

Артикуляционная игра для малышей. Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения).

Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В.Емельянова, которые делятся на статические и динамические.

 Примеры статических артикуляционных упражнений:

1«Птенчик» - широко открыть рот;

2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

 Примеры динамических артикуляционных упражнений:

1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;

2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д. Кабалевского;

Артикуляционная гимнастика не только укрепляет речевой аппарат, но и развивает певческий голос, способствует его охране, а также укрепляет здоровье ребёнка.

На занятиях использую валеологические песенки. (Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни). Песенки поднимают детям настроение, задают позитивный к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат в коллективе. Валеологические песенки – отличное начало для любой непосредственно образовательной деятельности.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы). Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных.

 Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни.  Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

 Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. Задача речедвигательных упражнений – ритмичное исполнение стихотворного текста, развитие тонких движений пальцев рук. Ритмодекламация - одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей.  Ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.

 Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф и так далее). Для эффективности использую пособия «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие). Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella.

 Особый интерес вызывают у детей пальчиковые игры. Они развивают речь ребёнка, двигательные качества, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении, я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз.

Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.

 Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие). В средней группе использую разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

 Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

 Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку – кивок головы. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание.

 Песенное творчество.

В развитии певческих навыков придаю большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

 Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляю эти склонности и содействую их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжаю работать над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

 Все вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

Работа над песней:

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:

- краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);

- пояснение непонятных слов;

  - чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;

- разгадывание загадок, ребусов;

- вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

 

2 этап – разучивание песни.

Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

 После прослушивания песни провожу беседу с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.

 Для того чтобы дети быстро запомнили песню помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»)

 Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях стараюсь больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.

 

3 этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

 Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков.

Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.

В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса. Для родителей выставляю папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.

 В период целенаправленной работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста оформляю  родительские уголки: «Охрана детского голоса», «Пойте на здоровье», «Мелодии для самых маленьких», «Колыбельные песни – лирика материнства», «Советы тем, кто хочет научиться петь». Так же в родительских уголках помещаю тексты разучиваемых песен. Родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на дошкольников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. 

 В работе с воспитателями использую открытые просмотры («Путешествие Язычка», «Всем нам песни петь не лень» и другие), консультации («Советы взрослым по охране голоса детей дошкольного возраста», «Хороводные игры в работе с детьми младшего и среднего возраста», и другие), беседы, круглый стол, семинары, где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), дети занимаются самостоятельной вокальной деятельностью, организовывают сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.

 Результаты работы:

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

дети любят петь,

научились владеть своим голосом,

понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,

научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,

научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,

научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. На занятиях по развитию певческих навыков, дошкольники участвуют в исполнительской деятельности, что помогает  им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не понизило интерес к ней, а, наоборот, дало ей новую жизнь. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.

 Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей характер и смысл песни.

Заключение

         Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.

 В будущем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Тутти». Авторская программа.  А. Буренина, Тютюнникова;
  2. Музыкальный букварь. Н. Ветлугина
  3. «Ладушки» Каплунова. Новоскольцева.
  4. Музыкальное воспитание  детей раннего возраста  авт. Бабаджан;
  5. Музыкальные занятия с малышами. В.А.Петрова;
  6. Учите детей петь (Песни и упражнения для развития голоса у детей) авт., Орлова, Бекина;
  7. Хоровое сольфеджио  авт. Струве;
  8. Игровая методика обучения детей пению О.В. Кацер.
  9. Логопедические распевки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры,

автор Гаврищева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культурно гигиенических навыков у дошкольников.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт н...

Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Данный материал будет полезен родителям дошкольников, а также воспитателям, которые смогут разместить его в информационном родительском уголке...

Методическая разработка по теме: "Формирование вокально-певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"

Проблемой формирования вокально-певческих навыков занимались многие педагоги и учёные, такая проблема остаётся и по сей день открытой. В данной методической разработке я представляю вам свой опыт рабо...

«ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Работа адресована музыкальным руководителям детских садов, заинтересованных в развитие вокальных способностей детей и основана на игровых  приёмах подготовки голосов детей к пению....

Формирование вокально-певческих навыков младших дошкольников с использованием игровых технологий

В данной разработке я представляю опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию и развитию вокально-певческих навыков с помощию игровых технологий...

Музыкальный фольклор как средство формирования вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальный фольклор как средство формирования вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....