Учебно-методическая разработка по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Дашкова Ирина Евгеньевна

Необходимо в дошкольном возрасте формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вус к творческой работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие по развитию логического мышшления у детей дошкольного возраста

Цель: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вкус к творческой работе.

  1. Игра «На что это похоже?»

Развивает ассоциативность мышления.

Педагог рисует на доске несколько геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг, квадрат, зигзаг) и обсуждает с детьми, на что это может быть похоже

  1. Игра "Теремок"

Развивает системность мышления

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

  1. Игра "Что на что похоже? "

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой 8, которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывалыциков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

  1. Игра «Дорисуй»

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

  1. «Сочинить сказку по картинке»
  2. Игра "Что на что похоже? "

Дети учатся узнавать предметы по их схематичному изображению. Каждому ребенку раздается по 5-6 карточек со схематичным изображением предметов. Он угадывает, что изображено на рисунках.

  1. «Сказка по-новому»

Педагог предлагает рассказать сказку про «Красную шапочку», только герои ее будут наделены новыми, не свойственными им характеристиками: Волк не злой, а добрый, Красная шапочка не маленькая девочка, а взрослая, охотники не храбрые, а трусливые и т.д.

  1. Игра "Соедини картинки в рассказ"

Педагог предлагает ребятам дорисовать изображения на карточках, а затем придумать рассказ, где были бы все изображенные предметы.

  1. Игра «Коллаж из сказок»

Педагог предлагает несколько ситуаций из разных знакомых сказок, и соединить их в одну. Можно использовать картинки, и тогда выполняется творческая работа в виде коллажа.

Работа по развитию логического мышления с использованием метода мнемотехники может проводиться с использованием мнемотаблиц Т.В.Болыневой из книги «Учимся по сказке».

На 1 этапе - педагог с детьми рассматривает таблицы и разбирают то, что на них изображено.


На 2 этапе - осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование символов в образы, например:

домик - *Й, волк -

медведь - Hili'.

На 3 этапе осуществляется пересказ с опорой на символы (образы), то есть происходит отработка метода запоминания.

При этом большое значение уделяется обучению детей чтению символов.

В таблицах схематически изображены персонажи сказки, явления природы, некоторые действия, то есть все то, что считает нужным отразить педагог.

В занятия включены различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, народных примет, отгадывание загадок и т.

Д.

Пример 1: отгадывание загадок при помощи мнемотаблицы

Круглая,

а не мяч.

Желтая,

а не солнце

с хвостом,

а не мышь.

«Загадка (репка)»


«Загадка (ёжик)»

Под соснами,

под елками

Бежит мешок с

иголками


Пример 2: заучивание стихотворения при помощи мнемотаблицы:

«Игрушки»

Много игрушек

в нашем саду.

длинноухие зайцы,

Наши игрушки стоят
на виду.

Кот в сапогах,

и барабаны,

и балалайки.

Куклы нарядные в
платьях сидят,

куклы на зайцев и
мишек

глядят.

Мы

наши игрушки

не ломаем,

их у друзей не


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программапо развитию логического мышленияу детей дошкольного возраста...

Методическая разработка игр и упражнений для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказател...

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

Математическое развитие ребенка… Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открыв...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича» воспитателя Мельниковой Ольги Сергеевны на 2020 – 2025 уч.г.

Индивидуальный план профессионального развития«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича»воспит...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...